Рефераты. Культура в зеркале прессы

      Увы,  для  того, чтобы  снимать  фильмы  на европейском  или  американском  уровне, нужны большие деньги.  А  наша  страна  сейчас  в кризисе,  и  неизвестно, когда  из него выйдет.  Поэтому  все  наши большие  режиссеры  снимают  крупные  фильмы  на западные  деньги,  ведь пока  не будет  экономически  сильной  страны,  не  может быть сильного кинематографа.

      А так  хочется ясных, добрых, открытых  отечественных  фильмов, «которые  дают  обширную информацию   о жизни  и    обогащают  наше  философское  ее  понимание…    Умеют так  мастерски  завладеть  и  потом  держать  внимание  кинозала,  что зрители  забывают  обо  всем на  свете, на  полтора  часа погружаясь в  мир кино.» 5   Ведь  ясность, доброта, открытость  и покой  отечественных фильмов сейчас,  как никогда, нужны  нам. Может  быть, именно на  этих  фильмах   отдохнут  наши  души  от  страсти  к  наживе,  похоти  и   насилия.

      В  этих двух примерах я  показала, как  авторы  сумели  найти  интересные,  актуальные  темы для разговоров,  обратить внимание  на  действительно  важные  моменты  в нашей  культурной  жизни  и  сумели  донести  до  читателей тревогу  своих  собеседников.  Показали  людей  правдиво   и  тактично.


     В  жанре  интервью работают сейчас  многие.  Это  модно,  находит  спрос  у  читающей  аудитории.  Но  все работают по-разному,  а большинство  считает,   будто   интервью  -  это   самый    простой   и  самый   легкий жанр.

 4 - Стародубец А.  Мое  невежество спасло «Экипаж» / А.Стародубец//  Труд.- 2003 – 29 марта.

5 – Там же.


 Действуй  по  принципу:  пришел  - увидел – написал.   Однако, не  все так просто, как  кажется на  первый   взгляд.  Ведь  перед  тем, как  встретиться  со  своим  героем, нужно  очень  хорошо подготовиться  к  беседе.  Определить тему разговора, вопросы, а  также,  насколько это возможно,  изучить  личность  собеседника, его деятельность.  Должна  сказать, что не  всем  журналистам  «Труда»  удается  найти  глобальную тему для  разговора, а  также показать  живого  человека правдиво и тактично.

      Вот  лишь  один  пример: журналистка  Ксения Чебышева  в  интервью  «Послушаем креольское  танго»   беседует  с музыкантом Андреем  Макаревичем.  О чем?  В  зачине, предваряющем  текст беседы,  читаем: «Андрей Макаревич  в особом представлении  не нуждается. Поэт, певец, композитор, писатель, телеведущий, актер, бизнесмен…Характер  вот  не  самый простой…Как  только разговор  заходит о  чем-то  личном, - лаконичен  и  неуступчиво скрытен». 6

     Я  считаю,  что, вряд ли эти  общие  фразы можно считать темой  интервью.  Общее оно  и  есть общее, потому  что разговор идет  обо всем понемногу :

О  политике:

-         Вы  аполитичный  человек?

-         Стараюсь  держаться  от  политики  подальше -  до  того момента, пока не понимаю, что происходит  нечто, что может  завтра  принципиальным образом  изменить мою  жизнь.

О личных  качествах:

-         А  как  вы  сами  себя  оцениваете?

-         А зачем? Не   собираюсь заниматься  самокопанием.  Я   веду  себя  так, как  считаю нужным  себя  вести.  И  делаю то, что  считаю  нужным  делать.  Вот  и  всё.

-         Ладно…  Вы  честный  человек?


6  Чебышева К. Послушаем  креольское  танго / К. Чебышева // Труд. –2002. – 2 нояб.

-         Думаю, что да.

-         Принципиальный?

