Рефераты. Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"

Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"

ГУ «Убаганская средняя школа имени И.Алтынсарина» ОО акимата Алтынсаринского района

Учебно-методическое пособие к курсу «Основы журналистики»












Пояснительная записка к курсу «Основы журналистики»

Казахстан с получением независимости вошел в мировое информационное общество, характеризующееся всё возрастающей скоростью прохождения различных информационных потоков, среди которых важным звеном коммуникации являются печатные СМИ.

В этой связи первоочередные цели данного курса заключаются в том, чтобы помочь учащимся овладеть азами профессии журналиста, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности, совершать речевое мастерство, развивать творческую и социальную активность, получить опыт коллективной о социальной работы, формировать позитивное восприятие жизни, что способствует формированию и развитию образованной и творческой личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Задачи:

·        дать учащимся представление о журналистике, её истории, этапах развития;

·        познакомить с газетными жанрами, информационными и неинформационными разновидностями информационных жанров (хроника, заметка, анонс, блиц-портрет, корреспонденция, отчет, интервью, репортаж), их особенностями, формами и методами подачи на страницах современных изданий;

·        познакомить с газетно-публицистическим стилем речи, его характерными чертами и нормами;

·        развивать и совершенствовать культуру речи;

·        делать анализ газетных публикаций, осуществляя сравнительные характеристики текстов разных жанров;

·        обучать созданию собственных авторских материалов-сочинений в газетных жанрах;

·        развивать творческие и коммуникативные способности.

Программа курса «Основы журналистики» (34 часа)


I.       Вводное занятие (1 час)

Значение курса, его цели и задачи.

II.      Информационные жанры (32 часа)

1.      Блиц-портрет как разновидность информационного газетного жанра (3 часа)

Специфика блиц-портрета. Функции и назначение блиц-портрета.

2.      Информационная корреспонденция (6 часов)

Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа.

3.      Информационный отчет (4 часа)

Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.

4.      Интервью (9 часов)

Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью. Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Вопросы для интервью.

5.      Репортаж (10 часов)

Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа.

III.    Повторение, систематизация и обобщение изученного (1 час)

IV.    Развитие речи.

Овладение приемами стилистической организации газетного текста. Нормативно-стилевое редактирование газетных текстов с учетом их жанрово-языковой дифференциации.


Тематическое планирование (34 часа)


Тема занятия

Форма проведения

часы

сроки

1

Введение. Значение курса, его цели и задачи.

Лекция

1


2

Блиц-портрет как разновидность информационного жанра.

Беседа

1


3-4

Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1)

Практикум

2


5-6

Информационная корреспонденция - разновидность информационного газетного жанра.

Работа в библиотеке

2


7-8

Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1)

Практикум

2


9-10

Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3)

Работа с газетным материалом

2


11-12

Информационный отчет. Язык и стиль отчета.

Беседа Лекция

2


13-14

Интервью. Виды интервью. Язык и стиль интервью.

Лабораторная работа

2


15-16

Подготовка к интервью. Технология получения интервью.

Беседа

2


17-18

Подготовка к интервью. Технология получения интервью.

Лабораторная работа

2


19-20

Деловая игра «Создание статьи». Упражнения и задания (приложение 4)

Деловая игра Практическое занятие

2


21

Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1)

Практикум

1


22-23

Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3)

Групповой практикум

2


24-25

Репортаж. Разновидность репортажа. (приложение 2)

Лекция Беседа

2


26-27

Язык и стиль репортажа.

Лекция Беседа

2


28-29

Деловая игра «Создание очерка». Упражнения и задания (приложение 4)

Деловая игра Практическое занятие

2


30-31

Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1)

Практикум

2


32-33

Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3)

Групповой практикум

2


34

Обобщение и систематизация знаний. Итоговый урок.

Круглый стол

1



Тема: Введение. Значение курса, его цели и задачи


Предмет курса

Предмет курса - деятельность журналистики в целом, журналистских коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть - профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность. При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина, поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и профессионального в деятельности и поведении журналиста.

Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане.

Данный курс имеет сегодня особое значение для молодых журналистов. Современная журналистика лишь постепенно и весьма медленно преодолевает «детские болезни» того перелома, того кризиса, с которым она столкнулась в 90-е годы XX века. Среди этих проблем - и сумятица в определении и осуществлении профессиональных задач, а следовательно, и нравственных критериев работы. Нравственная болезнь российской журналистики имеет весьма глубокий характер и связана с определенными «дефективными» условиями осуществления ею своих задач, со значительными изменениями в содержании журналистики, условиях ее функционирования в обществе. Молодому журналисту важно понимать, что знание профессионально-этических критериев работы - важное, но не единственное средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять их несмотря на, подчас, сопротивление собственной профессиональной среды, находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций.

Отчетность по курсу - зачет, включающий как собеседование, так и анализ студентами предложенных преподавателем проблемных ситуаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.