на 1 руб. расходов Расходы
Одним из наиболее важных показателе расходов является себестоимость продукции, работ, услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, финансовое состояние. [16, стр.78]
Анализ себестоимости продукции имеет важное значение. Он позволяет выяснить тенденции данного показателя, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции, работ, услуг.
Объектами анализа себестоимости являются следующие показатели: полная себестоимость, затраты на рубль расходов, себестоимость по статьям затрат.
Для анализа рассчитаем:
q абсолютное значение себестоимости продукции в отчетном и предыдущем периодах, а также значение себестоимости в сопоставимых ценах;
q динамику затрат доходов;
Э1
I = ____________ х 100%
э Э0
Д1
д Д0
где I ; I - индексы затрат и доходов.
Для оценки влияния проведем факторный анализ индексным методом.
q Изменение себестоимости за счет увеличения объемов продаж продукции, услуг, работ;
а IС1
I = ____________
с IД1
где IС1 - индекс затрат в сопоставимых ценах;
IД1 - индекс доходов в сопоставимых ценах.
q Изменение себестоимости за счет изменения себестоимости единицы продукции, работ, услуг;
с IС
с IС1
q Изменение себестоимости за счет изменения цен;
m IД1
с IД
Анализ полной себестоимости не позволяет выявить факторы, влияющие на расходы по производству продукции, работ, услуг. Для более детального анализа надо провести оценку по элементам затрат. Для расчетов используем следующие методы:
q удельный вес каждой статьи общих затрат, %;
q себестоимость продукции, работ, услуг по статьям затрат, руб.;
q динамика изменений каждой статьи затрат по сравнению с предыдущим периодом;
q оценка влияния статей затрат на изменение в общих объемах затрат
1.2 Методика анализа финансовых результатов
Прибыль - важнейший комплексный показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость. Это позволяет активно использовать порядок распределения прибыли в системе экономического стимулирования. Возможность использования прибыли на определенные цели ставится в зависимости от эффективности работы. [22, стр.124]
От уровня выполнения плана прибыли зависит финансовое состояние производственного предприятия, выполнение его обязательств по расчетам с поставщиками сырья, материалов; бюджетом, банками и другими организациями.
При проведении анализа необходимо выявить обоснованность плана прибыли, повлиявшее на выполнение плана факторы, резервы роста накоплений в целях ускорения производственного развития, материального поощрения работников.
Основными источниками анализа являются Форма №1 "Бухгалтерский баланс" Приложение №4 и Форма. № 2 "Отчет о прибылях и убытках" Приложение №5.
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия отражается в бухгалтерском балансе в виде нераспределенной прибыли.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия (99 "Прибыли и убытки") за отчетный период. В ходе анализа показатели Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» Приложение №5 рассчитываются абсолютные показатели прироста и соотношение темпов роста каждой статьи от чета. За базисный период принимаются показатели предыдущего года. [24, стр.201]
Затем анализ прибыли должен быть направлен на определение влияния отдельных факторов: объема продаж, структуры продаж, себестоимость продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы, изменение цен. Для проведения факторного анализа наряду с показателями Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» Приложение №5 используется информация по объемам продаж отчетного периода по ценам и затратам предыдущего года. [13, стр.18]
Для определения влияния себестоимости на величину прибыли сопоставляем себестоимость отчетного года с себестоимостью в ценах и затратах предыдущего года. В связи с увеличением себестоимости прибыль от продаж уменьшится и наоборот.
Таким же образом рассчитывается влияние коммерческих и управленческих расходов на величину полученной прибыли.
Для определения влияния на изменение прибыли от продаж изменение цен проводится путем сопоставления объемов продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетных годов.
Для расчета влияния изменения структурных сдвигов в объеме продаж (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров на изменение прибыли от продаж) находят разницу между суммой прибыли отчетного года, рассчитанной исходя из цен и затрат предыдущего года с суммой прибыли прошлого года увеличенную на темп роста объема продаж, (рассчитанных в ценах предыдущего года).
Используя данные Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» Приложение №5 можно рассчитать:
q маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли;
q точку критического объема продаж;
q запас финансовой прочности.
Стоимостным показателем рентабельности является прибыль. Часто, говоря о рентабельной работе организации, подразумевают получение ею прибыли. В отчете о прибылях и убытках содержатся несколько показателей прибыли, характеризующих разные промежуточные итоги деятельности организации: валовая прибыль (Пвал); прибыль от продаж (Ппрод); прибыль до налогообложения (Пдо нал); прибыль от обычной деятельности (Под); чистая прибыль (Пч). Одни лишь стоимостные данные не позволяют определить уровень рентабельности и сопоставить работу организаций, различающихся размером и объемом производства. Сопоставление проводится на основе относительных показателей, один из которых - коэффициент рентабельности продукции.
