Рефераты. Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

Сказанное определяет подходы к отбору информации для эфира. В практике мировых СМК сложилось понятие «желтой (или бульварной) прессы». Эти издания, как правило, не помещают на своих страницах серьезные аналитические материалы, а целиком базируются на интимных подробностях жизни знаменитостей, скандалах, сенсациях (явных или искусственно созданных) и пр. Если жизнь не подбрасывает новых “горячих” фактов, то сенсации создаются усилиями самих СМК. Такая развлекательная направленность СМК базируется, с одной стороны, на потакании сложившимся интересам аудитории, а с другой, - на доминировании установки на сенсацию, с целью слегка эпатировать публику.

Еще одной важной особенностью «Авторадио» является регионализация вещания: корпорацией создана сеть ретранслирующих станций в упомянутых выше городах, которые, наряду с передачей программ материнской станции, самостоятельно включают в вещание местные новости, рекламу и организуют для населения конкретного города интерактивные формы работы (игры и программы по заявкам).

Для проведения контент-анализа нам в нашей работе необходимо было выбрать (и обосновать этот выбор) секторы вещания, которые собственно и подвергались количественной и качественной оценке. Следует отметить, что почти все конкретно-социологические исследования основываются на выборочных наблюдениях, т.е. формируются выборочные совокупности (выборки) - непосредственно опрашиваемые группы населения, или другие участки социальной реальности, подвергаемые анализу, - которые в силу своей типичности представляют (репрезентируют) весь массив социальных фактов, генеральную совокупность в целом. Полученные данные служат базой для выводов и экстраполяций.

Нужно, с другой стороны, подчеркнуть, что проблема формирования выборочной совокупности в социологических исследованиях отягощена и некоторыми сложностями. Одна из важнейших - бывает трудно, а иногда и невозможно установить, какие из признаков должны репрезентировать генеральную совокупность в выборке: часто бывает неясно, каким образом (прямо и непосредственно или опосредованно) различные социальные признаки влияют на ситуацию. Вероятно, самым надежным способом обеспечения репрезентативности в социологических исследованиях был бы охват ими всего изучаемого сектора социальной реальности. Однако такого рода сплошной охват, в силу вполне понятных причин, часто вряд ли может быть осуществлен.

В «Рабочей книге социолога» указывается, что с процедурной точки зрения при формировании выборки выделяются следующие этапы:

1. Намечаются основные критерии и структура выборки. Однако следует иметь в виду, что нередко невозможно учесть весь спектр свойств и качеств, способных участвовать в моделировании генеральной совокупности. Поэтому чаще всего речь может идти только о тех характеристиках, которые наиболее существенны для решения поставленных в конкретном исследовании задач.

2. На основе логических посылов устанавливается минимально достаточное количество единиц наблюдения в выборке.

3. В соответствии с составленной моделью подбираются объекты наблюдения: модель выборки “наполняется” живым, реальным содержанием.

Исходя из высказанных положений, в качестве критериев для нашей работы мы руководствовались следующими соображениями.

Поскольку радиовещание избранного нами объекта («Авторадио»

структурировано по рубрикам, то контент-анализ должен как можно более полно охватывать эту рубрикацию.

Вещание имеет повторный характер, т.е. каждая рубрика многократно повторяется в течение часа, суток, недели, месяца, поэтому основные установки, транслируемые в эфире многократно, должны регистрироваться контент-анализом в количественном контексте.

В структуру передач включается возможность интерактивной связи слушателей с организаторами вещания и заказов на трансляцию музыкальных произведений, поэтому контент-анализ должен регистрировать основные установочные смыслы и лексические единицы в этих специфических рубриках.

Контент-анализ должен как можно более полно охватывать наиболее активное для слушателей время вещания.

В итоге были выработаны подходы к организации наших выборочных наблюдений, качественно-количественные параметры которых отражены в таблицах 2 и 3.


Табл. 2График выборочных наблюдений для контент-анализа (период с 11 по 17 февраля 2002 г.)

День недели

8-00 - 10-00

10-00 - 12-00

12-00 - 14-00

14-00 - 17-00

17-00 - 21-00

21-00 - 24-00

Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота







Воскресенье








Табл. 3 График выборочных наблюдений для контент-анализа (период с 18 по 24 февраля 2002 г.)

День недели

8-00 - 10-00

10-00 - 12-00

12-00 - 14-00

14-00 - 17-00

17-00 - 21-00

21-00 - 24-00

Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота







Воскресенье








Завершая данный раздел работы, выскажем следующее соображение: учитывая, что в масштабах выполняемого исследования не представляется возможным осуществить более длительные наблюдения, мы считаем, что объем собранного и анализируемого нами в дальнейшем эмпирического материала позволяет оценить результаты как пилотажные, т.е. предварительные. Для того, чтобы повысить уровень репрезентативности, следует в дальнейшем увеличить объем фактических единиц анализа.


6. Общая характеристика результатов контент-анализа вещания «Авторадио»


Метод контент-анализа позволяет уяснить некоторые весьма существенные детали специфического квазипространства, формируемого радиовещательной студией. В данной работе нас интересовало прежде всего то, какими средствами осуществляется воздействие на процесс становления нравственных установок слушателей. Дело в том, что человечеством за долгий период его социального и культурного развития сформулировано большое количество правил поведения и нравственных установлений. История свидетельствует, что каждая эпоха, также как и фаза социально-экономического и культурно-исторического развития порождают свои этические нормы, принимаемые большинством членов сообщества. Однако она накопила и немало фактов гетерохронности этического развития и доминирующего набора нравственных установок людей: в рамках одной и той же социально-экономической формации и социальной страты наблюдается достаточно богатый спектр нравственных паттернов, которые определяют особенности социального взаимодействия людей и их отношения к себе, социуму, культуре, юриспруденции и т.д. Именно этим обстоятельством объясняется большое количество поведенческих моделей, включая и те, которые общество воспринимает как девиантные. В то же время, то, что общественное сознание интерпретирует как девиацию в конкретный исторический период может стать вполне приемлемой поведенческой формой в другой.

Динамика “этического взросления” человечества прослеживается в Библии: внимательный ее читатель может констатировать процесс смены (или совершенствования) нравственных императивов - от тех, которые оказываются актуальными для родоплеменного общества, через Законы Моисея, закрепившие новый тип этических отношений, в принципе не отвергающих насилие, но запрещающих человеку проявлять насилие, превышающее по своим последствиям нанесенный потерпевшему урон, а от них - к высотам Нагорной Проповеди Иисуса Христа. Вместе с тем, библейская, так же как, впрочем, и истории средних веков, нового и новейшего времени убедительно свидетельствуют, что сама по себе вербальная формулировка нравственных норм в каком-либо своде, кодексе, уставе и т.д. еще не является стимулом для изменения соответствующих поведенческих актов у реальных носителей нравственного сознания - людей. Можно уверенно констатировать, что даже современное общество более или менее усвоило лишь нравственный кодекс Моисея и находится еще весьма далеко от осознания этических установлений Иисуса Христа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.