1) предъявить документ, удостоверяющий личность, при при-обретении проездного документа, при посадке в транспорт-ное средство и проверке в пути следования, за исключением проезда в на транспорте городского и пригородного сооб-щения;
иметь проездной документ;
соблюдать общественный порядок, правила пользованиятранспортно и вокзальными помещениями, а также бережноотноситься к имуществу перевозчика.
Пассажир имеет право:
осуществлять поездки на любом транспорте;
приобрести проездной документ до станции назначения попути следования транспорта;
получить место согласно приобретенному проездному документу;
транспортное средство при приемке груза к перевозке, а также несоответствие оттисков пломб оттискам, указаный в сопроводительных документах и другие обстоятельства) При наличии данных признаков грузоотправитель имеет право требовать от перевозчика сдачи груза с его проверь и выдачи коммерческого акта с отражением результатов проверки. Коммерческий акт является основанием предъявления к перевозчику требований, связанных с утратой, повреждением и порчей принятого к перевозке груза, происшеших по вине перевозчика. Срок исковой давности по данным требованиям к перевозчику составляет один год. провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до семи лет, если он не занимает отдельного места и с оплатой 50% стоимости билета, если такому ребенку предоставляет- ся отдельное место или если он не достиг возраста 15 лет, заисключением проезда в такси;
провозить бесплатно ручную кладь в пределах норм и габа-ритов, установленных правилами перевозки пассажиров наопределенном виде транспорта;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу;
возвратить проездной документ до начала перевозки и по-лучить обратно уплаченную за перевозку сумму за вычетомпредусмотренных сборов.
Пассажир имеет и иные права и несет иные обязанности, преду-смотренные законодательством Республики Казахстан.Осуществление перевозки различными видами транспорта имеет свои специфические особенности, и отношения по перевозки регули-руются дополнительно определенными нормативными документами.
ГлаваII Отдельные виды перевозок.
1. Перевозка транспортом пассажиров
Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).
Из легального определения договора перевозки пассажи-ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд-ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).
Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак-лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре-деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи-тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со-став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.
В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква-лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен-ным фактом занятия места, как это принято на городском транс-порте или путем совершения конклюдентного действия (опус-кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со-гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс-портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо-ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя-зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).
Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше.
Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами.
Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной.
Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий догово-ра. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных дей-ствий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пун-кта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его зах-вата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Рес-публики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона).
Договор пассажирской перевозки является возмездным, оплата осуществляется на основании соглашения или тарифа. Лица, которые в виде исключения имеют право на бесплатный проезд, не могут рассматриваться как участники договора; они - пассажиры, право которых на проезд обусловлено не дого-вором с перевозчиком, а законодательством, предписываю-щим перевозчику перевозить их бесплатно или предоставлять им иные льготы по оплате проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет источников финансирования, которые определяются органами, устанавливающими льготы на транспортные услуги (ст.13 Закона «О транспорте в РК»).
Законом РК «О торговом мореплавании» впервые опреде-ляются периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира. Пассажир, ожидающий посадку на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении, еще не вступил в стадию перевозки и, возможно, не вступит, если откажется от поездки или рейс не состоится по причинам, от него не зависящим. Следовательно, перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находился на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении (п. 2 ст. 113 Закона).
На основании ст. 113 Закона «О торговом мореплавании» перевозка пассажира и багажа включает в себя следующие периоды: 1) в отношении пассажира и его каютного багажа -период посадки, высадки и нахождения пассажира, а также каютного багажа на борту судна. В перевозку пассажира и багажа включается период доставки морским путем с берега на судно, либо наоборот, если ее стоимость включена в сто-имость билета или если судно для вспомогательной перевозки предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком; 2) в отношении каютного багажа, сдаваемого пассажиром для доставки на судно или на причал (вокзал) в порту (пункте) на-значения, - период с момента принятия каютного багажа пе-ревозчиком, его работником или агентом до его выдачи на борту судна или в порту (пункте) назначения; 3) в отношении багажа - период с момента принятия багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи багажа пассажиру или упомянутому на по-лучение багажа лицу.
В ГК пассажиру как стороне в договоре предоставлен ряд прав: перевозить детей с собой бесплатно или на иных льгот-ных условиях; перевозить бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 112 Закона РК «О торговом мореплавании», ст. 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте», ст. 13 Закона РК «О транспорте в РК»).
Договор перевозки багажа является двусторонним и воз-мездным, в любом случае он квалифицируется как реальный, поскольку считается заключенным с момента передачи багажа перевозчику с одновременной выдачей пассажиру багажной квитанции. Договор этот следует считать акцессорным при-менительно к договору пассажирской перевозки, так как он может быть заключен лишь при наличии у гражданина проезд-ного билета. Этой особенностью данный договор отличается от договора грузобагажа, по которому гражданин может сдать личные вещи к перевозке, даже не будучи пассажиром.
Ответственность перевозчика за перевозку багажа и пасса-жира имеет существенные различия, кроме того, при пере-возках сверх установленной бесплатной нормы провоза бага-жа может выдаваться отдельная багажная квитанция. Пасса-жир (отправитель) при сдаче багажа, грузобагажа обязан объявить их ценность (ст. 68 Закона РК «О железнодорож-ном транспорте»).
2. Договор фрахтования (чартера)
В ГК закреплен новый вид договора перевозки - дого-вор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом тор-гового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевоз-ки, который подразделялся на договоры: 1) с условием пре-доставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7