-         Видимо, да. 7

     Отсюда  сразу  видно, что журналистка плохо подготовилась  к разговору,  беседа  не привлекает внимание, не запоминается  читателю.  Также  читатель  ни  о чем  новом  не  узнает.   Хотя  в этом разговоре была  главная тема – запись  шестого  сольного  альбома  Андрея Макаревича  «И т.д.»  и  выступление  певца  с концертом.  «Оркестр креольского танго»  в  Театре  оперетты. Это, на  мой  взгляд,  и должно было стать ведущим мотивом  беседы, а   об этом  автор сказал  вскользь.  Такое  интервью  не несет никакой  новизны.  А произошло  это потому, что журналистка  недостаточно четко  определила  для  себя тему беседы. Отсюда  и  вопросы  односложные, неинтересные.

      Однако  хочу  отметить, что  в газете  бывают и  серьезные,  содержательные материалы  (не  в  жанре  интервью),  претендующие   даже  на  некоторую  духовную глубину.   Например,  критическая  статья  Любови  Лебединой   «Жестокие  игры»  на  спектакль  «Терроризм», прошедший во  МХАТЕ  имени  Чехова, постановщиком  которого  являлся режиссер  Кирилл  Серебренников.  Этот «режиссер  весьма  успешно ставил  спектакли  в  Ростове- на –Дону,  - пишет журналистка. -  Там  я  видела  несколько работ, покоривших  меня  раскованной  фантазией,  юмором,  умением  «играть»  со  сценическим  пространством…» 8


     Однако, после  просмотра    этого спектакля,  автор  выражает протест против жестокости,  которой   итак  много в  сегодняшнем  мире.  Ее  возмущают  сцены  в  спектакле    с проявлением  насилия  в быту: «Мать заявляет девятилетнему  сыну, что покидает  его, не  желая больше тратить  свою драгоценную жизнь  на  такого дебила, как он. После  чего уходит.»  Или     другой       случай:     «В     офисе     повесилась      девушка.

7  Там  же.

8 -  Лебедина Л. Жестокие  игры. /Л. Лебедина //Труд .- 2002. – 3 дек.

Её подруги, узнав  об этом, изображают страх на лицах,  падают в обморок,  много суетятся,  а потом,  как  ни  в чём не бывало, пьют вино в  ожидании милиции». 9

      Любовь  Лебедина  рассуждает  и  задает вопросы  не только  себе, но и  своим  читателям.  А  нужны  ли  всем нам  такие спектакли, где много насилия  и  жестокости?  И  приходит  к  выводу, что «нельзя ставить спектакль о насилии, насилуя  при этом  зрителей  безысходностью, тыканьем  мордой в грязь,  чтобы  они, не дай Бог, не  подумали, будто  и впрямь  «человек  - это  звучит гордо». 10   Я  с  ней  согласна, ведь  в  театр  зрители  идут  отдохнуть,  а не  проникнуться  страхом  перед злом  и  бессердечностью.

     Нам  же, в  свою очередь остается  надеяться, что  у нас останутся режиссеры, готовые  работать не ради  мировой  славы  и  туго набитого  кошелька,  а ради  нас,  простых  зрителей.  Тех  самых, которые, быть может, через  несколько лет  будут платить  любые деньги, чтобы  посмотреть  того же    самого «Гамлета» или  «Короля  Лира». Если, конечно, сегодня мы  узнаем, что такое  настоящий  театр  и   полюбим  его.

     Итак, подведем  итоги.  Наиболее  популярный и  любимый вид жанра  у  журналистов  газеты  «Труд»  - интервью. В  целом это неплохо,   придает  изданию  «живой  вид»,  дает  возможность представить  разнообразие мнений  и  точек зрения  знаменитостей  на ту  или  иную  проблему.  Однако, я  считаю,  что  журналисты  очень  злоупотребляют  этим  жанром.  Почему?


     Во –первых,  как  показал   анализ, не  у всех  журналистов  получается  работать  в этом  жанре,  многие  не могут  определить интересную,  общественно значимую  тему для  беседы, вызвать своего  собеседника  на  откровенный  разговор.  Отсюда,  все  разговоры превращаются  в  легкомысленную,  никому  не  нужную  болтовню, которую  скучно читать.

9  Там  же.

