Рефераты. Культура в зеркале прессы

Культура в зеркале прессы

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         Государственное  образовательное  учреждение  высшего 

                              профессионального образования

                    Иркутский  государственный  университет

                     Факультет   филологии  и журналистики

                     Кафедра  теории  и практики  журналистики







                   КУЛЬТУРА  В  ЗЕРКАЛЕ  ПРЕССЫ





                                                                           Дипломная работа

                                                                           студентки 5  курса  группы 8531

                                                                           Нюргачёвой    Натальи

                                                                            Александровны

                                                                           Научный руководитель

                                                                           старший преподаватель

                                                                           Шерстов  Владимир

                                                                           Владиславович





                                             ИРКУТСК,  2003

                         СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА  I.   Культура и ее роль  в  современном обществе …………………...5

              §1  Культура …   С чем  мы  связываем  это  ёмкое понятие?..............5

              §2  Культура  сегодня ………………………………………………….10

              §3  СМИ  и культура:  проблемы  взаимодействия ………………….15

ГЛАВА II.   Вопросы культуры на страницах  центральной  прессы ……….22

             §1.   Хлебом  не корми  - дай поговорить, или   Пришёл –

             увидел – написал.   ……………………………………………………...22

              §2.  Прежде  всего   -  анализ  …………………………………………29

 ГЛАВА III. «Восточно –Сибирская правда»  о  культуре  …………………..34

              §1.   В ожидании  чуда   ………………………………………………..34

              §2.   Петербургские  встречи  …………………………………………39

              §3. Память  и  памятники    …………………………………………....41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     ………………………………………………………………44

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………47














Введение

Слово  «культура»  принадлежит,  наверное,  к  числу  наиболее  часто встречающихся  в  обиходе.  Оно  существует  практически  во  всех  языках и  употребляется  в  самых  разных  ситуациях,  часто  в  различных контекстах.  Даже,  если  судить  по  периодической  печати,  -  а  она довольно  точно  улавливает  потребность  читателя,  -  наиболее  популярный  круг  тем  связан  нынче  с  культурой.

Итак,  что  же  следует  понимать  под  культурой?  Единого  ответа  нет  и  не  только  из-за  многозначности  самого  понятия  культуры,  но  из-за  того,  что  слово  «культура»  объединяет  различные  точки  зрения.  Сейчас,  по  оценкам  ряда  исследователей,  существует  около  тысячи  определений  культуры.  Но  как  бы  они  ни  определяли  понятие  «культура»,  оно  всегда  включает  в  себя  образование  -  «умственное  и  нравственное». 1

Культура  одна  из  важнейших  областей  общественной  жизни.  Слово  «культура»  происходит  от  латинского,  означавшего  возделывание  почвы,  ее  культивирование,  т.е.  изменение  в  природном  объекте  под  воздействием  человека  в  отличие  от  тех  изменений,  которые  вызваны  естественными  причинами.

В  XXI  веке необычайно  возрос  интерес  людей  к  особенностям  и  истории  своей  культуры.  Прошлое  собственной  культуры,  памятники  старины,  народные  традиции  и  обычаи  в  последнее  время  вызывают  у  всех  живейший  интерес.

1  Даль  В.И.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка./ В.И.Даль. -  М.: Русский язык,  1981.  -  С.  217.

 
Тема  моей  дипломной  работы:  «Культура  в  зеркале  прессы».  Почему  я  выбрала эту  тему?  Ну  прежде  всего  потому,  что  на  сегодняшний  день  на  Западе  распространено  мнение,  что  русский  народ  крайне  не  культурен.  Они  считают,  что  у  нас  в  стране  до  сих  пор  большинство  людей  понимают  под культурой весьма ограниченный  круг:  музеи,  литературу,  театр,  музыку.  На  мой  взгляд,  это  бытующее  представление   о  некультурности  нашего  народа,  совершенно  не  верно.  И  выбрав  эту  тему,  я  попытаюсь  разобраться  в  этой  точке  зрения  и  опровергнуть  ее.

Ведь  культура  -  «это  огромное  целостное  явление,  которое  делает  людей,  населяющих  определенное  пространство,  из  просто  населения  -  народом,  нацией.»2

Я  считаю,  что  наши  люди  не  так  бескультурны  и  знают,  что  в  понятие  культура  также  входит  религия,  наука,  техника, нравственные  и  моральные  нормы  людей  и  государства.

Наше  время,  рубеж  XX  и  XXI  столетий,  знаменуется  новым  мышлением.  Современный  человек  начал  осознавать  связь  между  судьбой  народа  и  судьбой  культуры.  Для  него  надежда  на  культуру  стала  выше  надежды  на  военную  мощь  государства,  партии,  во  что  еще  совсем  недавно  безоговорочно  верил.  На  шкале  человеческих  ценностей  культура  явно  потеснила  силу.

Мы  начали  осознавать,  что  заботясь  о  нашей  культуре,  мы  прежде  всего  заботимся  о  своем  будущем.  Ведь  человек  сам  строит  дом-культуру.  Сюда  входят  привычки,  обыкновения,  занятия,  все  им  создаваемое  вокруг  себя  -  в  чем  он  живет  и  что  следует  называть  культурой  в  широком  смысле  этого  слова,  включая  науку, образование и  разумное  отношение  человека  в  природе,  ибо  природа  -  это  наш  дом.

Примеры  неразумной  деятельности  по  истреблению  природы,  природных  запасов  и  культурных  ценностей,  я  думаю,  не  стоит  перечислять.  Можно  даже  сказать, что  эта  деятельность  все  увеличивается,  и  если  не  будут  приняты  разумные  меры,  то  миру  грозит  полное  уничтожение.

