Лекция 1. Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты.
1. Виды хозяйственного и бухгалтерского учета.
2. Особенности и задачи бухгалтерского учета.
3. Принципы и требования к бухгалтерскому учету.
4. Измерители, которые применяются в бухгалтерском учете.
1. Виды хозяйственного и бухгалтерского учета
Хозяйственный учет - это учет хозяйственной деятельности предприятия, а также его активов, обязательств и собственного капитала, который состоит в наблюдении, измерении и регистрации.
По видам хозяйственный учет делится на оперативный, статистический и бухгалтерский, а по характеру - на управленческий и финансовый.
Бухгалтерский учет - это процесс беспрерывного выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации в стоимостном выражении о хозяйственной деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.
Управленческий учет - это учет, который формирует информацию в стоимостном, натуральном и трудовом выражении для внутреннего использования на предприятии.
Финансовый учет - это учет, который беспрерывно осуществляется с целью получения информации о имущественном и финансовом состоянии предприятия в стоимостном выражении, а также о результатах его деятельности, с помощью двойных бухгалтерских записей.
2. Задачи бухгалтерского учета:
- обеспечение сохранности имущества собственника;
- предоставление информации для управления хозяйственной деятельностью;
- обеспечение возможности объективно и своевременно видеть финансовые результаты от деятельности в разрезе, необходимом собственнику (руководителю), - в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений;
- обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и за их деятельностью;
- обеспечение контроля наличия и движения имущества, выполнение обязанностей, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предупреждение получения негативных результатов хозяйственной деятельности предприятия и поиск внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой стойкости.
Пользователи бухгалтерской информации - юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом состоянии и имущественном состоянии предприятия, имеют минимальные знания о порядке формирования этой информации и навыки ее использования.
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на таких основных принципах:
автономности предприятия;
непрерывности деятельности;
периодичности;
последовательности;
исторической (фактической) себестоимости;
начисление и соответствие доходов и расходов;
полное освещение;
осмотрительности;
превалирование сущности над формой;
единого денежного измерителя.
Для отображения количественных и качественных изменений, которые происходят с хозяйственными средствами предприятия и источниками их формирования в бухгалтерском учете используют следующие виды измерителей:
- натуральные;
- трудовые;
- денежные.
1. Предметом бухгалтерского учета является вся хозяйственная деятельность предприятия.
Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов, с помощью которых отображается предмет бухгалтерского учета.
Форму бухгалтерського баланса, а также инструкцию по составлению разрабатывает и утверждает Министерство финансов Украины по согласованию из Государственным комитетом статистики Украины. Бухгалтерские балансы, как правило, бывают месячные, квартальные, полугодовые, девятимесячные и годовые.
2. Структура и основы построения баланса.
Для отдельного отображения в балансе хозяйственных средств и их источников формирования баланс построен в виде двухсторонней таблицы. Левая часть баланса, в которой отображаются хозяйственные средства, - называется актив, а правая часть, в которой отображаются источники формирования хозяйственных средств, - называется пассив. При условии, когда левая часть баланса является активом, а правая пассивом - форма баланса называется горизонтальной.
Как хозяйственные средства, так и источники их формирования в балансе показываются в разрезе статьей. Статья баланса - это составная часть актива или пассива баланса, которая представляет собой отображение в денежном выражении совокупности однородных видов хозяйственных средств и источников их формирования.
Раздел баланса - это совокупность статьей актива или пассива бухгалтерского баланса, которые объединены в экономически однородные группы хозяйственных средств и источники их формирования.
Особенностью бухгалтерского баланса является содержимое информации о хозяйственных средствах и источниках их формирования как на начало отчетного периода (на начало года) так и на конец отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года). Сопоставляя по каждой статье данные на начало года и на конец отчетного периода, определяют изменения, которые произошли на протяжении его.
Нормативным документом, который определяет содержание и форму Баланса и общие требования к раскрытию его статьей является Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», который утвержден Министерством финансов Украины 31 марта 1999 года № 87.