10  Там же.

     Во-  вторых, такие беседы  не дают  достаточной  информации для  размышления,  не  комментируются  и  не  даются оценки  словам  собеседников.  В большинстве   своем не  говорят  о  главном, о сути:  мораль,  культура, духовность, нравственность… А игнорирование этих  тем  неминуемо  влечет  за собой  падение  уровня  культуры  в  целом.

     В -третьих,  хочется,  чтобы  на  страницах  газеты  как  можно больше  появлялось  глубоких  аналитических   материалов,  рецензий.


                                           § 2.  Прежде  всего  -  анализ

«Известия»  - авторитетное  общеполитическое  издание,  рассчитанное  в  основном  на достаточно   образованных  людей,  интересующихся  политикой,  экономикой,  наукой,  культурой и   так  далее.  Значительное  место на  страницах   газеты   занимают  аналитические  жанры –статьи, комментарии,  рецензии,  обозрения.  Замечу,  что  жанр  интервью  большим спросом  у  издания  не пользуется. Отсюда  вывод – газета  не  стремится  к  сенсационности,  эпатажности, как  большинство  изданий,  а  предпочитает  дать  своему  читателю  едва  ли не  самую богатую  и разнообразную информацию  обо  всем,  что может  его интересовать.    Поэтому  у   газеты  большой  коллектив  журналистов, которые  освещают события, происходящие  в  культурной  жизни  общества:  Алексей  Филлипов, Екатерина  Бирюкова,  Елена  Габайдуллина  (театральная сфера),  Ольга Кабанова, Николай Молок (живопись, архитектура), Юрий Гладильщиков,  Мария Кувшинова, Юрий Богомолов  (киноиндустрия),  Юлия  Рахаева  (литература)  и  так  далее.  Посмотрим, как  журналисты «Известий»  используют  аналитические  жанры  в рубрике  «Культура»  с  точки  зрения  удовлетворения  запросов  читателей, а   также профессионального  мастерства.

     Всем  уже  давно  известно, что театр  играет далеко не последнюю роль  в  духовном, нравственном и культурном  развитии общества.  Поэтому  авторы  на страницах  «Известий» стремятся  как  можно больше  уделить внимания  и  рассказать  своим  читателям о театральной жизни.

     Журналист   Алексей Филлипов  в  своей   статье  «Гомер  и ушу» делится  своими впечатлениями    с  читателями  о необычной   постановке  спектакля  «Гомер. Илиада»  режиссера  Анатолия Васильева. Статью  читать интересно, так  как  она  наполнена живыми  деталями  ежедневного  существования  людей  в прошедшую эпоху  - деталями быта  «на полу лежат легкие  китайские  мечи  и тяжелые  двуручные  тесаки,  палки, огромная  секира.»1

     Автор  свое  повествование начинает  с описания  декораций  и  костюмов  актеров, чтобы   показать читателям,  где и  в  какую эпоху  происходит  «гибель и  погребение   Патрокла:  входят  артисты -  на  некоторых из них белые  кимоно, другие  одеты,  как  в айкидо:  белый  верх,  черный  низ…»2

Далее  журналист  рассказывает  о том,  как режиссер  пытается привлечь  зрителя,  сделать его  соучастником  представления, которое  не имеет сюжета  и  «подчинить аудиторию  своей,   воплощенной  в  спектакле, воле».3

     Хороша идея автора познакомить читателя  с нетрадиционной  постановкой спектакля, в  котором  использованы  борьба  ушу  и  ритмическая музыка.  Статья дает  читателю  пищу для размышлений: нужны ли нам такие  спектакли?  Ведь  «люди, покупающие  театральные билеты  в уличных  ларьках для  «Илиады» слишком  несовершенны». 4

     «Илиада»  создана заново и  по-новому.  И  уж так  устроен мир, что все  новое  воспринимается   с осторожностью   с  оглядкой,  с  опасениями.  Мы  же  привыкли  к  традиционной  постановке  спектаклей, где есть внятный, осмысленный, связанный  с человеком  интерес. В этой  же постановке


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.