Рефераты. Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан

В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "пе-ревозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносамен-тах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрах-тователь, который заключает договор перевозки с отправи-телем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчи- ' ком независимо от того, принадлежит ли транспортное сред-ство ему на праве собственности либо он пользуется транс-портным средством на основе иного правового титула.

Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соот-ветствует термину, применяемому в международном транс-портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-ным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи-ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан-ное в установленном порядке.

На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан-ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос-ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор-том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об-служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовс-кая деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что

отдельные виды деятельности на железнодорожном транс-порте осуществляются на основе лицензии (ст. 10).

Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постанов-ления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действу-ют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензи-рования международных перевозок пассажиров и грузов, опас-ных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовс-кой деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пас-сажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации».

Выдача лицензии на осуществление деятельности по пере-возке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Рес-публики Казахстан.

Субъектами лицензирования являются граждане, юридичес-кие лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международ-ные организации.

Указом Президента РК «Об использовании воздушного про-странства и деятельности авиации» наравне с понятием «пере-возчик» введено понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вмес-тимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

В Законе РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» предусматриваются следующие виды перевоз-чиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегист-рированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицен-зию на осуществление международных и (или) внутренних воз-душных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флаг-манский перевозчик РК определяется Правительством респуб-лики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации меж-дународных авиамаршрутов.

Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак-тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор-тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду-ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки-пажа (бербоут-чартер).

В советской транспортно-правовой литературе многие счи-тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя-щее время не соответствует законодательству РК. Конвен-ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности.

Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс-портное предприятие, имеющее основной целью своей дея-тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж-данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс-кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон-трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе-ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то-варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре-дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не-зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом.

Получателем является лицо, уполномоченное на получе-ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк-те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу-чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по-лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соетствует кон-струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра-во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК).

Заключение

В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечис-ляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга-низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортны-ми организациями (узловые соглашения, договоры на центра-лизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор пря-мого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра-вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель -регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

ГК предусматривает виды договоров перевозки, опреде-ляя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подраз-деляются на реальные и консенсуальные.

По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объек-том реального договора является конкретный груз, а объек-том консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

По субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика являет-ся грузоотправитель; договор об организации работы по обес-печению перевозок - контрагентом являются транспортные организации.

Исходя из цели, к договорам перевозки можно отнести:

а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, договоры, направленные на обеспечение перевозок гру-зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие); в) договоры, предусматривающие целью доставку гру3ов
пассажиров и багажа в пункт назначения. '

По форме договоры перевозки дифференцируются на договоры, оформленные транспортной накладной или коно-саментом; договоры в виде конклюдентных действий (приня-тие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, не-посредственное приобретение билетов в пассажирских транс-портных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке.

Литература

1 Конституция Казахстана от 30.08.1995г.

2.Гражданский кодекс Казахстана от 1.07.1999г.

3.Закона РК «О торговом мо-реплавании») .от 17.01.2002г.

4 О железнодо-рожном транспорте»от 08.12.2001

5 Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и до-полнениями от 16 января 2002 г.);

6 Закон РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» от 15 декабря 2001 г.;

7. Устав автомобильного транспорта Казахской ССР, утвер-жденный постановлением Совета Министров Казахской ССР
от 18 июня 1970 г.;

8 Устав внутреннего водного транспорта СССР от 15 ок-тября 1955 г.

10 Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сен-тября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998г., 24 декабря 2001 г.);

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.