Рефераты. Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан

Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс-портное предприятие, имеющее основной целью своей дея-тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж-данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс-кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон-трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе-ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то-варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре-дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не-зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом. Получателем является лицо, уполномоченное на получе-ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк-те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу-чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по-лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соответствует кон-струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра-во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК). 5. В транспортное законодательство впервые введен но-вый способ обеспечения исполнения обязательства - право удержания. Согласно п. 4 ст. 697 ГК перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей (ст. 292 ГК), если иное не установлено законода-тельством, договором перевозки или не вытекает из суще-ства обязательства.

Таким образом, под правом удержания подразумевается право перевозчика как владельца чужой вещи не выдавать ее получателю до исполнения причитающейся ему провозной платы и других платежей. Данное право распространяется только на одно условие договора, а именно -обязанность по оплате про-возной платы и других платежей, вытекающей из договора перевозки'.

Согласно ст. 95 Закона РК «О торговом мореплавании» перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или пре-доставления обеспечения даже в случаях сдачи груза на хра-нение на склад, не принадлежащий получателю, но только при условии немедленного уведомления владельцев склада об этом. ГК впервые предусматривает основные формы транс-портной документации. Обязательность документации пере-возок объясняется не только их массовым характером, но так же необходимостью учета и контроля за транспортными опе-рациями. Технические и экономические особенности отдель-ных видов транспорта в значительной степени влияют на со-держание перевозочных документов. ГК называет некоторые из них: в частности, транспортную накладную, коносамент, то-варно-транспортную накладную. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, законодательные акты могут предусмотреть и иные виды перевозочных документов.

Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

Из легального определения договора перевозки пассажи-ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд-ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак-лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре-деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи-тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со-став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква-лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен-ным фактом занятия места, как это принято на городском транс-порте или путем совершения конклюдентного действия (опус-кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со-гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс-портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо-ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя-зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше.

Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами.

Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной.

Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

1.1.Обязанности перевозчика:

1. При системе заявок (заказов) грузоотправителей утвердить план
перевозки грузов (на железнодорожном транспорте - месячный развернутый план, на речном транспорте - декадные заявки). Подача заяв-ки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза. Утвержденный план является обязательным для исполнения обеими сторонами.
2. Подать транспортные средства в количестве, согласованном с
грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В
установленных случаях и по согласованию с отправителем допускает-
ся подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в
заявке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъез-дных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на
путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорт
Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на
подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъезд-ных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные
интервалы времени. Место подачи транспортных средств зависит
особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. Исправное состояние перевозочных средств должна быть обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки средство подается очищенным от остатков или промытым и продезинфицированным и т.п. При этом получатель груза вправе отказаться от поданных транспортных. в не пригодных для перевозки соответствующего груза. Обязанности по выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные органами самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузоч-но-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправите-лем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за не сохран-ность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследст-вие обстоятельств, связанных с действиями отправителя при погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

5. Доставить груз (пассажира) в срок в пункт назначения. Требу-ется не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохран-ности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно.. Произвести разгрузочные работы в установленные законодательством или договором сроки, не допуская сверхнорма,
тивного простоя транспортного средства под разгрузкой.

Очистить транспортное средство от остатков груза и снять с
него трафареты, навешенные грузоотправителем. Если грузополучатель не исполняет данную обязанность, перевозчик
вправе не принимать транспортное средство до полной очи-
стки, предъявив при этом неустойку за сверхнормативный
простой транспортного средства под разгрузкой, или само-
стоятельно за счет грузополучателя очистить транспортное
средство от остатков перевозимого груза и взыскать неустойку за возврат неочищенного транспортного средства.

1.2Права и обязанности пассажира:

Пассажир обязан:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.