В современную музыкальную культуру возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича и других выдающихся музыкантов современности. В целом отношение к культурному наследию прошлого стало меняться. Отмена ограничений на информацию из-за рубежа, расширение личных контактов, восстановление связей с деятелями отечественной культуры в эмиграции ведет к интенсификации культурного обмена и взаимообогащению культур.
Нет необходимости доказывать, что «любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность. Когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры».3 В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезли государства, когда народ забывал свой язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.
Подобная опасность сегодня подстерегает и русскую нацию, ибо цена на западную технологию может оказаться слишком высокой. Не только резко возрастет социальное неравенство внутри русского общества со всеми отрицательными последствиями, но и углубится национальное неравенство между русским народом и, так называемыми, западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.
Для возрождения и развития российской художественной культуры необходима ориентация ее на высокие эстетические, реальные жизненные идеалы, на реализм в искусстве и гармоничное соединение индивидуальной творческой свободы с интересами русского народа и всей России.
Для возрождения и прогресса российской духовной культуры требуется возрождение национального самосознания и самоуважения в российском народе, здоровых моральных ценностей и идеалов с ориентацией на традиции российского народа, а также возрождение традиционной для российского народа толерантности в религиозной жизни.
Завершая анализ основных условий и задач возрождения и развития российской национальной культуры, следует отметить, что путь этот нелегкий и долгий. Однако, думается, только на этом пути, только при решении вышеназванных проблем и задач расцветет российская культура, возрастет национальное самосознание, наполнится реальным содержанием ее государственный суверенитет.
Однако, это совсем не означает, что российская национальная культура станет чем-то противоположным культуре общечеловеческой. Наоборот, она только таким способом может войти в общечеловеческую культуру, как равная среди равных, с собственным мировоззрением. Она войдет в общечеловеческую культуру, как часть в целое и, в то же время, сохранит то, что можно назвать суверенитетом культуры.
Только тогда российский народ почувствует себя полноправным, независимым, суверенным народом со своей собственной культурой и государственностью. Эта серьезная задача налагает почетную, хотя и нелегкую обязанность на государство. Ведь «никогда культура не продвигалась сама. Должна быть мощная государственная, и в том числе городская, московская, программа, которая не только декларирует поддержку культуры, но и насаждает ее».4
§3 СМИ и культура: проблемы взаимодействия
Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.
Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, в главный канал распространения культуры.
На мой взгляд, самым мощным средством распространения культуры является периодическая печать. Почему?
Во-первых, имеет возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер газеты. Благодаря этому, можно составить общее впечатление о содержании выпуска, выбрать интересующий материал, подробно с ним ознакомиться и самому его проанализировать.
Во-вторых, можно пользоваться преимуществами «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
В-третьих, печатные издания легко иметь «при себе», что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за которыми следует наш русский народ. Они оказывают большое влияние на умы людей, на их взгляды, мнение.
К сожалению, коммерциализация (финансовая независимость от власти) СМИ, дала толчок такому явлению, как непрофессионализм сотрудников печати. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замене вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. «Разухабистость, а подчас и откровенное бескультурье все чаще просачивается на страницы периодических изданий».1 Зачастую, критериями создания того или иного журналистского творения является не мотив служения обществу, правде, а неблаговидная, корыстная цель. При этом для достижения коммерческого эффекта используются такие приемы, как эпатаж, сенсационность любым путем, смакование крайних форм насилия, жестокости, секса, культивирование тем, попирающих общечеловеческие ценности и т.п. Все это явно не способствует воспитанию, формированию хорошего вкуса и самостоятельного мышления.
Всем нам хорошо известно, что представляют из себя эти сенсационные статьи с «кричащими» заголовками и сплетни о личной жизни «звезд». Публикации жутких криминальных историй, советы для души, журналы для молодежи, единственной темой которых стал секс и руководство к нему, не говоря уже об откровенно развратных и вульгарных порнографических изданиях, типа газет «Спид-Инфо», «Кайф по выходным», «Любовь» и т.п. с аршинными заголовками «Измена - норма жизни».
