Большое значение для формирования аграрного капитала в условиях рыночной экономики имеет система ипотечного кредита. Ипотека - это передача должником в залог своего недвижимого имущества кредитору как гарантию уплаты долга. Кредитополучатель (кредитор) наделенный правами владение недвижимостью к полной выплате долга кредитодатель. В этом случае кредитор не превращается у собственника. Это важно, поскольку банки могут предоставлять заем под залог земли. Мировая же практика свидетельствует о потребности ограничивать обретение прав собственника земли таким образом. Например, законодательством таких стран, как Япония, Италия, внедрен суровый лимит на размеры сельскохозяйственного землевладения для физических и юридических лиц. Для заемщиков главное условие – обеспечение дохода, гарантированного недвижимостью [7, с.200].
В странах с развитой рыночной экономикой система ипотечного кредита полностью выполняет свои функции. Однако в условиях кризиса (цепь неплатежей, падение цен на сельскохозяйственную продукцию, снижение доходов сельскохозяйственных предприятий) под угрозой есть сам факт собственности сельских товаропроизводителей на землю. Возникает опасность массовой потери земли производителями. Чтобы предупредить это, нужное вмешательство государства. Такая ситуация сложилась в некоторых странах в кризисе 30-х годов. В частности, в США администрация Ф. Рузвельта на трех года закрепила землю за фермерами, которые задолжали; в Германии был принятый закон о неотчуждении крестьянского двора, который запрещал его продажу за долги. Так была введена юридическая норма об условности характера прав кредитора относительно распоряжения землей сельскохозяйственных производителей. Более поздний это стало базой для разработки законов, которые защищали права фермеров на заставленную землю и определяли право кредиторов относительно распоряжения ею.
На современном этапе в Украине для становления ипотечной системы нет достаточных условий, поскольку нет рынка земли. Пока что ипотечный кредит может развиваться лишь в отдельных регионах страны, где частично есть земельный оборот.
Система сельскохозяйственного кредита в Украине лишь начинает формироваться, ее перспективы зависят от ряда факторов, прежде всего от финансовой стабилизации экономики.
Аграрная сфера АПК, за подсчетами ученых-аграрников, требует финансовых ресурсов для обновления материально-технической базы на сумму свыше 50 млрд. долл. Кредитное обеспечение не удовлетворяет сельскохозяйственных производителей: ежегодная потребность в кредитах составляет 3,5 млрд. грн., а возможности АПБ «Украина» лишь 0,5 млрд. грн. Главная черта кредитования аграрной сферы в Украине состоит в том, что сегодня свыше 90% кредитов - это краткосрочные кредиты, которые предоставляют без учета сезонности и продолжительности производства. Коэффициент платежеспособности сельскохозяйственных предприятий состоянием на 1 января 1998 г. составлял лишь 0,33, что обусловлен несвоевременностью расчетов потребителей продукции и государства с товаропроизводителями.
На протяжении 1995-1997 гг. в АПК через банковскую систему поступило кредитов на сумму 483 млн. грн., из них 98% – через банк «Украина». В 1997 г. кредитная поддержка агропромышленного комплекса составляла 904,5 млн. грн., из них 172,4 млн. грн. было предоставлено непосредственно сельскохозяйственным производителям. Процентная ставка за предоставленные кредиты составляла 30%.
Однако заемщики несостоятельные возвратить кредиты. Состоянием на 1.01.1998 г. долги предприятий АПК банка «Украина» по займам достигли 175,3 млн. грн. с учетом пролонгированной задолженности, за процентами – 40 млн. грн. Задолженность сельхозпроизводителей составляла 76,7 млн. грн., за процентами - 21,2 млн. грн. Данные таблицы 8 характеризуют состояние кредитной задолженности предприятий АПК банка «Украина» в 1997 г.
Для расширения сферы кредитных услуг предприятиям АПК целесообразно создать специализированный государственно-коммерческий банк.
Таблица 8
Состояние кредитной задолженности предприятий
АПК банка «Украина», тыс. грн. |Учреждения |Предост|Всего |Удельный | | |авлен |долгов|вес | | |кредито|банку |долгов в | | |в АПК |АПК на|общей | | |за |1.01.9|сумме | | |1997г. |8г. |предостав| | | | |ленных | | | | |кредитов.| | | | |% | |Винницкая |4816 |10409 |21,6 | |Волынская |18187 |4304 |23,7 | |Днепропетровска |13627 |12321 |90,4 | |Донецка |29923 |3978 |13,3 | |Житомирская |32398 |8055 |24,9 | |Закарпатская |9833 |3049 |31,0 | |Запорожская |32319 |2303 |7,1 | |Ивано-Франковска |22171 |2565 |11,6 | |Киевская |28307 |14100 |49,8 | |Кировоградская |11368 |1907 |16,8 | |Республика Крым |32738 |5046 |15,4 | |Луганска |18293 |3868 |21,1 | |Львовская |54687 |7587 |13,9 | |Николаевская |11173 |9089 |81,6 | |Одесская |25948 |5218 |20,1 | |Полтавская |54477 |7150 |13,1 | |Ровенская |13936 |2479 |17,8 | |Сумская |45522 |8933 |19,6 | |Тернопольская |15378 |7547 |49,1 | |Харьковская |35592 |4794 |13,5 | |Херсонская |30296 |18960 |62,6 | |Хмельницкая |19543 |11421 |58,4 | |Черкасская |25849 |7651 |29,6 | |Черновицкая |13500 |2428 |18,0 | |Черниговская |28768 |5962 |20,7 | |Севастопольская |2405 |0 |0,0 | |Киевская городская |55848 |44134 |79,0 | |Всего |730262 |215258|29,5 | |Предоставлен гарантий на проведение расчетов|174253 | | | |за поставку горюче-смазочных материалов, | | | | |сельскохозяйственной техники для обеспечения| | | | |потребностей АПК | | | | |Вместе |904515 | | |
Через такой банк государство могло бы: иметь регулировочное влияние на кредитный рынок и кредитное отношение в области агропромышленного производства; размещать все кредиты, которые предоставляют сельскохозяйственным производителям со стороны государства и международных кредитных учреждений; выполнять ипотечные операции и вести операции с землей.
