Рефераты. Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"

Примерная схема построения урока анализа сочинений

1.       Постановка цели урока (подготовка к переработке анализируемых сочинений, к исправлению ошибок, к созданию нового и т.д.).

2.       Общее впечатление от работ, общая их оценка.

3.       Обобщенный анализ содержательно-речевой стороны и языкового оформления работ: а) замечания о раскрытии темы и основной мысли сочинения, о названии и объеме сочинений; удачные подходы в раскрытии темы; б) избранные учащимися композиционные формы; удачно построенные работы; в) язык ученических сочинений.

4.       Анализ одного-двух наиболее удачных сочинений с комментированием достоинств работы.

5.       Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений (предварительно записанных на доске или размноженных для каждого учащегося).

6.       Работа учащихся по совершенствованию собственных сочинений (в классе или дома).


Приложение 2

Тема занятия: Репортаж как жанр публицистики

Цель: дать представление о репортаже как о жанре, показать, как строится репортаж, формировать умение отличать репортаж от других жанров, редактировать готовые репортажи, учиться писать репортаж, пропагандировать здоровый образ жизни на примере жизни Н.Н. Озерова.

Оборудование: карточки с заданиями по тексту, карточки-памятки «Публицистический стиль», номера газет с репортажем, фотографии Н.Н. Озерова.

Ход урока

I.       Повторение.

- Работа по карточкам (подготовка к ЕНТ).

- Что знаете о публицистическом стиле?

- Назвать жанры публицистического стиля (эссе, очерк, заметка, интервью, репортаж).

Тема урока: репортаж как жанр публицистики.

Какова цель?

II.      Новый материал.

Эпиграфом к уроку можно взять слова Г.Я. Солганика:

 Репортаж - это глаза и уши читателя.

 Г.Я. Солганик

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

- Прочитать материал занятия, ответить на вопрос: что такое репортаж.

- Просмотреть номер газеты, найти репортаж.

- О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.

- Какие бывают репортажи?

Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.

- Что общего и в чем различия?

Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о свершившемся факте.

Личность автора всегда присутствует, Автор остается в тени его отношение к событию всегда проявляется.

- Репортаж какого комментатора вам бы понравился?

 (разбирающегося в том, о чем говорит, эмоционального)

Именно таким был Н.Н. Озеров.

 - Сообщение о Николае Николаевиче Озерове, русском актере, спортивном комментаторе, теннисисте (можно включить запись репортажа Н.Н. Озерова с соревнований).

Выразительное чтение.

 - Прочитать текст, в котором Озеров обращается к начинающим журналистам. Какие советы дает? В каком стиле общается с ними?

- Как вы думаете, советы Н.Н. Озерова относятся только к спортивному репортажу или к репортажу на любую тему?

Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.

Памятка

1.      Отобрать самое главное из того, что происходит.

2.      Выразить свое отношение к событию.

3.      Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

- Какова же композиция репортажа?

Начало репортажа - это зачин. Каким он может быть?

Центральная часть - это рассказ о чем?

- Какой тип речи представляет?

- Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)

- В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)

- Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)

Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.

Концовка - оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

III.    Закрепление.

- Отредактировать начало репортажа.

- Отметить особенности репортажа.

 - Творческая работа.

Представьте, что вам надо вести репортаж на одну из тем: На уроке русского языка. На концерте. На соревновании. Записать 5-7 предложений.

IV.    Итог урока. Что узнали о репортаже?

V.      Дома. Отредактировать сделанное в классе, закончить; найти газеты, журналы с репортажем.


Приложение 3

Подготовка материалов к стенгазете.

Этап 1. Погружение в проект.

Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группу учащихся для создания стенгазеты.

На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты. Название школьной газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.

Этап 2. Планирование деятельности.

Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

На втором этапе после определения темы газеты необходимо разработать модель газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

Рубрика - раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе.

Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Например, рубрики могут быть следующими: новости ("Как это было?"), представление какого-либо человека ("Незнакомые знакомцы"), обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения"), история школы ("Летопись школы"), "Проба пера" (литературный блок), "В мире интересного", "Взгляд на событие" и т.д.

Жанр газеты - это форма подачи фактов. В зависимости от формы подачи фактов жанр может быть информационным (заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос), аналитическим (корреспонденция, статья) , сатирическим (фельетон, юмореска), литературно-художественным (зарисовка - литературный портрет или пейзажная зарисовка, очерк о человеке или природе). Стоит учесть, что в одном материале часто используются различные газетные жанры и на практике вообще не бывает чистых жанров. Но хотя бы придерживаться к тому или иному жанру желательно. Это позволит материалам в газете быть более разнообразнее и интереснее.

Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

После определения жанра газеты нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания. На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение на стене. Например, первый информационный блок - это название газеты. Под названием газеты можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей к нашей газеты. После этого планируем расположение других тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их жанровое различие.

При планировании газеты не следует забывать и об иллюстрациях. Газетный рисунок - элемент подачи материалов, который выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. Иллюстраций в газете должно быть много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план.

Теперь распределяем тематические блоки (рубрики) между учащимися, определяем источники информации. Возможно, что оптимальнее будет распределить роли учащихся в зависимости от редакционных обязанностей. Главным редактором, все-таки, должен быть учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. И лучше взрослого с данными функциональными обязанностями никто не справится. Для создания газеты могут потребоваться корреспонденты, фотографы, верстальщики, наборщики, корректоры. Это будет зависеть от модели газеты.

Этап 3. Реализация плана.

Цель - поиск материала для стенгазеты.

Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление стенгазеты.

Цель - оформление стенгазеты.

Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков; интеграция полученных знаний, умений, навыков.

При оформлении стенгазеты члены группы одновременно работают за компьютерами. При этом каждый на своем рабочем месте. При этом дети могут обсуждать, видеть версию газеты, вносить необходимые коррективы.

Этап 5. Презентация результатов.

Цель - демонстрация стенгазеты.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.

Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

Возможные формы презентации: телепередача; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.п.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.