- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
- неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на "размен".
5. АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
Чтобы подкрепить тот или иной вывод, мы не раз ссылались в нашей книге на решения арбитражных судов. Но в данном разделе мы еще раз рассмотрим некоторые интересные решения по наиболее актуальным вопросам применения при наличных расчетах ККТ и бланков строгой отчетности.
5.1. Решения по вопросам применения ККТ
Сначала рассмотрим судебные решения, связанные с применением ККТ.
Правопреемник может перерегистрировать ККТ, исключенную из Госреестра.
Модели контрольно-кассовой техники, исключенные из реестра, могут применяться для осуществления наличных денежных расчетов. И налоговые органы обязаны регистрировать кассовую технику, которая перешла в результате реорганизации к правопреемнику, если не истекли нормативные сроки амортизации. Так решил Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 29 сентября 2005 г. N А56-52384/2004.
Суть спора. Торговое предприятие было реорганизовано путем преобразования в ОАО. И направило в ИФНС письмо с просьбой перерегистрировать 51 единицу контрольно-кассовой техники до истечения срока амортизации. Инспекция в регистрации отказала и предписала снять с учета контрольно-кассовую технику в связи с реорганизацией предприятия, а также указала, что версии данных моделей не подлежат регистрации с 1 октября 2004 г. Организация списывать такое количество техники досрочно не захотела, считая решение налоговых органов незаконным, и обратилась в суд.
Что решил суд. Суд поддержал позицию организации. При этом он исходил из того, что при изменении организационно-правовой формы юридического лица техника из обращения не выбывала (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ) и, следовательно, может быть использована до окончания срока амортизации. Правопреемство подтверждено передаточным актом и учредительными документами. В ст. 3 Закона о ККТ действительно сказано, что при осуществлении наличных денежных расчетов применяются модели ККМ, включенные в Государственный реестр. Но этой же статьей предусмотрено, что Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. А в случае исключения из него ранее применявшихся моделей ККМ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации.
Однако в нарушение п. 4 ст. 3 Закона о ККТ Протокол ГМЭК от 12 марта 2004 г. N 1/77-2004 не был официально опубликован, в связи с чем он не влечет правовых последствий и не может служить основанием для отказа в перерегистрации контрольно-кассовой техники. При этом арбитры отметили, что Письмом от 11 мая 2005 г. N 22-3-12/766 Федеральная налоговая служба обязала налоговые органы регистрировать контрольно-кассовую технику, перешедшую в результате реорганизации к другому юридическому лицу, в том числе и исключенную из Государственного реестра, если не истекли нормативные сроки амортизации. О чем, наверное, не все налоговики знали.
ККТ в маршрутках можно не применять.
В маршрутках можно не применять кассовые аппараты, если пассажирам выдаются проездные билеты. Такое решение вынес Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N Ф03-А04/05-2/4975.
Суть спора. Налоговики провели проверку соблюдения законодательства о применении ККТ в автобусе "Ниссан-Караван", принадлежащем индивидуальному предпринимателю, который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В ходе проверки было обнаружено, что при расчете за проезд двух пассажиров ни контрольно-кассовая техника, ни бланки строгой отчетности не применялись. А это является нарушением ст. ст. 2 и 5 Закона о ККТ. Поэтому предпринимателя привлеки к административной ответственности. Однако он решил оспорить такое решение в суде.
Решение суда. Суд решил: предпринимателя привлекли к административной ответственности правомерно. А почему?
Итак, предприниматель осуществляет деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров автобусами по маршрутам, утвержденным в соответствующем порядке.
Исходя из п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, если при этом они используют бланки строгой отчетности.
Предприниматели (водители) обязаны выдавать пассажирам рулонные контрольные билеты, содержащие следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия билета; наименование организации, выдавшей бланк; вид транспортного средства, на котором оказывалась услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.
Таким образом, в маршрутном такси можно не применять кассовые аппараты, если пассажирам выдаются билеты, являющиеся бланками строгой отчетности. Однако в данном случае водитель не выдал пассажирам билеты.
При уступке права требования ККТ не нужна.
Поскольку уступка права требования не является товаром, работой или услугой, то при расчетах наличными деньгами по данной операции ККТ можно не применять. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N КА-А40/2960-06.
Суть спора. В ходе проверки общества налоговики выяснили, что при расчетах наличными с частным лицом по договору об уступке права требования на получение в собственность квартиры ККТ не применялась. При этом общество оформило лишь приходный кассовый ордер. Поэтому налоговики приняли решение оштрафовать общество по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой машины при получении денежных средств. Общество обратилось с иском в суд.
Решение суда. Суд занял сторону налогоплательщика. Вывод суда: общество в связи со спецификой своей деятельности могло не применять ККТ при получении денежных средств от гражданина за право получения в собственность квартиры.
Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N 3009/04, Письму ФНС России от 20 июня 2005 г. N 22-3-11/1115 уступка права (требования) не является ни товаром, ни услугой, ни работой и при получении наличных денег не должна сопровождаться применением ККТ и выдачей кассового чека.
За неприменение ККТ оштрафуют, даже если фирма переведена на уплату ЕНВД.