Такой банк мог бы активно участвовать в создании сети кооперативных банков, максимально приближенных к аграрным производителям. Филиала специализированного банка и сеть кооперативных банков с течением времени было бы целесообразно реформировать в единую систему кредитного обслуживания предприятий АПК.
Одним из вариантов государственного регулирования в кредитной сфере Украины может стать бонификация процентов, как это делают во многих. развитых странах мира. Бонификацию ведут путем непосредственного субсидирования как получателей кредитов для погашения процентов за займы, так и банков. Это дает возможность банкам предоставлять кредиты под низкие проценты.
Становление и развитие кредитной системы в аграрном секторе АПК возможные при условиях формирования кредитной инфраструктуры, которое предусматривает:
. расширение сети коммерческих банковских структур, максимально приближенных к товаропроизводителям, и создания крестьянских кооперативных банков за счет взносов сельскохозяйственных производителей и долгосрочных беспроцентных займов государства; реформирование системы ипотечного кредитования; развитие финансового аграрного консалтингу; расширение функций кредитных союзов с предоставлением им права привлечения средства не только физических, а и юридических лиц и расширения возможностей ведения финансовых операций;
. создание на государственном уровне специального кредитного фонда как источника покрытие разности между льготными и действующими процентными прудами за кредитами, которые предоставляют на льготных условиях сельскохозяйственным производителям, и гарантирование их возвращения. Такой фонд можно формировать из части средства, которые будут поступать от размещения государственных облигаций, ввозной и вывозной таможенной пошлины на продукцию сельского хозяйства и продуктов его переработки, части прибыли коммерческих банков от использования денежных средств предприятий АПК и других источников;
. формирование с участием коммерческих банков агропромышленно- финансовых групп, которые объединят аграрных производителей, перерабатывающие предприятия и структуры, которые обеспечивают сохранение и реализацию конечной продукции. Создание соответствующей законодательной базы, которая бы регламентировала формирования этих структур;
. интенсивное внедрение в сельское хозяйство лизингового кредитования;
. реформирование товарного кредита в виде краткосрочного банковского кредита в рамках вертикальной интеграции агропромышленного комплекса, если не государство, а коммерческие структуры являются непосредственными партнерами сельскохозяйственных производителей относительно их обеспечения материальными ресурсами на определенных условиях.
Нужно постепенно свертывать государственные субсидии неэффективному, нерентабельному и неконкурентоспособному производству. Целесообразней было бы использовать государственные средства не для прямого кредитования села, а для предоставления гарантий структурам, которые возникают и начинают работать на рынке сельскохозяйственного кредита.
Формой кредитования приобретений техники сельскохозяйственными производителями есть и финансовый лизинг. В случае кредита в основные фонды заемщик делает в установленные сроки платежи для погашения долга; в этом случае банк для обеспечения возвращения кредита сохраняет за собою право собственности на кредитованный объект к полному погашению займа. В случае лизинга арендатор становится собственником взятого в аренду имущества лишь после окончания срока соглашения и выплаты полной стоимости арендованного имущества.
Финансовый лизинг - это форма долгосрочного кредитования. После окончания его действия арендатор в зависимости от условий сделки может возвратить объект аренды, продолжить соглашение ли заключить новую, или купить его за остаточной стоимостью. Итак, это соглашение, которое предусматривает на протяжении периода своего действия выплату лизинговых платежей, которые покрывают полную стоимость амортизации оснащение или большую его часть, дополнительные затраты и прибыль лизингодателя. Финансовый лизинг имеет такие главные черты:
. участие кредитной стороны (производителя или посредника);
. невозможность разрыва соглашения на протяжении основного срока аренды, нужного для замещения затрат арендодателя. Однако такое преждевременное прекращение соглашения может быть обусловлено в самом соглашении о лизинге;
. более продолжительный период лизингового соглашения, конечно, близкий к сроку службы объекта соглашения.
Сравнительно с кредитованием лизинг имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам належит то, что лизинг предусматривает 100% кредитование и не требует сразу же платежей, а в случае использования кредита для купли имущества хозяйство должно свыше 20% стоимостей выплачивать сразу же. Оплачивать кредит нужно независимо от того, купленное имущество или нет, а арендные платежи начинаются лишь после доставки оснащения арендатору или позднее [12, с.5].
Значительно выгоднее для хозяйства заключить лизинговый контракт, чем получить заем. В особенности это касается фермерских хозяйств, которые не имеют достаточно средств для купли нужной техники или основных средств, которые могли бы гарантировать возвращения кредита. Некоторые лизинговые компании даже не требуют никаких дополнительных гарантий, обеспечением соглашения есть самое оснащение.
Лизинг есть более гибким, чем заем. Кредит всегда предусматривает ограниченные сроки и размеры возвращения. Лизинг дает возможность арендатору рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующий график платежей.
Преимуществом лизинга можно считать и то, что МВФ не учитывает сумм лизинговых контрактов в случае подсчета национальной задолженности. То есть можно превысить лимиты кредитной задолженности, определенные фондом для отдельных стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10