Рефераты. АПК Украины p> Однако есть и определенные недостатки лизинговых соглашений, в частности: арендатор не выиграет на повышении остаточной стоимости оснащения в случае, если значительные темпы инфляции и есть повышение уровня цен; если оснащение, взятое в финансовый лизинг, устареет (в процессе развития научно-технического прогресса), то платежи все одно не прекращаются до конца контракта.

В Украине вопрос развития лизинга становится все более актуальнішим, ведь лизинговый бизнес помогает удовлетворить острую потребность аграрного производства в инвестициях. Впервые вопрос лизинга сельскохозяйственной техники официально поднятый в Указе Президента Украины относительно решения кризиса неплатежей и поддержки отечественных производителей, выданному в мае 1995 г. Первыми лизинговыми ассоциациями стали Укрлізинг в составе свыше 100 предприятий и ЗАО «Финансово-лизинговый дом банка «Украина», созданный в апреле 1996 г. Лизинговые активы общества составляют свыше 10 млн. долл. Министерство промышленной политики совместно с Фондом государственного имущества создали компанию Укрмашинвест, главной задачей которой есть усовершенствование взаимоотношений между производителями и потребителями отечественной сельскохозяйственной техники, разработка и внедрение механизма проведение лизинговых операций для обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих предприятий средствами производства.

Конечно, лизинг не может полностью обеспечить средством сельское хозяйство, однако может гарантировать очень весомую частицу техники, оборотного средства. Кроме того, предоставление даже небольшого количества техники в лизинг дает толчок для дальнейшего развития не только сельского хозяйства, а и связанных с ним областей.

Лизинговые операции, как источник инвестирования, могли бы обусловить нужную структурную перестройку экономики Украины относительно энергообеспечения.

Экономическое состояние АПК Украины, общая финансовая нестабильность большинства предприятий обусловили спад инвестиционной деятельности и не обеспечивают даже простого воспроизведения материальной базы.

Низкая рентабельность областей АПК в целом, задолженность и постоянный недостаток собственного оборотного средства, отсутствие ликвидного залогового имущества делают его области неперспективными для капиталовложений. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, изношенность которых в отдельных областях АПК составляет от 50 до 70%.

Для выхода аграрной сферы из кризисного состояния нужно восстановить полноценный аграрный инвестиционный процесс. С этой целью надо с помощью прямых и косвенных рычагов государственного регулирования обеспечить формирование достаточно высокого уровня инвестиций АПК из собственного и привлеченного средства. Для этого надо существенно улучшить инвестиционный климат в аграрной сфере, сделать ее потенциально привлекательной не только для отечественных, а и иностранных инвесторов.

Необходимо устранить главные отрицательные явления аграрного инвестиционного кризиса: восстановить механизм простого воспроизведения основных фондов в сельском хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизведение основных фондов из прибылей производителей; создать благоприятные условия для привлечения в область внешних инвестиций.

Главной задачей государства есть формирование благоприятного инвестиционного климата и стимулирования инвестиционных процессов средствами косвенного влияния. Прямые государственные средства нужно выделять для финансирования лишь программ государственного уровня.

Для обоснования направлений и приоритетов капиталовложений в АПК
Украины надо обобщить и проанализировать инвестиционные процессы, которые происходят в агробизнесе экономически развитых стран. По разным оценкам, в агропромышленной сфере западных стран функционирует от 72 до 97 областей.
Инвестиционные процессы значительно зависят от конъюнктуры рынка, особенностей экономики, связанных с отличиями в размерах и источниках финансирования капиталовложений [6, с.71].

Инвестиции в агропромышленную сферу делают путем вложения частного капитала (внутреннего и иностранного), прямых инвестиций из бюджетного средства; косвенного бюджетного дотирования частных капиталовложений (за счет инвестиционных кредитов и налоговых льгот); инвестиций из общественных и благотворных фондов (преимущественно на объекты социального назначения).

