План:
Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 1 Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища----------------------------------------
Глава 2 Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане-\-----------
Глава 3 Участие Кищинцев в Великой Отечественной войне------------
Глава 4 Духовная жизнь и быт жителей аула Кища---------------------------
Заключение----------------------------------------------------------------------------51
Библиография-------------------------------------------------------------------------53
Введение.
За последние годы всё чаще появляются отдельные работы и статьи, посвящённые изучению различных периодов истории дагестанских аулов, в частности некоторые моменты, периоды развития аула Кища. Основная цель дипломной работы изучить прошлое, проследить те коренные изменения, которые произошли в общественной и духовной жизни кищинцев. Материал для своей дипломной работы собрал из различных источников.
Следует отметить, малочисленность письменных источников, освещающих историю и социально-экономическое развитие аула. Значительная часть материала (уникальные рукописные книги, документы, письма) хранятся в личных архивах жителей аула.
Имеющиеся краткие описания авторов, разбросанные по самым разнообразным и разнохарактерным изданиям, не создают сколько-нибудь полной картины. Все имеющиеся сведения о кищинцах весьма отрывочны и туманны. Некоторые сведения содержатся в книгах Ибрагима Ибрагимова «Нарушенная клятва», «Род продолжится» на даргинском языке[1], «Материальная культура даргинцев» под общей редакцией ряда авторов[2], история Дагестана[3].
Источниковедческой основой при написании этой дипломной работы - “Очерки истории аула Кища”, послужили материалы районного архива, годовые отчёты аула Кища, предания и рассказы старожилов аула, воспоминания участников гражданской и Великой Отечественной войн. Одновременно изучал архивные материалы фондов ЦГА республики Дагестан. Кроме того, посетил почти все исторические места, связанные с историей аула Кища.
Данная дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии. В основу первой главы большой частью легли исторические предания и легенды, сохранившиеся в памяти народа, которые находят некоторые исторические подтверждения.
При написании вопроса об этимологии аула использовал частушки К(ъ)удула Бахмуда[4]. Исследования в области исторических корней аула Кища проводились на основе книги Р.М. Магомедова: «Памятник истории и письменности даргинцев в 17 веке»[5].
При написании вопроса о сельском управлении аула до революции пользовался источником «История Дагестана» многотомник[6].
Авторы труда «Материальная культура даргинцев» С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов, А.Г. Пашаева придают большое значение в Кайтагском участке производству тканей из конопли, но они мимоходом упоминают о кищинцах, когда речь идёт о производстве шерстяных тканей из сукна (ихъла). В данной работе этот вопрос раскрыть полно.
При написании первой главы частично пользовался материалом из «Учёных записок» ИИЯЛ им. Г. Цадасы[7].
В ходе написания 2-рой главы «Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане» основным источником послужили материалы из фондов ЦГА РД[8]. При раскрытии этого вопроса широко использовал воспоминания участников этих событий. Некоторые воспоминания участников Гражданской войны подтверждаются записями, которые хранятся в фондах ЦГА РД. В фондах сохранились записи об участии бывших красных партизан - кищинцев в Гражданской войне в Мамедкале, Маджалисе, Дербенте, Карабудахкентском районе.
Для раскрытия 3-й главы, вопроса об участии кищинцев в Великой Отечественной войне, пользовался архивным материалом администрации селения Кища Дахадаевского района. При раскрытии вопроса о кищинцах, сражавшихся на фронтах войны использовал воспоминания самых участников Великой Отечественной войны.
При рассмотрении главы 4 «Духовная жизнь и быт жителей аула Кища» широко пользовался материалами «Материальная культура даргинцев»[9]. Вопрос, касающийся обрядов, праздников, селян написал со слов старожилов и аксакалов аула, а также книгой молодого писателя, уроженца и жителя селения Кища Ибрагима Ибрагимова[10].
Со слов Жяхпарла Сулайбана мы узнаём об известном исполнителе народных мотивов на чунгуре Цандла Али, который по мастерству превзошёл самого Амарла Батырая, известного мастера наигрышей Кайтаг-Дарго.
В данной дипломной работе, разумеется, не все вопросы освещены достаточно полно, из-за малочисленности письменных и других источников. Я лишь попытался внести определённый вклад в разработку некоторых вопросов, касающихся различных сторон истории и культуры отдельной этногруппы даргинцев.
Мне представляется , что дипломная работа «Очерки истории аула Кища» сыграет положительную роль в деле воспитания у подрастающего поколения любви к собственной истории и культуре.
Глава 1. Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища.
Даргинцы занимают центральную часть Дагестана. На севере они граничат с аварцами и кумыками, на юге - с лезгинами и табасаранцами, на востоке - с кумыками и на западе - с лакцами и аварцами.
Недалеко от районного центра Дахадаевского района - селения Уркарах - в километрах семи к западу расположено селение Кища. Оно раскинулось в очень живописной местности. Отроги Большого Кавказского хребта (а именно горы Лис) обступают селение с юга и с запада, а с севера - скалистая гряда.