Исходя  из  всего  этого,  академик  Д.С.  Лихачев,  предложил  термин  для  защиты  человеческой  культуры  -  экология  культуры.  «Культурная  экология»  -  это  и  произведения  архитектуры,  различных  искусств,  литературы  в  том  числе,  это  и  язык,  это  и  все  культурное  наследие  человечества.  Выбросите, что-либо  из  сферы  экологии  культуры  -  человек  лишится  части  своего  «дома».3

И  поэтому,  если  мы  сохраним  нашу  культуру  и  все  то,  что  способствует  ее  развитию  -  школы,  университеты,  библиотеки,  архивы,  музеи  и,  конечно,  наш  богатейший  язык,  то  мы  останемся  великой  державой  и  сохраним  свое  первенство  на  всем  пространстве  бывшего  Советского  Союза.

А  чтобы  движение  за  подъем  культуры  в  нашей  стране  имело  ощутимый  успех,  оно  должно  широко  обсуждать  и  освещаться  в  печати.  Ведь  средства  массовой  информации  имеют  огромные  возможности  для  развития  и  культурного  обогащения  личности.  Телевидение,  радио  и  печать  создают  новую  среду,  которая  меняет  человеческие  чувства,  формирует  многосторонне развитого  человека,  все  чувства  которого  взаимодействуют  при  просмотре,  независимо  от  содержания  увиденного.  Сейчас  человечество  вступило  в  период  «электронной  революции»,  которая  приведет  людей  к  восприятию  чувств  и  полной  гармонии.

Далеко не последнюю роль пресса играет в духовном, культурном, нравственном воспитании и развитии общества. Поэтому для анализа я выбрала периодическую печать.

В первой главе я рассмотрю понятие «культуры» и расскажу, что вкладывают в него разные мыслители. А также определю проблемы взаимодействия  СМИ и культуры.

Во второй главе я проанализирую, как освещаются вопросы культуры на страницах центральной прессы. Для анализа выбраны материалы по вопросам культуры двух старейших российских газет – «Труд» и «Известия».

В третьей главе я расскажу, какое влияние оказывает ежедневная, местная газета «Восточно-Сибирская правда» на культурную жизнь Иркутской области.

Глава I  Культура и ее роль в современном обществе.

§1  Культура… с чем связываем мы это емкое понятие?

 

Первоначальное  понятие  «культура»  связывалось  с  целенаправленным  воздействием  человека  на  природу,  прежде  всего  с  земледелием.  Позднее  им  стали  обозначать  результаты  воспитания  и  обучения  самого  человека.  В  современном  же  значении  понятие  «культура» стало  использоваться  в  XVIII-XIX  веках.

Так,  часть  мыслителей,  представляющих  натуралистическое  направление,  исходили  из  признания  основополагающим  природного  фактора  в  человеке.  Человек,  творящий  культуру,  должен  исходить  из  законов  природы  и  подчиняться  им  (человек  часть  природы,  природа   -   главное  мировое  событие).

Французский  просветитель  Жан  Жак  Руссо  (1712-1778)  рассматривал  человека  как  совершенное  существо,  а  естественную  на  лоне  природы  жизнь  -  как  наиболее  правильную  ее  форму.  Ущербность  и  вредность  культуры  Руссо  видел  как  в  существовании  частной  собственности,  которая  делает  людей  неравными  (сочинение  "Рассуждение  о  начале  и  основаниях  неравенства"),  так  и  в  существовании  абсолютизма  -  власти,  антинародной  по  своей  сути.  Не  меньшим  злом  он  считал  религию,  искусство  и  науку,  которые  способствуют  сохранению  неравенства,  не  обеспечивая  ни  улучшения  нравов,  ни  счастливой  жизни  людей.

Впервые  термин  «культура»  встречается  в  «Карманном  словаре  иностранных  слов,  вошедших  в  состав  русского  языка»,  изданном  М.В. Петрошевским  в  1845-1846  гг.  (вып.  1-2;  был  уничтожен  цензурой).

Так  как  культура  -  понятие  многосложное,  трудно  поддающееся  однозначным  определениям,  споры  среди  ученых  вокруг  этого  понятия  ведутся  уже  не  одно  столетие.  Особенно  они  активизировались  в  последнее  десятилетие.  И  хотя  до  сих  пор  как  в  отечественной,  так  и  зарубежной  науке  не  выработано  единого  определения,  все  же  наметилось  некоторое  сближение  позиций.  Многие  исследователи  подошли  к  пониманию  культуры,  как  сложного  многокомпонентного  явления,  связанного  со  всем  многообразием  жизни  и  деятельности  человека.

По  существу,  в  понятие  «культура»  включает  все,  создаваемое  трудом  и  творческой  энергией  человека:  средства  труда,  технические  изобретения  и  научные  открытия;  язык,  письменность  и  литература;  религиозные  или  атеистические  представления,  нормы  морали  и  политические  системы;  произведения  искусства  и  способы  общения  людей  и  т.п.

Однако  культура  -  это  не  только  система  ценностей  (или  совокупность  достижений),  но  и  динамичный  процесс  раскрытия  и  развития  способностей  в  определенном  историческом  контексте.  Именно  развитие  человека,  а  также  его  отношение  к  самому  себе  и  другим  людям,  к  природе  и  ко  всему  окружающему  миру  можно  считать  общей  мерой  уровня  культуры  конкретной  исторической  эпохи.  Важным  критерием  историко-культурного  процесса  являются  цели,  возможности  и  способы  распространения,  и  использование  культурных  ценностей  среди  различных  социальных  слоев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.