Поскольку чистая прибыль получается после вычета всех расходов, рентабельность продаж рассчитываем как отношение прибыли от продаж к выручке-нетто от продаж:
Крент. пр = Ппр : Р,
где Ппр - прибыль от продаж.
Оба коэффициента можно получить по данным отчета о прибылях и убытках. Рентабельность по чистой прибыли и рентабельность продаж показывают, сколько копеек чистой прибыли или прибыли от продаж приходится на каждый рубль реализованной продукции. Как правило, у торговых организаций коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли ниже, чем у производственных.
Еще одним важным показателем рентабельности является коэффициент рентабельности по валовой прибыли (Крент.вп):
Крент.вп = ВП : Р,
где ВП - валовая прибыль отчетного периода.
Данный коэффициент имеет важное значение при определении безубыточного объема производства по стоимости, т.е. такой стоимости производства (реализации), при которой организация не понесет убытков, но и не получит прибыли. Для точного расчета безубыточного объема производства (Q) важно, чтобы себестоимость проданных товаров основывалась на переменных расходах, а также точно и просто можно было бы выделить постоянные расходы не только в текущем учете, но и в отчетности. [28, стр.23]
При отражении в отчетности себестоимости по переменным затратам организации промежуточный финансовый результат называют маржинальной прибылью (МП) (contribution margin), т.е. вкладом в образование прибыли, а не валовой прибылью.
Безубыточный объем производства по стоимости (Qст) правильнее подсчитывать на основе коэффициента маржинальной прибыли (Кмп) как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (Кмп = МП : Р). Однако если нет необходимости в точных расчетах, приблизительный безубыточный объем производства можно вычислить, используя вместо маржинальной прибыли валовую прибыль по стоимости (Qст). Последняя представляет собой отношение постоянных расходов (Зпост) к коэффициенту рентабельности по валовой прибыли (Крент.вп). Безубыточный объем производства в натуральных единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) (Qнатур) определяется как отношение постоянных расходов к маржинальной прибыли в единице реализованной продукции, т.е. к разнице между ценой единицы товара и переменными расходами в единице реализованной продукции:
Qст = Зпост : Кмп;
Qнатур = Зпост : (Ц - Зуд.пер),
где Ц - цена реализации единицы продукции;
Зуд. пер - удельные переменные затраты в единице продукции.
Производственный левередж. Очевидно, что расхождения коэффициента рентабельности по валовой прибыли и коэффициента рентабельности продаж обусловлены структурой расходов организации, или, иными словами, долей переменных расходов в каждом рубле реализованной продукции и величиной постоянных расходов и их удельным весом.
Структура расходов оказывает воздействие на прибыль от продаж подобное рычагу - leverage (американский термин), или вороту - gearing (английский термин). Этот простой механизм позволяет получить выигрыш в силе. В данном контексте это означает, что прибыль от продаж может расти более высокими темпами, чем рост самих продаж или валовой прибыли, за счет структуры затрат, т.е. соотношения переменных и постоянных расходов. Этот эффект получил название производственного левереджа (Лпроизв).
Леверидж, обусловленный структурой постоянных и переменных расходов, измеряется соотношением валовой и чистой прибыли.
Переменные расходы увеличиваются пропорционально росту объема продаж и коэффициент маржинальной прибыли останется на прежнем уровне. Постоянные расходы, поскольку они не зависят от изменений объемов производства и продаж, остаются на прежнем уровне. У предприятия с высоким левереджем чистая прибыль возрастает в большей степени.
Определить темп прироста прибыли от продаж можно, зная величину производственного левериджа:
Т пр прод = Т пр ВП х Леверидж
где Т пр прод-темп прироста прибыли от продаж;
Т пр ВП-темп прироста валовой прибыли.
Таким образом, компания с более высоким левереджем (более высокой долей постоянных расходов) сильнее подвержена колебаниям рынка, а ее прибыль больше зависит от изменений объема продаж. При благоприятной конъюнктуре это обеспечивает более высокий темп прироста прибыли, а при неблагоприятной - более интенсивное ее сокращение. Следовательно, левередж характеризует также риски, обусловленные структурой затрат. И компания с высоким левереджем является более рисковой.
Левередж не есть величина, раз и навсегда присущая деятельности компании,- он меняется при изменении структуры затрат. В точке безубыточности компании имеют левередж, стремящийся к бесконечности, и, следовательно, наиболее высокий риск. Незначительное изменение объема продаж при работе компании на грани безубыточного объема производства приводит к заметным изменениям прибыли в ту и другую сторону.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9