Рефераты. Очерки истории аула Кища

Очерки истории аула Кища

План:


Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2


Глава 1 Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища----------------------------------------


Глава 2 Кищинцы в годы Гражданской войны в         Дагестане-\-----------


Глава 3 Участие Кищинцев в Великой Отечественной      войне------------


Глава 4  Духовная жизнь и быт жителей аула Кища---------------------------


Заключение----------------------------------------------------------------------------51


Библиография-------------------------------------------------------------------------53














Введение.


За  последние  годы всё чаще появляются отдельные  работы и статьи, посвящённые изучению различных периодов истории дагестанских аулов, в частности некоторые моменты, периоды развития аула Кища. Основная цель дипломной работы  изучить прошлое, проследить те коренные изменения, которые произошли в общественной и духовной жизни кищинцев. Материал для своей  дипломной работы собрал из различных источников.

Следует отметить, малочисленность письменных источников, освещающих историю и социально-экономическое развитие аула. Значительная часть материала (уникальные рукописные книги, документы, письма) хранятся в личных архивах жителей аула.

Имеющиеся краткие описания авторов, разбросанные по самым разнообразным и разнохарактерным изданиям, не создают сколько-нибудь полной картины. Все имеющиеся сведения о кищинцах весьма отрывочны и туманны. Некоторые сведения содержатся в книгах Ибрагима Ибрагимова «Нарушенная клятва», «Род продолжится» на даргинском языке[1], «Материальная культура даргинцев» под общей редакцией ряда авторов[2], история Дагестана[3].

Источниковедческой основой при написании этой дипломной работы - “Очерки истории аула Кища”, послужили материалы районного архива, годовые отчёты аула Кища, предания и рассказы старожилов аула, воспоминания участников гражданской и Великой Отечественной войн. Одновременно изучал архивные материалы фондов ЦГА республики Дагестан. Кроме того, посетил почти все исторические места, связанные с историей аула Кища.

Данная дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии. В основу первой главы большой частью легли исторические предания и легенды, сохранившиеся в памяти народа, которые находят некоторые исторические подтверждения.

При написании вопроса об этимологии аула использовал частушки К(ъ)удула Бахмуда[4]. Исследования в области исторических корней аула Кища проводились на основе книги Р.М. Магомедова: «Памятник истории и письменности даргинцев в 17 веке»[5].

При написании вопроса о сельском управлении аула до революции пользовался источником «История Дагестана»  многотомник[6].

Авторы труда «Материальная культура даргинцев» С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов,  А.Г. Пашаева  придают большое значение в Кайтагском участке  производству тканей из конопли,  но они мимоходом упоминают о кищинцах, когда речь идёт о производстве шерстяных  тканей из сукна  (ихъла). В данной работе этот вопрос раскрыть полно.

При написании первой главы частично пользовался материалом из «Учёных записок» ИИЯЛ им. Г. Цадасы[7].

В ходе написания  2-рой главы «Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане» основным источником послужили материалы из фондов ЦГА РД[8]. При раскрытии этого вопроса широко использовал воспоминания участников этих событий. Некоторые воспоминания участников Гражданской войны подтверждаются записями, которые хранятся в фондах ЦГА РД. В фондах сохранились записи об участии бывших красных партизан - кищинцев в Гражданской войне в Мамедкале, Маджалисе, Дербенте, Карабудахкентском районе.

Для раскрытия 3-й главы, вопроса об участии кищинцев в Великой Отечественной войне, пользовался архивным материалом администрации селения Кища  Дахадаевского района. При раскрытии вопроса о кищинцах, сражавшихся на фронтах войны использовал воспоминания самых участников Великой Отечественной войны.

При рассмотрении главы 4 «Духовная жизнь и быт жителей аула Кища» широко пользовался материалами «Материальная культура даргинцев»[9].  Вопрос, касающийся обрядов, праздников, селян написал со слов старожилов и аксакалов аула, а также книгой молодого писателя, уроженца и жителя селения Кища Ибрагима Ибрагимова[10].

Со слов Жяхпарла Сулайбана мы узнаём об известном исполнителе народных мотивов на чунгуре Цандла Али, который по мастерству превзошёл самого Амарла Батырая, известного мастера наигрышей Кайтаг-Дарго.

В данной дипломной работе, разумеется, не все вопросы освещены достаточно полно, из-за малочисленности письменных и других источников. Я лишь попытался внести определённый вклад в разработку некоторых  вопросов, касающихся различных сторон  истории и культуры отдельной этногруппы даргинцев.

Мне представляется , что дипломная работа «Очерки истории аула Кища» сыграет положительную роль в деле воспитания у подрастающего поколения любви к собственной истории и культуре.







Глава 1.  Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища.


Даргинцы занимают центральную часть Дагестана. На севере они граничат с аварцами и кумыками, на юге - с лезгинами и табасаранцами, на востоке  -  с кумыками и на западе  -  с лакцами и аварцами.

Недалеко от районного центра Дахадаевского района  -  селения Уркарах  -  в километрах семи к западу расположено селение Кища. Оно раскинулось в очень живописной местности. Отроги Большого Кавказского хребта (а именно горы Лис) обступают селение с юга и с запада, а с севера  -  скалистая гряда.

