Методика составления сводной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности головной организацией, имеющей в своем составе дочерние и зависимые общества, предусматривает:
-- прямое суммирование показателей активов и пассивов общества;
-- суммирование в пропорции исходя из доли участия в уставном капитале, если она составляет менее 50% уставного капитала дочернего общества;
-- погашение и невключение в сводную отчетность взаимных обязательств головной, и дочерних организаций, отраженных по счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
-- применение аналогичной методики в отношении показателей Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), отражающих взаимные объемы продаж товаров, продукции, работ и услуг между указанными участниками (строка 010), текущие издержки по ним (строка 020), прочие операционные расходы (строка 90), прочие операционные расходы (строка 100), внереализационные доходы (строка 120), внереализационные расходы (строк 130), а также чрезвычайные доходы (строка 170) и чрезвычайные расходы (строка 180);
-- суммирование прибыли дочерних обществ. Некоторые особенности включения в сводную отчетность имеют показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте:
-- пересчет стоимости отдельных видов имущества и источников их формирования осуществляется по курсу ЦБ РФ;
-- этот пересчет производится по курсу, последнему по времени котировки в отчетном периоде;
-- пересчет составляющих финансового результата осуществляется с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средних курсов;
-- курсовые разницы по результатам переоценки относятся на добавочный капитал с подробным раскрытием в пояснительной записке к сводной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества подлежат включению в сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность основного общества за отчетный период, начиная с даты государственной регистрации дочернего общества.[15]
Основное общество, имеющее вложение капитала в зависимое общество, не должно включать в сводную отчетность показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности зависимых обществ. Подробная информация о них приводится в разделе пояснительной записки к сводной бухгалтерской отчетности, раскрывающем финансовые вложения по каждому зависимому обществу, и включает:
-- наименование зависимого общества;
-- местонахождение (юридический адрес);
-- величину уставного капитала;
-- размер вклада и удельный вес его в уставном капитале зависимого общества;
-- предполагаемую стратегию дальнейшего участия в деятельности данного общества. [15]
Отчетность группы взаимосвязанных организаций может публиковаться с их разрешения в составе публикуемой бухгалтерской (финансовой) отчетности головной организации.
Сегментарная отчетность
Общий подход к раскрытию информации по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности организации регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) и включает:
-- информацию по сегменту;
-- информацию по операционному сегменту;
-- информацию по географическому сегменту;
-- информацию по отчетному сегменту;
-- информацию о выручке (доходах) сегмента;
-- информацию о расходах сегмента;
-- информацию о финансовом результате сегмента;
-- информацию об активах сегмента;
-- информацию об обязательствах сегмента. [16]
Каждый из приведенных сегментов раскрывает отдельные стороны деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг и формированию финансового результата в определенных географических регионах ее деятельности. В самом общем виде информация по сегменту раскрывает определенный сектор финансово-хозяйственной деятельности организации в определенных условиях ее функционирования посредством представления необходимого набора показателей бухгалтерской отчетности.
Метод сравнительного анализа состоит в раскрытии такой информации в том регионе конкретного вида деятельности организации, который в наибольшей степени подвержен рискам и получению прибыли относительно формирования такой ситуации в других ее регионах.
В такой ситуации при выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу.
Основанием для этого является наличие сходства по всем или большинству таких факторов, как:
-- назначение товаров, работ, услуг;
-- процесс их воспроизводства;
-- их потребители (покупатели);
-- методы продажи и распределения;
-- системы управления деятельностью организации (если применимо).
В любом случае такая информация должна подготавливаться исходя из требований учетной политики организации.
Подготовка информации по рынкам сбыта (географическим сегментам) требует учета:
-- рисков, с которыми сталкивается деятельность организации в определенном географическом регионе;
-- сходства деятельности:
-- сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осуществляется деятельность организации;
-- сложившегося имиджа фирмы в различных географических регионах;
-- общности правил валютного контроля;
-- валютного риска, связанного с ее деятельностью в определенном географическом регионе.