Штраф за неприменение ККТ, установленный ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придется заплатить даже в том случае, если фирма переведена на уплату ЕНВД. Такое решение зафиксировано в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2006 г. N А14-20555-2005/812/18.
Суть спора. Как видно из материалов дела, в ходе проверки киоска, принадлежащего обществу, налоговая инспекция установила, что при расчете наличными деньгами с частным лицом при изготовлении для него ключа по цене 50 руб. фирма не применяла ни ККТ, ни бланк строгой отчетности по форме N БО-3.
По результатам проверки налоговая инспекция составила протокол об административном правонарушении, на основании которого общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Посчитав данное решение незаконным, общество решило оспорить его в суде.
Решение суда. Суд занял сторону налоговых инспекторов.
Суд указал, что возможность привлечения общества к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не зависит от того, что общество является плательщиком ЕНВД. Иначе говоря, неприменение контрольно-кассовой техники не отразится на сумме уплачиваемого налога.
Для привлечения к административной ответственности по названной норме права достаточно одного факта неприменения контрольно-кассовой машины.
Законодатель предусмотрел различные меры административной ответственности в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих ее. С этой целью в ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за продажу товаров без применения контрольно-кассовой машины предусмотрено взимание штрафа с должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ.
5.2. Решения по вопросам использования бланков
строгой отчетности
А теперь рассмотрим некоторые судебные решения, связанные с использованием в наличных расчетах бланков строгой отчетности.
Фирму оштрафуют, если она применяет не те бланки строгой отчетности.
Как мы уже отмечали в нашей книге, организации (индивидуальные предприниматели) могут не использовать при расчетах наличными с населением ККТ, если они оформляют прием денег бланками строгой отчетности. Однако при этом можно использовать лишь те бланки, которые соответствуют профилю вашей деятельности. К такому решению пришел Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 22 февраля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/29.
Суть спора. Налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросам соблюдения Закона о ККТ. В ходе проверки было выявлено, что при оформлении заказа на изготовление металлической двери с деревянной отделкой и приобретение комплектующих материалов общество не применяло контрольно-кассовую технику, что является нарушением ст. 2 Закона о ККТ. Поэтому налоговики составили протокол и приняли постановление о назначении обществу административного наказания по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб. Общество же решило оспорить этот штраф в суде.
Решение суда. Суд занял позицию налоговиков. В соответствии со ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом п. 2 этой же статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, согласно порядку, определенному Правительством РФ, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Сейчас в качестве бланков строгой отчетности можно использовать бланки по формам, утвержденным ранее Минфином России.
В данном случае общество оказывало услуги по изготовлению и установке входных металлических дверей по индивидуальным заказам физических лиц. Такие услуги являются услугами в сфере бытового обслуживания населения. Для такой деятельности Минфин России в Письме от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33 утвердил специальные формы бланков строгой отчетности (формы БО-1; БО-2 и т.д.). А общество применяло формы бланков строгой отчетности, которые можно использовать для оформления расчетов с населением предприятиям, входящим в систему Министерства лесного хозяйства РФ.
Если на билете нет всех обязательных реквизитов, он не является бланком строгой отчетности.
Если организация (индивидуальный предприниматель) при расчетах наличными с населением применяет бланки строгой отчетности, то они должны иметь все обязательные реквизиты, установленные законодательством. Об этом указано в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2006 г. N А52-5044/2005/2.
Суть спора. Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку дискотеки, принадлежащей обществу, на предмет выполнения требований Закона о ККТ.
В ходе проверки было обнаружено, что денежные расчеты при продаже клиенту входного билета по цене 50 руб. осуществлялись кассиром без применения контрольно-кассовой техники, о чем составлен акт и протокол об административном правонарушении.
На основании данного протокола и материалов проверки инспекция приняла постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и взыскании штрафа в размере 30 000 руб.
Однако общество решило отстоять свою правоту в суде.
Решение суда. Суд занял сторону налоговиков. Исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждено Положение "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Им установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Так, при заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии, либо бланк должен иметь отрывные части.
К бланкам строгой отчетности, в частности, относятся билеты.
В п. 5 Положения N 171 перечислены обязательные реквизиты, которые должны содержать бланки:
- сведения об утверждении формы бланка; наименование, шестизначный номер и серия;
- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (далее - ОКУД), наименование и код организации (или индивидуального предпринимателя), выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- вид услуг; единица измерения оказания услуг;
- стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
- дата осуществления расчета; наименование должности, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
Приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. N 20н в качестве бланка строгой отчетности утвержден образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий.
Входной билет серии АД N 004433 стоимостью 50 руб., выданный кассиром общества лицам, проводящим проверку, не содержит всех обязательных реквизитов. Так, в билете не указаны: код формы бланка по ОКУД, дата осуществления расчета. Кроме того, билет не имеет отрывной части (корешка, на котором, как следует из утвержденного образца, должны быть указаны серия проданного билета и его цена). А такой билет нельзя считать бланком строгой отчетности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Письмо Центрального банка РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 N 247)
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"
Письмо Федеральной налоговой службы от 06.06.2005 N 22-3-12/1013 "О регистрации ККТ"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17