Эффективное управление себестоимостью продукции невозможно без строго и регулярного контроля за уровнем затрат на производство.
Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Существуют разные сферы и виды контроля. Однако они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности. Считают, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности.
В заключении следует еще раз отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема разработки и использования в практике новых подходов к эффективному управлению издержками производства широко обсуждается в отечественной и зарубежной экономической литературе. Зарубежная методика управления затратами на основе маржинального анализа рассмотрена в третьей главе.
2. Совершенствование практики управления затратами предприятия на производство и реализацию продукции
2.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа
Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью. Данный метод управленческих расчетов разработан был в 1930 году американским инженером Уолтером Раунтенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе 1971 г. Н.Г. Чумаченко.
Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ - костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.
Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.
Система "директ - костинг" является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
Наиболее важные аналитические возможности маржинального анализа состоят в определении:
действия операционного (производственного) рычага;
безубыточного объема производства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
запаса финансовой прочности предприятия);
необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные;
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
2.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа
Как уже отмечалось в параграфе 1.2 затраты классифицируют по различным признакам. В основу методики маржинального анализа положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объёма производства на переменные и постоянные.
К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объёма производства: затраты на сырьё и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на основные производственные цели и другие расходы.
Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объёму производства продукции. На практике пропорциональная зависимость "выручка от реализации - переменные затраты" обладает меньшей жёсткостью. Например, при увеличении закупок сырья поставщики его нередко предоставляют предприятию скидку с цены, и тогда затраты на сырьё растут несколько медленнее объёмов производства.
К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например, арендная плата, проценты за пользование кредитом, начисленная амортизация основных фондов, оклады управленческих работников, административные расходы и другие расходы.
Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условные, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами "директ - костинг".
Важнейшем аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые) т.о., постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в процессе производства.:
Zconst= Zполезные+Zбесполезные
Величину полезных и бесполезных затрат можно определить по формуле:
Zбесполезные = (Nmax - Nэфф )* Zconst /Nmax
Z полезные= Nэфф * Zconst/Nmax,
где Nmax -максимально возможный выпуск продукции;
Nэфф-фактический объем производства продукции.
Степень реагирования издержек производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат. Этот коэффициент вычисляется по формуле:
Кi =
где: К- коэффициент реагирования затрат на изменения объема производства;
Z - изменение затрат за период, в %;
N - изменение объёма производства, в %.
Этот коэффициент используется как критерий отнесения затрат к той или иной группе. Для постоянных расходов коэффициент реагирования затрат равен нулю. ( К = 0). В остальных случаях затраты будут считаться переменными. Значения коэффициента реагирования затрат произведены в таблице
Значение коэффициента реагирования затрат
Характер проведения затрат
К = 0
0 < К < 1
К > 1
Постоянные затраты
Дегрессивные затраты
Пропорциональные затраты
Прогрессивные затраты
Список литературы
Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 1996.-120 с.
Карпова Т.П. Управленческий учёт. - М.: Аудит, ЮНИТО, 1998.-350 с.
Методические рекомендации по преподаванию курса «Управленческий учет». - Казань: изд. КФЭИ, 2004.
Раин Б. Стратегический учет для руководителя. - М.: ЮНИТИ, 2003.
Шим Дж., Сигел Д. Методы управления стоимостью и анализ затрат. - М.: Филинъ. 2003
Информационный портал сети Интернет
Практическая часть
Выписка из учетной политики предприятия на 2007 г.
1. Учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н. Определение остаточной стоимости описываемых основных средств (по любым причинам) производится на отдельном субсчете «Выбытие основных средств», открываемом к сч. 01 «Основные средства».
2. Для выявления фактической себестоимости заготовления материалов применяется сч. 15 «Заготовлении и приобретение материалов». На сч. 10 «Материалы» учитываются по учетным ценам, в качества которых используются отпускные (договорные) цены (без НДС). Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения поступивших материалов отражается на сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов».
3. материалы списываются со сч. 10 «Материалы» по учетным ценам в дебет разных счетов. Доведенные списания материалов по фактической себестоимости их приобретения производится путем пропорционального распределения общей суммы отклонений, отраженной в учете на конец отчетного периодов (месяца), между суммами списания материалов на разные счета.
4. Согласно ПБУ 10/99 акционерное общество ведет учет в резерве следующих элементов затрат:
· материальные затраты;
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация;
· прочие затраты
5. В производственную себестоимость продукции включается следующие калькулированные статьи:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11