Рефераты. АПК Украины p> Либерализация цен в Украине раскрыла межотраслевые, структурные и ценовые диспропорции в сфере АПК, которые складывалось на протяжении продолжительного периода. В результате разрушения старых отношений возникли новые проблемы:

. общая ценовая несбалансированность и нестабильность;

. диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В условиях высокой инфляции понесут урон прежде всего области с продолжительным оборотом капитала. Сельское же хозяйство имеет сезонный и циклический характер, а его продукция в большинства быстро портится и не может ждать благоприятной конъюнктуры цен. Вместе с тем для приобретения средств производства нужны дополнительные средства. Здесь начинает действовать фактор реальных «ножиць цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, не в пользу последней. Обесценивание средства, полученных от продажи урожая, происходит еще к началу новой посевной.

Политика либерализации цен на промышленные товары и сохранение несовершенного государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию еще большее усилили диспаритет цен на протяжении 1991-1997гг.

Цены на продукцию сельского хозяйства в 1997 г. сравнительно с 1990 г. возросли в 68,1 тыс. раз, а на промышленную – в 296,2 тыс. раз. То есть уровень повышения цен на промышленную продукцию относительно сельскохозяйственной был в 4,35 разы высший. В частности, в 1994 г. темпы роста цен на промышленные товары, которые потребляет сельское хозяйство, были более чем в десять раз высшими от темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию (рис.1).

[pic]

Рис.6.1 - График изменения ценового паритета сельского хозяйства в хозяйственном комплексе Украины

Сравнение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию – а эквивалентность их обмена свидетельствует, что диспаритет цен еще большее углубляется (табл. 7).

Таблица 7

Расчет эквивалентности обмена сельхозпродукции на машины и горючее за 1997 год (тонн за единицу)

|Подсолнух |246 |139 |309 |152 |166 |163 |
|Сахарные свеклы |70 |483 |1086 |534 |5,6 |4,6 |
|Молоко |239,5 |142 |318 |156 |1,6 |1,3 |
|Мясо в живом |1040 |33 |73 |36 |0,38 |0,31 |
|весе | | | | | | |

Паритет отношений – сложное явление, а ценовой аспект есть лишь одной из его сторон. Для характеристики ценового аспекта нужно учитывать такое:

1. Сельскохозяйственное производство, учитывая свою специфику, функционирует в сравнительно конкурентоспособной среде, а области, которая его обслуживают - в монополизированном.

2. Для сельхозпроизводителей характерная иммобильность ресурсов, обусловленная низкими темпами перелива капитала.

3. Неэластичный спрос на сельскохозяйственную продукцию.

4. Для оценки состояния паритетности нужен комплексный подход, который предусматривает не только индексы цен, а и темпы прироста и прочие показатели.

5. В случае поддержки ценового паритета государством цены не должны терять свойство регулятора.

6. Обеспечение товаропроизводителю своевременных выплат за реализованную продукцию. В условиях инфляции выручка обесценивается, а производство теряет смысл, поскольку полученных средств хозяйству не хватает даже для простого воспроизведения.

В Украине на современном этапе во время формирования цен в аграрной сфере нужно учитывать так называемый затратный метод ценообразования. Это обусловлен двумя главными моментами: во-первых, через неразвитость национального рынка, и, во-вторых, весьма низким техническим и технологическим уровнями сельскохозяйственного производства. Тем не менее, с развитием рыночных факторов, надо отказаться от этого метода ценообразования, что обусловит потребность поиска снижение затрат национальными производителями.

Модель ценообразования в Украине должна предусматривать три разные равные цены.

Первый уровень - гарантированная, или интервенционная цена.
Гарантированную цену рассчитывают для главных видов сельскохозяйственной продукции. Она должна быть гарантией возмещения производственных затрат и стабилизации структуры производства. Гарантированная цена включает средний уровень затрат у нормально работающих хозяйств и минимальный уровень прибыли. Это нижняя (пороговая) ценовая граница, она может быть стартовой ценой для биржевых торгов. Гарантированную цену можно использовать и с целью нужных структурных изменений.

Второй уровень - эквивалентная цена, которая должна обеспечивать среднюю норму прибыли на авансовый капитал (учитывая стоимость земли) и включать рентный доход, ее рассчитывают на уровне средней нормы прибыли основных областей промышленности, которые связанные с аграрной сферой
(машиностроение, энергетика, химическая промышленность и др.).

Определяя нормы прибыли, надо обязательно принимать во внимание структуру капитала. Прежде всего, это касается введения стоимости земли, как главного средства производства, к аграрному капиталу. В структуре основного капитала в аграрной сфере индустриальное развитых стран удельный вес стоимости земли колеблется в границах 35-65%, а в Японии она составляет почти 80%.

Стоимость земли в авансовый капитал планируют вводить постепенно, по мере ее введения к товарообороту. Стоимость земли есть элементом постоянных затрат в структуре себестоимости производства. На современном этапе в структуру себестоимости сельскохозяйственной продукции целесообразно ввести частицу от 3 до 5% от определенной цены земли. С возрастанием платежеспособного спроса населения, уменьшением падения объемов производства этот процент нужно постепенно увеличивать.

Расчеты за такой моделью ценообразования усложняет инфляция. Поэтому цены должны учитывать так называемые инфляционные ожидания - разность между темпами инфляции и депозитным процентом. Если темпы инфляции большие, чем процент на депозитные вклады, то цену нужно увеличивать на величину инфляционных ожиданий.

