Д.Н.Узнадзе ввел в 1923 году в отечественную психологию понятие “установка”, имея в виду под этим феноменом состояния готовности, лежащего, как правило, за пределами сознания. Установка определяет настройку субъекта на адекватные сложившейся ситуации психомоторные акты, она предшествует действиям, направленным на удовлетворение какой-либо потребности [38]. Установка не является изолированным психическим явлением, а представляет собой целостное состояние личности человека, “... не просто какое-нибудь из содержаний его психической жизни, а момент ее динамической определенности. «Словом, это скорее установка субъекта как целого, чем какое-нибудь из его отдельных переживаний, его основная, его начальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи».
Первичная установка представляет собой один из этапов формирования фиксированной установки и существует до момента объективации потребности. При неоднократном повторении ситуации, которая приводит к удовлетворению потребности, установка на определенное поведение в данной ситуации способна фиксироваться в структуре личности как относительно устойчивое образование.
Г.М. Андреева, считает, что понятие “социальная установка” является одним из фундаментальных в социальной психологии и “употребляется в значении, близком понятию “отношение” (выделено нами). Социальная установка включает весь сложный мир человеческой личности: ее опыт, ее индивидуально-психологические особенности и др.; она рассматривается как «фактор формирования социального поведения человека, выступающий в форме отношения личности к условиям ее деятельности, к другим». С.Л. Рубинштейн писал: «Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении (выделено нами) к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление». И далее: «Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности».
В зарубежной социальной психологии понятие «установка» начало достаточно широко применяться уже в начале ХХ века (в англ. языке использовался термин set). В частности, широко известно исследование Н. Томаса и Ф. Знаниецкого (N. Thomas и F. Znaniecki), в котором изучались социально-психологические установки польских эмигрантов в Европе и Америке. Уже к 1935 году, как считал Т. Олпорт (T. Allport), понятие «социальной установки» стало основным «строительным материалом» в здании социальной психологии, поскольку именно здесь объединяются все инстинктивные и приобретенные в процессе жизнедеятельности факторы, определяющие поведение человека в социальной среде. Усиление социального фактора в интерпретации содержательного контура понятия потребовало введения нового англоязычного термина - attitude (поза, осанка, отношение, позиция), которое очерчивает состояние духовной готовности, формирующееся благодаря предшествовавшему опыту, и оказывающее динамическое воздействие на поведенческие акты. Под attitude понимают: 1) определенное состояние сознания и нервной системы; 2) выражающее готовность к реакции; 3) организованное на основе предшествующего опыта; 4) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение [38]. Ядов В.А. определяет четыре функции установки: приспособительная (когда установка адресует человека именно на те объекты, которые ведут к достижению цели или потребности); знаточеская (когда благодаря установке индивид отыскивает адекватные ситуации способы поведения); саморегулятивная (когда установка служит средством освобождения от внутреннего напряжения через выражение себя как личности); защитная (когда через установку разрешаются внутренние конфликты и противоречия личности). Ученый высказывает мысль, что принципиально важным является вопрос о структуре социальной установки, поскольку, по мнению большинства ученых, она обладает некоторой структурностью. В настоящее время достаточно широко распространена идея, высказанная в 40-х годах М.Б. Смитом, о том, что в социальной установке выделяются когнитивная (познавательная), благодаря которой происходит осознание объекта социальной установки, аффективная (эмоциональная), результирующаяся в эмоционально-чувственной оценке субъектом объекта социальной установки, и конативная (поведенческая), обеспечивающая последовательные поведенческие акты в отношении объекта социальной установки, образующие. Заслуживает внимания идея о наличии у человека двух одновременно действующих установок - на объект и на ситуацию. При этом в определенных обстоятельствах «верх берет» одна из установок.
В середине 70-х годов В.А. Ядовым была сформулирована диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. В соответствии с указанной концепцией личность формирует сложную систему установочных образований (специфических состояний предрасположенности к оценке и к определенным формам активности), которые в свою очередь связаны в иерархизированную структуру: от установок на конкретные предметные операции (область психологических установок) до установок на поведение в сложных социальных условиях. В основе формирования установочной системы лежат потребности определенного уровня (в том числе и сложные социальные потребности), “встречающиеся” с ситуациями, в которых они могут быть удовлетворены. В.А. Ядов выделил четыре основные уровня в социальных установок (он использовал термин “диспозиции”): а) первый уровень включает установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших жизненных ситуациях (собственно говоря, этот уровень диспозиционных образований прямо совпадает с изучаемыми Д.Н. Узнадзе установками или тем видом психологических установок, который в трудах зарубежных ученых получил термин set); б) второй уровень составляют диспозиционные образования, формирующиеся и реализующиеся в общении в рамках малой группы и соответствуют в содержательном плане термину attitude, используемому в зарубежных и ряде отечественных научных источников. В отличие от элементарной фиксированной установки, attitude имеет сложную трехкомпонентную структуру, включая когнитивную, аффективную и конативную составляющие; в) третий уровень регистрирует диспозиции, в которых реализуется общая направленность интересов личности в отношении разнообразных форм социальной активности (например, в трудовой, учебной или досуговой сферах). Эта группа диспозиций фиксирует склонность личности к деятельности в определенной социальной сфере и, так же как и предыдущая, подразумевает трехкомпонентную структуру; г) четвертый уровень диспозиционных образований формируется ценностными ориентациями личности и регулирует её поведение в отношении наиболее значимых социальных объектов, включая экономические, политические, идеологические и др. условия, в которых личность вынуждена проявлять свою активность. “Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий “жизненный план”, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека - в области труда, познания, семейной и общественной жизни”, - пишет В.А. Ядов [38. 144-146]. Таким образом, именно ценностные ориентации опосредуют основные, магистральные направления индивидуальной эволюции личности во времени, в пространстве и в социуме.