Село находится на высоте 1300 - 1400 метров над уровнем мирового океана и расположено на ровной местности, окружённой альпийскими лугами и разбросанными по всей территории островками леса (осиняка и дубово-орешника) и одиночными деревьями дикой груши и многочисленными кустарниками рододендрона.

При подходе к селу путь несколько раз пересекается чистыми горными речушками с холодной ключевой водой. Из Кища хорошо видны  зимой и летом, покрытые снегом горы: Алардагъ, Курудагъ, Камчадагъ, Магьрукь. Эти горы находятся к юго-западу от Кища, на расстоянии 75-78 км. На северо-западе от селения проходит мощный скалистый хребет Лис. На расстоянии 4 км к северу возвышается гора Къяба (отсюда  и само название Къяба-Даргинской местности). Через село проходит узловая дорога в Харбук, Хуршни, Шулерчи и Дейбук. Если посмотреть со стороны или с вершины горы Лис,  видны многие селения Акушинского и Дахадаевского районов, селение Кища действительно отличается своим равнинным местом расположения.

Интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям: он  связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было, так и создавалась история.

Люди особенно интересовались тем  как, когда, кем был основан аул, что происходило в данном месте, интересовало самое «начало», хотелось узнать, откуда всё повелось  название ставшее понятным, стремились обычно объяснить, увязав его с именем легендарного основателя населённого пункта, или с событием, происходившим в данном месте.

Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными событиями.

Какова же судьба аула Кища и его жителей? Имеющие архивные и археологические материалы и устное народное творчество дают основания придти к такому выводу, что аул Кища неоднократно подвергался вражеским нашествиям извне и феодальным грабежам.

Археологические памятники показывают, что современная территория даргинцев была заселена ещё в древно-каменную эпоху[11].

Рассматривая историю, как науку, изучающую развитие человеческого общества как единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса развития общества в целом, есть основание придти к такому заключению, что исторические судьбы кищинцев тесно были связаны с судьбами всех народов Дагестана, кищинцы в нерушимой семье братских народов Дагестана  развивали свою культуру и отстаивали от вражеских вторжений свои насиженные земли и свободное существование.

 В процессе образования села главным, определяющим является стремление расположить поселение в таком месте, где оно было бы обращено к солнцу большую часть дня. После того, как выбрано место, рассматривался вопрос о близости источника воды[12].

Другой важный фактор - оборонительный, селение представляло собой естественные крепости.

Марков Г.Е. указывал, что «в Дагестане всё, что может служить для защиты страны находится в целесообразном порядке: тропинки едва существуют, аулы неприступны, каждое жилище в отдельности неудобопроницаемо и все эти кажущиеся неудобства дагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора[13].

Далее продолжает он, - в Дагестане я бывал в деревнях, имеющих доступ единственно через одни узкие ворота, такие аулы прикреплены к скалам на крутых стенах ущелий и к скалистым хребтам.

Макаров Г.Е., побывав на Кавказе, пишет: «Засели в местах, к которым не проберёшься ни сверху, ни снизу. Каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону.

Все эти факторы учитывались в процессе образования селения Кища. Об этом свидетельствует название, и место расположения первоначального села. Многие сторожили аула, подтверждают, что нынешнее нижнее селение называлась «Ц1урмиг1янт», что значит, аул расположенное на высокой горе  (скале), окружённой с трёх сторон высокой скалой до 100м., с одной стороны окружён каменной стеной шириной 2,5м., высотой 3-4м., вход в село только через единственные ворота, охраняющих   вооруженными сторожами[14].

Ныне сохранились ворота крепости и являются воротами жилой площади Гасатаева Магомеда и Някъакар Гаджи (чулак Гаджи), сохранились также развалины крепости. О названии (первоначальном) Ц1урмиг1янт нижнего селения Кища свидетельствует передающие от поколения к поколению частушки Къудула Бахмуда:

                     Ц1урмиг1янтра г1ят1иис

                    Пат1иматра наб ририс ...

Что значило:

                   Я разрушу Цурмиант

                   Себе возьму Фатиму ...

В старину в окрестностях нынешнего села Кища существовали несколько поселений (махьи): Дибга  ая, Шумрала ая, Иркниша, Хуламуркраци ая, Шумрала ая, Дахцани, Бурцца пик. В результате многочисленных нападений со стороны эти поселения и хутара начали переселяться на равнину близ Цурмиант. Что послужило образованию нынешнего селения Кища, ки (киттибил) -  верхнее, ши - село. По рассказам, жители 6 поселений отправили послов к талхану (правителю) Цурмиант с просьбой, чтоб им разрешил переселиться близ Цурмиант. Правитель дал на это согласие потому, что в силу этого у него увеличивалась сила и власть. У каждого поселения была своя специализация. Об этом говорили археологические раскопки на местах. Между стенами находили поломанную каменную посуду, наконечник для сохи, принадлежности для повозок, для арбы и волов, каменный топор и др.. Некоторые из них находятся  в школьных музеях. О специализации поселений Дахцани, Шумрала ая, Иркниша говорит то, что и сегодня в окрестностях этих хуторв получают большие урожаи зерна. Бурцца пик и Дибга ая были известны как  скотоводы, у них была соответствующая местность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.