Третий уровень цен - это цены стимулирования производства. Они должны быть высшие от мировых, их можно использовать для расчетов с производителями за некоторые виды продукции. Такие цены должны учитывать покупательную способность, интересы потребителей, а также психологический аспект.

Первые шаги в преодолении отрицательных последствий сезонных и конъюнктурных колебаний объемов продажи и цен, в частности на зерно и хлебопродукты, уже сделаны Указом Президента Украины от 29 июня 2000 года
«О неотложных мероприятиях по стимулированию производства и развития рынка зерна». Начиная с 2000 г. внедряется механизм заставных закупок зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей, им в сезон собирания гарантируются прав дальнейшей продажи этого зерна по рыночным ценам (в случае повышения заставных цен при условии возмещения стоимости сохранения такого зерна). С 2000 г. предполагается кредитование заставных закупок, а начиная с 2001 г. – их бюджетное финансирование.

В аграрном производстве практически всех стран с развитой рыночной экономикой действует специализированная система сельскохозяйственного кредита. Это обусловлен спецификой сельского хозяйства, недостатком свободного финансового средства, высокой капіталомісткістю и сравнительно низкой фондоотдачей, сезонностью производства и значительной продолжительностью производственного цикла.

Еще одной особенностью сельского хозяйства, которая влияет на специфику кредитования, есть зависимость от природно-климатических условий.
Это снижает гарантированность займов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

На кредитование влияют и сравнительно маленькие размеры предприятий аграрного сектора, который делает их менее конкурентоспособными на рынке коротко и долгосрочных кредитов.

В рыночной экономике сложились особые учреждения и формы сельскохозяйственного кредита. Голавля их характеристики – это высокий уровень государственной поддержки и кооперативные начала.

Система финансирования аграрного сектора в разных странах Западной
Европы и Америки имеет свою специфику. Например, в Великобритании никогда не было специализированной системы аграрных кредитов и фермерские хозяйства поддерживали с помощью государственных субсидий. В Германии, Бельгии, Дани,
Франции, США, наоборот, историческое развитие фермерского уклада привел к созданию специализированных учреждений кредитования фермеров.

Важное место в кредитной системе западных стран сядут кооперативные банки. Впервые они начали функционировать в Германии в виде кредитно- сберегательных сельских кооперативов Райфазен (по имени основателя). На базе некоторых кооперативов возникли большие банки. Известнейшие среди них:
Креди Агриколь (Франция), ДГ Банк (Германия), РАБОБАНК (Нидерланды), Фарм
Кредит Систем (США) и др. В частности, Креди Агриколь есть одним из наибольших банков Европы, он обслуживает 14 млн. клиентов и свыше 75% кредитных потребностей сельской местности Франции.

Широкого развития сельская кредитная кооперация приобрела в США, где ею опекается Министерство сельского хозяйства. В США насчитывается 4000 коммерческих сельскохозяйственных банков, на которые приходится почти 35% общего объема кредитных ресурсов в сельском хозяйстве (в 1995 г. общая сумма кредитов в аграрной сфере составляла 160 млрд. долл.).

Кооперативная сельскохозяйственная банковская система функционирует в рамках кооперативного законодательства и имеет ряд преимуществ, в частности она не подпадает под действие антимонопольного законодательства. Поскольку кооперативные банки ориентированы прежде всего на обслуживание фермерских хозяйств, им часто предоставляют льготы в налогообложении. Государство выделяет бюджетные средства для кооперативных и специализированных сельскохозяйственных банков за такими направлениями: выдача льготного кредита на укрупнение хозяйств и проведения землеустроительных работ; снижение ссудного процента; перепланирование хозяйств; изменение структуры и типа производства.

К льготному кредитованию можно отнести и систему залогов под сельскохозяйственную продукцию, и кредиты, в сущности, превращаются в беспроцентный заем.

Есть также льготные кредитные займы для фермеров-начинающих, молодые; целевые займы на обустройство хозяйства, жилья. В некоторых странах функционирует льготная система кредитов для строительства жилья, а сами эти затраты изымают из налогооблагаемого дохода.

Система льготного кредитования фермеров хорошо отработанная в США, она касается также обеспечение жилищными условиями населения в сельской местности. В частности, под строительство или реконструкцию дома или погашение долгов за жилье кредит предоставляют на 33 года по ставке 1%.
Льготные кредиты под 1% сроком до 50 лет предоставляют для аренды дома в сельской местности людям с низкими доходами, а также старшим 62 лет. Кроме того, правительство ведет активную политику относительно регулирования процентных ставок. Учетная ставка Федеральной Резервной Системы не превышает 7%, ассоциации производственного кредита и кооперативных банков -
9-10%.

Кредитную политику используют также для стимулирования возрастания объемов товарной продукции. С этой целью делают кредитования под будущий урожай на условиях фьючерсных контрактов, заключенных по договорной цене.
Такое кредитование на льготных условиях с использованием средства государственного и местных бюджетов дает возможность уже в начале весеннего сезона обеспечивать сельскохозяйственные предприятия оборотным средством.
Однако, учитывая, что сельское хозяйство - область рискованного производства, такая форма кредитования нуждается в системы страхования, которая предусматривает:

. государственную гарантию возмещения страховых платежей по всем видам страхования в определенных размерах;

. возвращение большей части страховых взносов в случае их неиспользования по результатам минувшего года;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.