Рефераты. Бухгалтерская отчетность и анализ финансовых результатов организации

Сопоставимость. Означает, что для определения тенденций развития организации необходимо обеспечить методологическое единство отчетности, составленной в разные промежутки времени. Вместе с тем сохранение организацией неизменной учетной политики (методов ведения учета и составления отчетности) в течение длительного времени невозможно из-за конъюнктуры рынка или меняющегося законодательства.

Влияние изменения методов учета на показатели деятельности организации должно оцениваться в денежном выражении и доводиться до пользователя информации.

Стремление соблюдать все качественные характеристики отчетности может прийти в противоречие со сбалансированностью информации, ее стоимостью. Необходимо следовать следующему принципу: выгоды, получаемые от информации, должны превышать затраты на ее получение.

По содержанию отчетности можно определить полноту и точность ее составления. Это обеспечивается ее формальным, арифметическим и логическим контролем.

При формальном контроле в формах отчетности выделяют те статьи, которые наиболее существенны, т.е. занимают наибольший удельный вес в итоговых показателях, и выявляют необходимость их детализации. Кроме того, целесообразно определить, правомерно ли организация не заполняет определенные типичные строки отчетности.

Арифметическая проверка - контроль над правильностью детализации и агрегированности показателей, а также точностью заполнения всех форм отчетности (одинаковые данные во всех формах и т.п.).

Особое место в понимании содержания отчетности занимает ее интерпретация в зависимости от принятой учетной политики, в частности от принятых форм оценки и списания имущества, факта постановки на учет имущества и признания доходов и расходов.

На этапе логической проверки финансово-экономическая служба (другие аналитики) выясняет, можно ли доверять данным внутренней и внешней информации о качестве выпускаемой продукции, доходах и расходах организации, об оценке квалификации и о добросовестности ее руководителей и персонала, состоянии бухгалтерского учета и контроля.

Необходимо ознакомиться со сличительными ведомостями инвентаризации основных и оборотных средств.

Отсутствие расхождений между фактическим наличием материальных запасов и соответствующими данными бухгалтерского учета невозможно вследствие естественной убыли. Отсутствие таких расхождений свидетельствует о фиктивном или низкокачественном проведении инвентаризации [32, с.78].

Недоверие к внутренней информации может вызвать резкое отклонение доходности отдельных операций от среднеотраслевого ее уровня. Должно вызывать настороженность отсутствие замечаний со стороны внутреннего контроля по поводу хранения имущества, а также в отношении оформления операций, связанных с основной и не основной деятельностью организации.

При логической проверке собранной информации могут быть обнаружены и другие несоответствия, подрывающие доверие к информации. Выводы аналитика носят в основном предварительный характер и зависят от его квалификации и опыта ревизионной или аудиторской деятельности. Методика логической проверки субъективна и почти не поддается формализации.

Завершающим этапом проверки отчетности должна быть корректировка стоимости имущества, балансовой прибыли и размеров собственного капитала.

Внесение корректировок объективно необходимо даже при самом строгом соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также формирования внешней информации.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России

Бухгалтерская финансовая отчетность связывает организацию, опубликовавшую (представившую) ее, с другими субъектами экономической сферы. Недостаток информации, представляемой пользователям, может препятствовать развитию хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом состоянии организации, результатах ее хозяйственной деятельности. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным организацией формам.

Пользователей информации можно объединить по категориям на внешних и внутренних. Согласно ПБУ 4/99 пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Количество пользователей отчетности постоянно меняется и варьирует в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении ее информационного содержания достаточно постоянны [10].

Внешних пользователей бухгалтерской финансовой отчетности можно разделить на следующие группы:

тех, которым она передается обязательно (налоговая служба, органы статистики, аудиторские организации, если по законодательству отчетность подвергается обязательной ежегодной аудиторской проверке);

тех, которые используют ее для последующей обработки и применения: профсоюзы, изучающие ее при заключении коллективных договоров, для получения информации об экономической жизнеспособности организации, занятости работников, оплате труда, условиях образования и использования пенсионных фондов; информационные и консультационные организации, которые используют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в ту или иную организацию; пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчетности в целях ознакомления с нею широкого круга общественности; торгово-производственные ассоциации, которые по отчетности проводят сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне; правительственные органы, использующие отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития общества, так как созданы для защиты прав акционеров и регулируют выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т.д.;

партнеров: дочерние и зависимые общества, которые заинтересованы в ней, поскольку основное общество может влиять на решения, которые они принимают, и диктовать им свою волю (их интересует вся информация о финансово-хозяйственной деятельности организации); деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), потребляющие информацию о платежеспособности организации, качестве продукции, надежности поставок; инвесторы, которые ее анализируют, делают выводы о финансовых перспективах организации, вложении в нее средств.

К внутренним пользователям информации относятся:

акционеры, интерес которых затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности организации (рентабельность, ликвидность, прочность финансового положения, тенденции выплат дивидендов и др.);

менеджеры, которые нуждаются в бухгалтерской финансовой отчетности для обоснования принимаемых решений или подготовки возможных вариантов принимаемых решений, обоснования перспектив развития организаций, оценки резервов производства;

работники организации, которые интересуются данными об уровне заработной платы, перспективах работы, оценивают стабильность и рентабельность деятельности организации, получения финансовых и других льгот и выплат от него, оценивают условия труда и т.п. [19, с.51].

Кроме того, для принятия управленческих решений само руководство организации повседневно использует информацию о деятельности, подразделениях организации, состав которой значительно шире, детальнее и оперативнее информации для внешних пользователей.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире МСФО, разрабатываемых Советом (правлением) по МСФО (до 2001 г. - Комитет (совет) по МСФО).

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с современными экономическими реалиями, совершенствования системы национальных стандартов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации учета на международном уровне, оказания методической помощи организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 6 марта 1998 г. № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" [17].

В России сложилась 4-уровневая система регулирования учета и отчетности [31, с.35].

Первый уровень образует наряду с другими законодательными актами Закон о бухгалтерском учете. В нем установлены единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В одном ряду с ним стоят другие нормативные правовые акты: законы (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности. Значимые нормативные акты первого уровня - кодексы Российской Федерации: Гражданский (ГК РФ), Трудовой (ТК РФ), об административных правонарушениях (КоАП) и Налоговый (НК РФ).

Одно из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, содержащее принципы учета в организациях. В дальнейшем многие его нормы были изменены в связи с принятием ГК, НК, ТК и других нормативных актов. Однако, несмотря на всю важность этого документа, Положение нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным, а ведомственным органом.

Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются Минфином России согласно Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. № 3708-1. В положениях по бухгалтерскому учету рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например учета основных средств и запасов. Многие положения непосредственно связаны с составлением отчетности, прежде всего ПБУ 4/99. Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России.

К документам второго уровня относится также План счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, - базовый документ системы бухгалтерского учета в России.

План счетов - документ общего порядка, единый, обязательный к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных учреждений и банков [16].

Третий уровень объединяет документы как рекомендательного, так и обязательного характера - положения, инструкции, указания. Они конкретизируют общие методологические подходы, изложенные в законах и положениях, в соответствии с отраслевой спецификой, например ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в развитие ПБУ 4/99 и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, приказ Минфина России от 22 июня 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.