В рыночной экономике динамика и объем капиталовложений зависят от конъюнктуры рынка – спроса, предложения и цен на аграрную продукцию, прибыльности области в конкретный момент.

Анализ современных тенденций инвестиционной политики в экономически развитых странах удостоверяет, что близко 80% инвестиций в продовольственный комплекс составляют капиталовложения производственного назначения (в том числе в производственную инфраструктуру). Это прежде всего частные вложения, а также бюджетные средства в форме прямых инвестиций и кредитов. Инвестиции на социальные потребности (20% совокупных инвестиций) делают преимущественно из бюджетного средства и кредитов.

До конца 60-х лет в системах агробизнеса развитых стран инвестиционный процесс был направлен на техническое переоснащение, развитие системы сохранение, транспортирования и первичной переработки сельскохозяйственной продукции в местах его производства. Капитальные вложения возрастали более скорыми темпами, чем увеличивалась валовая продукция сельского хозяйства.
Современная инвестиционная деятельность характеризуется оттоком вложений из производственных областей и сферы АПК в систему производственной инфраструктуры. Однако наряду этим агробизнес в развитых странах имеет высокую бюджетную дотационность.

Инвестиционная политика в сфере агробизнеса развитых стран имеет некоторые особенности. Это связан с структурными особенностями экономики отдельных стран, уровнями развития разных сфер и областей АПК. В частности, инвестиционная политика в агропромышленной сфере стран Западной Европы существенно отличается от политики, которую ведут в США. В странах
Европейского Союза важным показателем инвестиционного процесса есть объем капиталовложений в сельское хозяйство и пищевую промышленность, то есть без первой сферы АПК.

Последними десятилетиями агросистеми индустриальных развитых стран характеризуются интенсивным развитием перерабатывающих областей, прежде всего пищевой промышленности. Традиционные аграрные фермерские функции
(сохранение и первичная обработка сельскохозяйственной продукции) постепенно переходят в третью сферу АПК, которое обусловило возрастания объема иностранных инвестиций в эту сферу. Первейшее это отображает развитие мировых рынков сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и капитала и усиление в этой сфере конкурентной борьбы. Иностранные инвестиции оказывают содействие повышению уровня научно-технического прогресса в пищевой промышленности. В частности, свыше 70% иностранных инвестиций американских фирм агробизнеса приходится на пищевую индустрию.

Общая черта инвестиционной политики как в США, так и в странах
Западной Европы – кредитование фермеров преимущественно из средства государства. В особенности это касается государственного льготного кредитования фермеров, которые осваивают капиталоемкие, передовые технологии с высокой степенью финансового риска. Например, в США федеральные бюджетные ассигнования на сельское хозяйство выделяют в виде прямых денежных выплат, льготных кредитов, беспроцентных займов, безвозвратных платежей, а также предоставлением фермерам налоговых скидок, отсрочек платежей по кредитам и др.

Вообще бюджетное финансирование аграрного сектора экономики за последние два десятилетия увеличилось в странах ЕС в 1,5 разы, в США - 2,7 разы.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что инвестиционные потоки, в том числе и бюджетные ассигнования, а также система налогов, льгот и кредитов есть важными регуляторами развития агропромышленной сферы в целом и отдельных его областей, они дают возможность ликвидировать диспропорции в структуре ее ресурсного потенциала.

Чтобы создать благоприятный климат для инвестиционной деятельности в
Украине, нужно решить проблему финансовой нестабильности сельскохозяйственных предприятий, которая сдерживает финансовых инвесторов.
Мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) предприятий АПК должны стать приоритетными в государственной аграрной политике.

Действующими нормативными документами, в частности Постановлением
Кабинета Министров Украины от 16.06.1998 г. «Об особенностях проведения санации предприятий агропромышленного комплекса», государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий, которые требуют санации, распространяется лишь на государственные предприятия и предприятия со смешанной формой собственности, где частица государства в уставном фонде составляет не меньшее 50%. Однако проблема санации касается сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Поэтому целесообразно распространить действие этого постановления на аграрные предприятия других форм собственности [9, с.19].

