Музыка в общей структуре вещания занимает главенствующее положение: из средних арифметических 60 минут эфирного времени музыка звучит от 28 до 34 минут. С уделяемым ей временем может сравниться только время рекламы: от 18 до 22 минут. При этом следует отметить отсутствие жанрового разнообразия транслируемой музыки: вещателями установлены “жанровые рамки”, в створ которых не может пройти музыка, способная вызвать негативный отклик (в силу ее сложности для восприятия или “экстремальности” образов и используемых выразительных средств) у актуальных по экономическим показателям групп слушателей. Отсюда и установка на более широкую представленность в эфире отечественных музыкальных произведений (регистрируется соотношение зарубежной и отечественной музыки в вещании как 1 к 5 или 1 к 6).
В организации рекламной работы наблюдается тенденция к превращению рекламных роликов в своеобразный художественный продукт. Доля рекламных единиц, оформленных как художественный текст, по отношению к сообщениям, читаемым диктором, составляет в выборке пропорцию 6 к 2.
7. Заключение
В результате проделанной работы мы пришли к следующим основным выводам:
1. Местные и региональные радиовещательные станции, наряду с другими средствами массовой коммуникации, стали явлением социокультурной реальности, формируют собственное вещательное и образовательное пространство, пользуются популярностью среди различных групп населения, их деятельность изменяет сложившееся в течение многих десятилетий монопольное положение центральных СМК.
2. Формируемое местными и региональными СМК социокультурное пространство обладает рядом специфических черт, носящих как положительную, так и отрицательную окраску.
3. Среди факторов, отрицательно влияющих на характер вещания, отмечаются:
а) ориентировка на вкусы и интересы рекламодателей и потенциальных покупателей продукции определенного номенклатурного и ценового диапазона, т.к. экономическое положение каналов впрямую опосредовано эффективностью рекламной деятельности;
б) слабость экономических позиций каналов, что вызывает установку на экономию средств за счет отсутствия в организационной структуре редакций по направлениям вещания (жанрово-тематическим и на определенные группы населения), высококвалифицированных специалистов, корреспондентской сети;
в) опора в вещании на харизматических ведущих, которые оказываются неспособными заместить собой квалифицированные кадры редакторов и др. специалистов;
г) фактическое устранение образцов “высокого” музыкального искусства, фольклора, джаза и др. из вещания. Это не только ограничило доступ населения к ним, но способствовало формированию установки, что эта сторона культуры является необязательной для современного человека. Бытовавшее ранее в обществе отношение к ним как к сложным, но авторитетным, притягательным для целей воспитания и образования явлениям, сменилось в лучшем случае “дружественным нейтралитетом”;
д) интересы различных групп населения (детей, юношества, пенсионеров, интеллигенции и др.) оказываются неучтенными в содержании и структуре вещания. На фоне ситуации, когда в стране практически прекратилось производство (создание, распространение и пропаганда) музыки, специально адресованной детям, подросткам, юношеству, последние вынуждены потреблять и исполнять то, что предназначено взрослым.
4. Контент-анализ, является специфическим средством получения педагогически ценной информации в больших массивах данных; его основы разработаны в рамках социологической науки и лишь в последние годы он достаточно активно интегрируется в сферу педагогических исследований;
5. Контент-анализ не является универсальным средством получения информации и обладает как определенными достоинствами, так и ограничениями;
6. Контент-анализ вещания радиокорпорации «Авторадио» регистрирует ряд тенденций:
а) наличие установок по шкале «Любовь-агрессия»;
б) наличие установок по шкале «Толерантность - нонтолерантность» в сексуальной сфере, к потреблению алкоголя, к богатству;
7. Базовые социально-нравственные установки реализуются через вербальные единицы литературного текста, названий произведений, комментариев ведущих эфира, жанровую направленность (как и жанровую ограниченность) музыкальных произведений, транслирующихся в эфире, характерные особенности организации новостных и политических рубрик, «желтую» окраску вещания в целом.