Согласно стандарта Актив баланса состоит из трех разделов:
I. Необоротные активы.
II. Оборотные активы.
III. Расходы будущих периодов.
Пассив баланса состоит с пяти разделов:
I. Собственный капитал.
II. Обеспечение будущих расходов и платежей.
III. Долгосрочные обязательства.
VI. Текущие обязательства.
V. Доходы будущих периодов.
3. Для обеспечения систематического учета и контроля за хозяйственными средствами и источниками их создания, а также за осуществлением на предприятиях хозяйственных операций используют бухгалтерские счета.
Бухгалтерский счет выступает средством группирования (обобщения) хозяйственных операций, источников их формирования, а также хозяйственных процессов, которые подтверждены документально и сгруппированы по экономическим однородным признакам с целью систематического контроля за изменениями в процессе деятельности предприятия.
Бухгалтерский счет представляет собой форму двухсторонней таблицы: левая сторона называется Дебет (от латинского- он должен), а правая - Кредит (от латинского - он верит).
Совокупность всех счетов, на которых нашли свое отображение хозяйственные операции, источники их формирования и хозяйственные процессы составляет систему бухгалтерских счетов, которая практически нашла свое отображение в Плане счетов бухгалтерского учета.
В зависимости от разделения бухгалтерского баланса на актив и пассив, счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета хозяйственных операций, а пассивные счета - для учета источников формирования хозяйственных средств.
Бухгалтерские счета открываются на определенный период (месяц). Для открытия счетов в них записывают начальный остаток (сальдо), используя данные баланса на начало отчетного периода. После того, как счета открыты, в них записывают определенные суммы по дебету и кредиту в соответствии с осуществленными операциями.
Общая сумма записей по счетам на протяжении месяца по дебету или кредиту называется оборотом. В оборот не включается начальный остаток по счету.
Для определения конечного остатка (сальдо) на конец месяца на активном счете необходимо к начальному дебетовому остатку приплюсовать дебетовый оборот и от полученной суммы вычесть кредитовый остаток. Конечное сальдо будет по дебету.
На пассивных счетах начальный остаток (сальдо) указывается по кредиту. В свою очередь увеличение (+) источников хозяйственных средств показывают по кредиту, а уменьшение (-) источников хозяйственных средств - по дебету.
При определении конечного результата (сальдо) на конец месяца на пассивном счете необходимо к начальному кредитовому остатку (сальдо) прибавить кредитовый оборот (увеличение) и от полученной суммы вычесть дебетовый оборот (уменьшение). Конечное сальдо будет по кредиту.
Кроме активных и пассивных счетов бухгалтерского учета существуют активно-пассивные счета, которым присущи свойства и активных и пассивных счетов.
Для того чтобы вывести остаток на активно-пассивном счете с односторонним сальдо необходимо к начальному остатку прибавить сумму оборота той стороны счета, где было показано начальное сальдо и вычесть оборот другой стороны счета. Если полученная сумма больше нуля (со знаком плюс) - то конечный остаток будет на той стороне, где было начальное сальдо, а если полученная сумма меньше нуля (со знаком минус), то конечный остаток будет на другой стороне в сравнении с начальным сальдо.
План счетов бухгалтерского учета является перечнем счетов и схем регистрации и группирования на них фактов финансово-хозяйствен-ной деятельности (корреспонденция счетов) в бухгалтерском учете. В нем по десятичной системе приведены коды (номера) и наименования синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Первой цифрой кода определен класс счетов, вто-рой -- номер синтетического счета, третьей -- номер субсчета.
Инструкция с применением Плана счетов направлена на обеспе-чение единства отражения однородных по содержанию хозяйственных операций на соответствующих синтетических счетах и субсчетах. В Инструкции приведена краткая характеристика и назначение синте-тических счетов и субсчетов, типовая схема регистрации и группиро-вания информации о хозяйственных операциях (корреспонденция сче-тов первого порядка).
Счета классов 0-7 являются обязательными для всех предприятий.
Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведутся всеми предприя-тиями, кроме субъектов малого предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых не направлена на ведение коммер-ческой деятельности, с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Расходы по элементам».
Малые предприятия и другие организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Расходы по элементам» или в порядке, который приведен в преды-дущем абзаце.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22