Нужно разработать детальный механизм санации предприятий, государственную поддержку предоставлять лишь тем предприятиям АПК, какой сам сами процесс финансового оздоровления, проводят реструктуризацию предприятия на базе бизнес-плана, используют внутренние резервы для улучшения финансового состояния (продажа неиспользуемого оснащения, сдача в аренду земли и имущества, изменение структуры производства, сокращение производственных и управленческих затрат и др.). Бизнес-план сельскохозяйственных предприятий должен включать стратегию инвестиционного развития предприятия.

В современных условиях важным источником инвестиций в сельское хозяйство есть средство промышленных, агросервисных и других предприятий.
Поэтому в ближайшей перспективе надо отдавать предпочтение таким формам привлечения инвестиций:

. общая деятельность из производства и переработки продукции сельского хозяйства на основании соответствующих соглашений или путем создания агропромышленно-финансовых групп;

. учреждение нового хозяйственного общества путем внесения к его уставному фонду имеющегося имущества сельскохозяйственного предприятия и денежных и материальных ресурсов инвестора;

. создание промышленными предприятиями собственной агропромышленной базы;

. аренда земли и имущества сельскохозяйственных предприятий другим инвесторам.

Возможности бюджетных инвестиций в аграрную сферу в Украине чрезвычайно ограниченные. Соответственно сокращение инвестиций (в особенности на разработку эффективных технологий, прогрессивной техники) увеличивает зависимость нашей страны от импорта продуктов питания, закрепляет технологическое отставание от развитых стран мира.
Инвестиционная политика в Украине должна составлять единую систему государственного регулирования развития АПК вместе с ценами, налогами и кредитами, как это практикуют во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Политику инвестиций в агропромышленном секторе нужно направлять на максимальное увеличение капитало- и ресурсоотдачи во всех областях, ликвидацию товарного дефицита аграрной продукции на потребительском рынке.
Итак, инвестиции целесообразно распределять по критерию максимального прироста продукции.

С целью усовершенствования государственной инвестиционной политики в
АПК следует определить и законодательное утвердить государственные инвестиционные приоритеты, ввести гарантии стабильности бюджетного финансирования отраслевых и специальных целевых инвестиционных программ в
АПК. Необходимо разработать законодательную базу относительно создания условий для привлечения частных инвестиций; внедрить механизм инвестиционной поддержки личных подсобных хозяйств; увеличить объемы приватизации объектов незавершенного строительства в АПК путем их продажи из аукционов или по конкурсу.

Рядом с недостатком средства банковская система и рыночная инфраструктура не имеют отработанного механизма точечного, концентрированного использования инвестиционных ресурсов. Нужен переход к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций с учетом конкретных условий и целесообразность поддержки конкретного предприятия. Инвестиции для формирования производственной и социальной инфраструктуры и гарантирования экологической безопасности надо делать (на современном этапе развития) из средства государственного и региональных бюджетов, привлечение коммерческих структур к финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населения и т.п..

Важным приоритетом государственных капиталовложений должно быть сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных угодий. Сегодня значительная часть земель утратила свое плодородие вследствие эрозии, чрезмерного использования химикатов, несоблюдение технологии обработки и др.

Кроме ресурсов национальных инвесторов в АПК, нужно использовать возможности привлечения иностранных инвестиций. Основные объемы инвестиций в Украину поступают из государств, с которыми украинские предприятия
(сельскохозяйственные и перерабатывающие) имеют стабильные крепкие связи и в реализации продукции которых есть взаимная заинтересованность.
Непосредственно в сельское хозяйство поступило лишь 20,3 млн. долл., что составляет 1,9% от общего объема инвестиций в экономику Украины, в пищевую промышленность инвестирован почти 136 млн. долл., или 12,6% от общей суммы.