Ученые полагают, что когнитивная, аффективная и конативная составляющие в разноуровневых диспозициях проявляются специфически: в диспозициях, относящихся к более простым социальным ситуациям лидирующую роль играет аффективный компонент; на высших уровнях, где значительно активней проявляется функция осмысления, осознания социальных ценностей (причем, часто для этого необходимо использовать достаточно сложный понятийный аппарат) лидирующее положение приобретает когнитивный компонент.
Рассмотренные положения социальной психологии оказали существенное влияние на теорию эстетического воспитания. Ученые показывают, что в контакт с произведением искусства личность вступает в своей целостности. «Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность или силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку», - писал Л.Н. Столович.
Ю.К. Борев говорил о наличии у человека, вступающего в коммуникативный акт с произведением искусства, рецепционной установки, которая опирается на “предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в нашем сознании всем предыдущим опытом”. Она представляет собой предварительную настроенность на восприятие, которая действует на протяжении всего процесса художественного переживания. Ю.К. Борев говорил также о наличии рецепционного предварения, которое возникает в сознании человека до начала актов восприятия благодаря знакомству с названием произведения, предваряющими ремарками автора, знакомству с мнением авторитетных людей и т.п. Оно «определяет потенциал восприятия, то есть готовность воспринять определенный объем смысловой и ценностной информации».
В 30-60 ХХ века годах западными учеными была осуществлена серия интересных, с позиций нашей работы, исследований в области социологии музыки. Т. Адорно в фундаментальной работе «Социология музыки» ссылается на исследование М.Г. Риги (M.G. Rigy), которому удалось в эксперименте доказать, что оценка слушателем музыкального произведения зависит от предваряющих акт коммуникации установок. Он предъявлял одну и ту же музыку трем различным группам студентов, однако членам первой группы говорилось, что им будет продемонстрирована музыка в романтическом стиле, во второй группе не давалось никакой предварительной информации, а в третьей группе демонстрируемая музыка ассоциировалась, благодаря вступительной беседе, с национал-социалистическим движением. Атмосфера прослушивания, рождаемая соответствующими комментариями (или их отсутствием), вызывала три различных типа воздействия. Самую высокую степень одобрения произведению высказывали члены группы, в которой делалась установка на романтическое восприятие музыки, а самая низкая - в группе, где музыка преподносилась как нацистская.
В работе Т. Адорно сделаны следующие выводы: молодые люди нередко затрудняются дать оценку музыкальным произведениям, с которыми они познакомились впервые, и стремятся прежде, чем выскажут собственное суждение, узнать мнение других людей (друзей, наставников, родителей и т.п.) Они заимствуют при этом как общие принципы вынесения художественного суждения, так и набор конкретных оценок. Нередко они могут довольствоваться оценкой в чистом виде, не прибегая даже к контакту с собственно музыкальным произведением.
А.Л. Сопчак (A.L. Sopchak) в своем научном проекте поставил задачу установить наличие или отсутствие связи между личностными характеристиками слушателей музыки и особенностями их эмоционального отклика на музыку. Исследователь попытался ответить на серию вопросов. Укажем здесь наиболее интересные из них (с позиции нашего собственного исследования): а) Имеется ли взаимосвязь между эмоциональным откликом и самой музыкой? б) Существуют ли методики изучения эмоционального отклика? в) Есть ли различия в характерных особенностях эмоционального отклика на музыку между мужчинами и женщинами? г) Связан ли эмоциональный отклик с принадлежностью прослушиваемого музыкального произведения к определенному музыкально-стилистическому направлению, с техникой композиции? д) Тренируем ли эмоциональный отклик на музыку? А.Л. Сопчак использовал в своем эксперименте серию записанных на магнитную ленту фрагментов музыкальных произведений (всего 15) и специально разработанный им лист с эмоциональными характеристиками (до 60). Выборка испытуемых состояла из 553 студентов-психологов: из них 381- мужчины, 172 - женщины. Заметим, что не на все поставленные вопросы автору удалось получить убедительные ответы. В этом исследовании нам представляется весьма интересным подход к измерительному инструментарию: перспективными, в частности, для нужд педагогического исследования являются звуковые методики опроса, причем музыка здесь выступает не в виде абстрактных звуковых комплексов или изолированных звуков, а в целостном виде, что позволяет в полной мере проявиться её воспитательному, эстетическому, семантическому, психологическому и социальному потенциалу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11