Признание операционного или географического сегмента отчетным допускается в том случае, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям при наличии одного из следующих условий:
1) выручка от продажи внешним покупателям и от сделок с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов.
При этом выручкой (доходом) отчетного сегмента не признаются:
-- проценты и дивиденды, кроме тех случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности указанного сегмента;
-- доходы от продажи акций и других ценных бумаг, носящих характер финансовых вложений, если последние являются предметом деятельности отчетного сегмента;
-- чрезвычайные доходы;
2) финансовый результат деятельности конкретного сегмента не опускается ниже 10% суммарного финансового результата всех сегментов (в зависимости от того, какая величина финансового результата (прибыль или убыток) преобладает в абсолютном значении);
3) активы конкретного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.[16]
В бухгалтерской отчетности получают отражение те отчетные сегменты, на которые должно приходиться не менее 75% выручки организации; если меньше этой доли, то выделяются дополнительные отчетные сегменты. В таком случае указанные выше ограничения не действуют.
В процессе формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, не относятся к расходам этого сегмента:
-- проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности данного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;
-- расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда они являются предметом деятельности отчетного сегмента;
-- налог на прибыль;
-- общехозяйственные и прочие расходы;
-- чрезвычайные расходы. [16]
Когда распределяются соответствующие доходы и расходы, подлежат распределению и активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах.
Методика распределения их, равно как и соответствующих обязательств, определяется экономической сущностью учитываемых объектов учета, степенью обособленности отчетных сегментов, а также функционированием соответствующих видов деятельности организации.[16]
Таким образом, в отчетности информация дается по отчетным сегментам с указанием показателей, раскрывающих отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Исходя из интересов потенциальных пользователей учетная информация в отчетности должна быть раскрыта по сегментам с выделением первичной и вторичной информации. В основу такого деления должны быть положены преобладающие источники, характер рисков и полученных прибылей, имевшие место в отчетном периоде организации. Эти критерии устанавливаются в процессе анализа ее организационной и управленческой структуры, а также системы внутренней отчетности. Когда подобные критерии не привязаны ни к одной из приведенных схем, выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.
Приоритет в выборе соответствующей информации зависит от характера рисков и размера прибыли. Если последние связаны главным образом с различиями в производимых товарах, выполненных работах или оказанных услугах, то первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным -- по географическим сегментам.
В том случае, когда указанные выше риски и прибыли обусловлены в первую очередь различиями в географических регионах деятельности организации, действует обратный принцип выделения по сегментам первичной и вторичной информации.
При равенстве сложившихся обстоятельств, оказавших влияние на риски и прибыли, первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной -- по географическим сегментам.
Состав первичной информации по отчетному сегменту включает следующие показатели, которые раскрываются в бухгалтерской отчетности:
-- общий размер выручки;
-- финансовый результат (прибыль или убыток);
-- общая балансовая величина активов;
-- общий размер обязательств;
-- общая величина капитальных вложений во внеоборотные активы (основные средства и нематериальные активы);
-- общий размер амортизации по указанным активам;
-- совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общий размер вложений в эти общества и совместную деятельность. Если признание информации по операционным сегментам рассматривается как первичная информация по сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту формируется в виде следующих показателей:
-- суммы активов отчетного сегмента в порядке их расположения в балансе -- для каждого географического сегмента, величина активов которого равна не менее 10% величины активов всех географических сегментов;
-- размера выручки от продажи внешним покупателям по каждому географическому региону, в котором размещены рынки сбыта -- выручка от продажи должна составлять не менее 10% общей выручки организации этим покупателям;
-- этого же соотношения в части размера капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам их размещения в пределах каждого географического сегмента. В том случае, когда первичной информацией по сегментам определена информация по географическим сегментам, вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого достигает не менее 10% общей выручки фирмы либо сумма активов которого находится в указанных пределах относительно размера активов всех операционных сегментов, в отчетности такая информация должна быть предоставлена следующими показателями:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18