Привлечение иностранного капитала в АПК Украины происходит, прежде всего, путем создания общих предприятий, на которые в пищевой промышленности приходится 47% инвестиций, в том числе 93% - на те, что вырабатывают продукцию. Частица общих предприятий в общих объемах иностранного инвестирования сельского хозяйства составляет 79%, в частности тех, что выпускают продукцию,-41%.

Сельское хозяйство есть менее привлекательной сферой вкладывания капитала, чем пищевая промышленность. Приплыл инвестиций в аграрное производство сдерживают как причины общеэкономического характера, так и его інерційність, сопоставимая ограниченность ассортимента продукции, низкая транспортабельность отдельных ее видов. Это приводит к потерям продукции и капитала, увеличивает сроки окупаемости инвестиций. Почти половину инвестиций в сельское хозяйство осваивают коммерческие структуры. Реальные производители сельскохозяйственной продукции практически ними воспользоваться не могут. Поэтому иностранные инвестиции должны иметь целевое назначение и быть направлены на конкретные проекты, которые имеют значительный экономический эффект.

С целью более широкого привлечения иностранных инвестиций нужно: ввести государственные гарантии для реализации наиболее эффективных проектов, которые выполняют с привлечением иностранных инвестиций;

. в Закон Украины «Об особенностях режима иностранного инвестирования» внести изменения, которые касаются инвестирования в

АПК;

. разработать комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в АПК;

. решить вопроса относительно права собственности на земельные участки, на которые размещенные объекты инвестирования; .

. создать государственный реестр иностранных инвесторов и банк данных об объектах иностранного инвестирования;

. определить перечень приоритетных областей, производств и підпримств, которым предоставлен льготный режим инвестирования;

. ввести налоговые льготы для больших иностранных и национальных инвесторов за сделанные ними инвестиции соответственно государственным приоритетам.

Государственная инвестиционная политика в сфере привлечения иностранного капитала к АПК Украины должна опираться на четко обусловленные приоритеты развития национального агропромышленного производства, органическое объединение сурового контроля за соблюдением собственных макроэкономических интересов в этой области и открытости отечественного экономического пространства.

Роль государства в поощрении иностранного инвестирования АПК состоит как в создании общего благоприятного инвестиционного климата в стране
(через стабилизацию всех сфер экономической деятельности), так и в реализации системы конкретных мероприятий по стимулированию притока иностранного капитала (поиск путей поступлений в потенциальных инвесторов основательных инвестиционных проектов для всех региональных уровней АПК, усовершенствование налоговой и таможенной политики и т.п.).

Главной целью программы развития сельского хозяйства региона есть разработка мероприятий по стабилизации и наращивания объемов производства продукции для улучшения обеспеченности население продуктами питание, удовлетворение производственных потребностей, вывоз продукции за границы региона и экспорта, формирование резервов и т.п..

Программа имеет прогнозный характер и есть ориентиром производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности.

Разработке программы развития сельского хозяйства региона передует экономический анализ его состояния за предшествующий период. С этой целью оценивают динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции в натуре, анализируют состав земельных угодий, посевные площади и урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье скота и птицы и их производительность, состояние кормопроизводства, обеспеченность товаропроизводителей материально-техническими ресурсами, финансовое состояние предприятий аграрной сферы. Принимают во внимание также уровень потребления продуктов питание на душу населения, кроме того, оценивают ход аграрной и земельной реформ, создание многоукладной экономики, развитие экономических отношений; определяют положительные и отрицательные явления, которые происходят в процессе реформирования.

В процессе разработки программы развития сельского хозяйства региона обосновываются объемы производства основных видов продукции растениеводства и животноводства во всех категориях хозяйств; разрабатывают балансы основных видов сельскохозяйственной продукции; рассчитывают объемы валовой продукции, промежуточного потребления, прибыли; определяют размеры капитальных вложений, введение в действие основных производственных фондов и производственных мощностей.