Село находится на высоте 1300 - 1400 метров над уровнем мирового океана и расположено на ровной местности, окружённой альпийскими лугами и разбросанными по всей территории островками леса (осиняка и дубово-орешника) и одиночными деревьями дикой груши и многочисленными кустарниками рододендрона.
При подходе к селу путь несколько раз пересекается чистыми горными речушками с холодной ключевой водой. Из Кища хорошо видны зимой и летом, покрытые снегом горы: Алардагъ, Курудагъ, Камчадагъ, Магьрукь. Эти горы находятся к юго-западу от Кища, на расстоянии 75-78 км. На северо-западе от селения проходит мощный скалистый хребет Лис. На расстоянии 4 км к северу возвышается гора Къяба (отсюда и само название Къяба-Даргинской местности). Через село проходит узловая дорога в Харбук, Хуршни, Шулерчи и Дейбук. Если посмотреть со стороны или с вершины горы Лис, видны многие селения Акушинского и Дахадаевского районов, селение Кища действительно отличается своим равнинным местом расположения.
Интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям: он связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было, так и создавалась история.
Люди особенно интересовались тем как, когда, кем был основан аул, что происходило в данном месте, интересовало самое «начало», хотелось узнать, откуда всё повелось название ставшее понятным, стремились обычно объяснить, увязав его с именем легендарного основателя населённого пункта, или с событием, происходившим в данном месте.
Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными событиями.
Какова же судьба аула Кища и его жителей? Имеющие архивные и археологические материалы и устное народное творчество дают основания придти к такому выводу, что аул Кища неоднократно подвергался вражеским нашествиям извне и феодальным грабежам.
Археологические памятники показывают, что современная территория даргинцев была заселена ещё в древно-каменную эпоху[11].
Рассматривая историю, как науку, изучающую развитие человеческого общества как единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса развития общества в целом, есть основание придти к такому заключению, что исторические судьбы кищинцев тесно были связаны с судьбами всех народов Дагестана, кищинцы в нерушимой семье братских народов Дагестана развивали свою культуру и отстаивали от вражеских вторжений свои насиженные земли и свободное существование.
В процессе образования села главным, определяющим является стремление расположить поселение в таком месте, где оно было бы обращено к солнцу большую часть дня. После того, как выбрано место, рассматривался вопрос о близости источника воды[12].
Другой важный фактор - оборонительный, селение представляло собой естественные крепости.
Марков Г.Е. указывал, что «в Дагестане всё, что может служить для защиты страны находится в целесообразном порядке: тропинки едва существуют, аулы неприступны, каждое жилище в отдельности неудобопроницаемо и все эти кажущиеся неудобства дагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора[13].
Далее продолжает он, - в Дагестане я бывал в деревнях, имеющих доступ единственно через одни узкие ворота, такие аулы прикреплены к скалам на крутых стенах ущелий и к скалистым хребтам.
Макаров Г.Е., побывав на Кавказе, пишет: «Засели в местах, к которым не проберёшься ни сверху, ни снизу. Каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону.
Все эти факторы учитывались в процессе образования селения Кища. Об этом свидетельствует название, и место расположения первоначального села. Многие сторожили аула, подтверждают, что нынешнее нижнее селение называлась «Ц1урмиг1янт», что значит, аул расположенное на высокой горе (скале), окружённой с трёх сторон высокой скалой до 100м., с одной стороны окружён каменной стеной шириной 2,5м., высотой 3-4м., вход в село только через единственные ворота, охраняющих вооруженными сторожами[14].
Ныне сохранились ворота крепости и являются воротами жилой площади Гасатаева Магомеда и Някъакар Гаджи (чулак Гаджи), сохранились также развалины крепости. О названии (первоначальном) Ц1урмиг1янт нижнего селения Кища свидетельствует передающие от поколения к поколению частушки Къудула Бахмуда:
Ц1урмиг1янтра г1ят1иис
Пат1иматра наб ририс ...
Что значило:
Я разрушу Цурмиант
Себе возьму Фатиму ...
В старину в окрестностях нынешнего села Кища существовали несколько поселений (махьи): Дибга ая, Шумрала ая, Иркниша, Хуламуркраци ая, Шумрала ая, Дахцани, Бурцца пик. В результате многочисленных нападений со стороны эти поселения и хутара начали переселяться на равнину близ Цурмиант. Что послужило образованию нынешнего селения Кища, ки (киттибил) - верхнее, ши - село. По рассказам, жители 6 поселений отправили послов к талхану (правителю) Цурмиант с просьбой, чтоб им разрешил переселиться близ Цурмиант. Правитель дал на это согласие потому, что в силу этого у него увеличивалась сила и власть. У каждого поселения была своя специализация. Об этом говорили археологические раскопки на местах. Между стенами находили поломанную каменную посуду, наконечник для сохи, принадлежности для повозок, для арбы и волов, каменный топор и др.. Некоторые из них находятся в школьных музеях. О специализации поселений Дахцани, Шумрала ая, Иркниша говорит то, что и сегодня в окрестностях этих хуторв получают большие урожаи зерна. Бурцца пик и Дибга ая были известны как скотоводы, у них была соответствующая местность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8