Как пример, приведу несколько заголовков из известной «желтой» газеты «Московский комсомолец» (анализ публикаций которой приведен ниже). На первой и последней полосе газеты существует рубрика «Срочно в номер». Каждое из этих сообщений - небольшая сенсация, но самая привлекательная сенсация та, в которой есть труп: «Пенсионерку застрелили на могиле мужа», «Убитого ребенка засунули в ящик с инструментами» и т.д.
Можно не вдаваться в подробности содержания этих заметок - все и так понятно. Вот только поражает огромный цинизм, с которым такой страшный материал излагается. Механизм действия подобной информации таков: такие сообщения, получаемые изо дня в день, приучают нас к мысли, человеческая жизнь вообще ничего не стоит, сам человек не рассматривается ни как наивысшее творение, ни как создание с бессмертной душой, а как кусок мяса, который режут, распиливают, протыкают отвертками, зверствуют над ним.
Журналисты добывают подобную информацию, чтобы сделать из нее сенсацию, а люди привыкают к нечеловеческой жестокости, она становится чем-то будничным, заурядным, тем более, что вся информация перемешана. Наряду с подобными сообщениями, на одной и той же полосе, расположена другая рубрика «Курьер культуры», где пишут «Почему Игорь Николаев отпустил свою русалку» (а под этим «Тинейджер распилил ребенка ножовкой»).
О какой же культуре может идти речь, если перемешанная таким образом информация приобретает в глазах читателя равнозначность. Сообщение о том, «Почему Игорь Николаев отпустил свою русалку», становится также важно, как и зверское убийство ребенка. Совершенно теряется критерий главного и второстепенного.
На мой взгляд, трагедия нашего времени состоит в том, что вся тайна жизни и смерти человека ущемляется в подобных циничных некрологах, цель которых, отнюдь, не очищение человеческой души, их цель - сенсация, скандал.
Развлекательные статьи и сплетни в газетах подводят читателя к той же мысли, что и «кашмарные сенсации». Сквозь призму газет и журналов человек начинает восприниматься как тело. Тело становится самым важным в человеке. Причем даже человеческое лицо становится второстепенным, а уж душа, ум, личные качества, просто не имеют никакого значения. Абсолютное значение приобретает тело - оно рассматривается, как источник личного и профессионального счастья, как возможность реализовать себя в этой жизни.
М. Шавырина в своей статье «Больше секса - сверху и снизу» пишет о том, что весь мир не просто сошел с ума от Дженифер Лопез, а он действительно обезумел. Никак иначе не назовешь тот факт, что актриса, певица, танцовщица и обладательница самой большой попы в шоу-бизнесе опять победила в народном опросе. На сей раз, она названа самой сексуальной женщиной среди всех певиц и актрис. «Вообще для Лопез 2001 год был более, чем успешен (конкретно в плане ее тела и фигуры). Она уже смогла… стать победительницей в опросах на тему: «самые сексуальные ноги», «самые сексуальные губы», «самая лучшая грудь», и «лучшее тело», и даже «идеальная фигура»».2
«Ходят слухи, что ее тело застраховано на один миллиард долларов, но именно эту сумму готов заплатить ее бывший любовник Пафф Дэдди, если она бросит мужа и вернется к нему… Сама Дженифер Лопез - тоже не лишена скромности - в одном из интервью она так отозвалась о своей фигуре: «Она очень пропорциональна - мало сверху и много снизу, и, думаю, что в 2002 году никто не станет вспоминать о формуле 90-60-90. Неужели мужикам не надоели эти худышки?»»3
Подобными статьями заполнены все выпуски газеты «Московский комсомолец». Когда читаешь это, кажется, что в жизни все просто - имей красивое, в соответствии с модой, тело, и будешь счастлив, как звезды Голливуда. Спрос на стандартные физические данные человека в соответствии с актуальностью людей на имидж привел к существованию специфической области общей индустрии услуг - индустрии формирования имиджа и «улучшение» физических данных человека. Теперь все стремятся к «улучшению». Акцент переводится с внутреннего на внешнее. Внешнее заменяет и отменяет внутреннее, духовное содержание. Человек сводится к телу.
Создается прочный круг - все делается для того, чтобы развлечь человека любыми методами, любыми сенсациями. Это приводит к тому, что вся жизнь начинает казаться развлечением, игрой, в которой все мы перестаем воспринимать другого, как личность, как человека, который всегда самоцель, а не средство к достижению каких-то наших интересов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7