Информационной базой для проведения расчетов есть годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий (организаций), формы статистической отчетности, аналитические разработки областных статистических органов и материалы разовых обследований, проекты планов развития сельскохозяйственных предприятий.

Размеры капиталовложений на развитие сельского хозяйства обосновываются за объектами как производственного, так и непроизводственного назначения и возможных источников их финансирования, прежде всего из собственных средств предприятий, средства местных бюджетов и кредитов, а также инвестирование отдельных объектов из государственного бюджета. Учитывая объемы капитальных вложений определяют введения в действие основных фондов и производственных мощностей.

Заключение

Частные крестьянские хозяйства Украины, как и других республик СССР, в начале 1930-х годов подверглись насильственной коллективизации. В результате создания колхозов и совхозов наиболее предприимчивая часть крестьянства была репрессирована и лишилась стимула к производству. В последующем развитие индустрии обеспечило более высокий уровень механизации сельскохозяйственного производства и некоторое повышение производительности труда. Однако колхозы и совхозы контролировались местными представителями компартии и ориентировались на планы государственных поставок, что сдерживало производство. В 1960-е годы крестьянам было разрешено иметь небольшие собственные участки земли, которые обеспечивали до трети общего сельскохозяйственного производства страны. Приватизация сельхозугодий стала одной из главных целей, поставленных украинским государством после 1991.
Препятствия на пути приватизации земли весьма значительны: постаревшее сельское население (в основном женщины), нехватка капитала у крестьянства, отсутствие помощи государства. К январю 1998 на Украине было почти 36 тыс. частных крестьянских хозяйств и 8 тыс. крупных коллективных хозяйств.

Благоприятные климатические условия и почвы Украины обеспечивали в условиях СССР относительно высокую урожайность. В 1985 УССР дала 46% всей пшеницы, 56% кукурузы, 60% сахарной свеклы, 50% подсолнечника СССР.
Производство говядины составляло 24% от общесоюзного. В последующие годы сельскохозяйственное производство Украины стало снижаться: в 1991 (1997)
Украина произвела 38,7 (35,4) млн. т зерна, 36,3 (17,5) млн. т сахарной свеклы, 4,1 (1,9) млн. т мяса и 22,7 (13,7) млн. т молока. Сокращение производства связано с дезорганизацией хозяйства, сокращением рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и ростом конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей.

Список использованной литературы

1. География Украинской ССР / под редакцией Н.Д. Пистуна и Е.И. Шиповича.

– Киев: Высшая школа, 1982
2. Заставный Ф.Д. География Украины. – Львов: Мир, 1994
3. Паламарчук М.М. Экономическая география Украинской ССР. – Киев:

Советская школа, 1977
4. Размещение продуктивных сил Украины / под редакцией Е.П. Качана. –

Киев: Высшая школа, 1997
5. Социально-экономическая география Украины / под редакцией А.И. Шаблий.

– Львов: Мир, 1994
6. Марчук Е.К. Село – опора украинской экономики // Экономика АПК. – 1995.

– №11
7. Прэйгер Д. Сельское хозяйство Украины: вчера, сегодня, завтра //

Экономика Украины. – 1993. – №12
8. Саблук П. Агропромышленный комплекс: проблемы развития //

Правительственный курьер. – 19 декабря 1995. – №190
9. Сафин О. Планирование в сельском хозяйстве в новых экономических условиях // Экономика Украины. – 1993. – №9.
10. Шпичак А.М. Экономические проблемы АПК Украины в условиях формирования рыночных отношений // Вестник аграрной науки. — 1997. — №9
11. Географическая энциклопедия Украины. 1 том. — Киев: Украинская

Советская Энциклопедия им. Н.П. Бажана, 1989
12. Статистический ежегодник Украины за 1995 год. — Киев: Техника, 1996



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.