В завершение работы выскажем следующее: не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что избранная нами тема в результате проведенной работы полностью исчерпала свой исследовательский ресурс. Необходимы дальнейшие исследования в этом направлении, перспективы которых мы связываем, например, с расширением количества и усилением научной обоснованности шкал, используемых для оценок смысловых установок вещания, а также масштабов выборочных наблюдений; с изучением особенностей влияния вещательных каналов на различные социальные структуры радиоаудитории; с сопоставлением вещательной деятельности различных электронных средств массовой коммуникации (компаративный анализ). Кроме того, учитывая определенную ограниченность контент-анализа, для формирования стереоскопической картины функционирования вещательного пространства и изучения эффективности его образовательного влияния на различные социальные слои, следует дополнить получаемую посредством него информацию информацией, доступной вследствие применения других исследовательских методов.
8. Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд-во МПГУ “Прометей”, 1990. - 188 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
3. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.-СПб: Университетская книга. 1999, - 436 с.
4. Алексеев Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов// Вопросы социологии искусства. - М.: Наука, 1979.- С.123-193.
5. Андреева Г.И. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 416 с.
6. Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ// Социология/ Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. - 447 с.
7. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 496 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. - 464 с.
9. Борев Ю.К. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
10.Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий/ Под общей ред. Г.П. Шевченко и Б.П. Юсова. - Ворошиловград, 1990, - 175 с.
11.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
12.Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи/ Под ред. проф. Волкова Ю.Г. Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 576 с.
13.Воронин Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия// СОЦИС, 2000, №9. - С.73-79.
14. Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т./ Гл. ред. А.В. Запорожец, М.: Педагогика; Т. 1: Вопросы теории и истории психологии, 1982. - 487 с.; Т. 2: Проблемы общей психологии, 1982. - 504 с.; Т.3: Проблемы развития психики. 1983. - 366 с.
15. Дроздов А.Ю. “Агрессивное” телевидение: социально-психологический анализ феномена// СОЦИС, 2001, №8. - С. 52-61.
16. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Диалектика художественного развития. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. - 216 c.
17.Корыхалова Н. Неоавангард и массовое музыкальное воспитание в странах Западной Европы// Кризис буржуазной культуры и музыка. - Л.: Музыка, 1983. Вып.5. - С. 52 – 77.
18. Крупницкий С.В. Социальная экстенсиология. Таганрог. 1999. - 124 с.
19. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
20.Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека// Психологический журнал. 1985, № 6. - С. 8-28.
21.Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия// Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1980. - С. 54-90.
22. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства// СОЦИС, 2000, № 7. - С. 73-82.
23.Матонис В.П. О принципах музыкально-эстетического воспитания школьной молодежи (в связи с некоторыми социально-психологическими особенностями этой группы) //Музыка в социалистическом обществе. - Л.: Музыка, 1977. Вып.3. - С. 40-53.
24.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253 с.
25.Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
26.Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
27.Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ПИК и ПРО, 1997. - 86 с.
28.Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношений и психологии установки// Понятия установки и отношения в медицинской психологии/ Под ред. И.Т. Бжалава. Тбилиси: Мецниереба, 1970. - С. 9-15.
29.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.
30. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
31.Неменский Б.М. Искусство и отношение к миру// Методологическая подготовка учителя музыки.- М.: МИРОС, 1993. - С.15–19.
32.Образование в поисках человеческих смыслов/ Под ред. чл.-кор. РАО Бондаревской Е.В. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.
33. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 208 с.
34. Пиранкова О.Ф. “Живые новости”, или о времени и пространстве в телевизионном эфире// СОЦИС, 2000, № 8. - С. 65-74.
35.Рабочая книга социолога/ Под ред. проф. Осипова Г.В. М.: Наука, 1986. - 511 с.
36.Ражников В.Г. Три основные принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопросы психологии. 1988. №1. - С. 33 – 41.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
38. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
39.Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1980. Вып. 1. - 144 с.
40. Спутник учителя музыки/ С.С. Балашева, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Чернышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
41. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
42.Тарасова К.О. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
43.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избранные труды: В 2 т. Т.I. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
44.Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Изд-во МПГУ “Прометей”, 1990. – 184 с.
45.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-н/Д: ЦВВР, 2001. - 708с.
46.Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. – 182 с.
47.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Особенности воздействия искусства на личность. М.: Знание, 1982. - 110 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11