Рефераты. Анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО "Северный порт" и разработка предложений по её повышению

На основании этих расчётов можно установить недоиспользованные резервы повышения уровня рентабельности основных производственных фондов. Доля активной части и доля действующего оборудования оказывают наименьшее влияние на фондорентабельность. Повысить это влияние можно за счёт увеличения доли активной части и доли действующего оборудования в общем объёме основных производственных фондов.

Глава 4.

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ОАО «СЕВЕРНЫЙ ПОРТ»

Одной из наиболее важных задач развития транспорта является обеспечение производства, прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов. Для этого необходимо рациональнее использовать имеющиеся основные производственные фонды.

К более рациональному использованию основных производственных фондов побуждает и то обстоятельство, что в современных условиях ограниченные финансовые возможности транспортных предприятий не позволяют им своевременно обновлять свою материально - техническую базу, поэтому особенно актуальным является улучшение использования уже действующих основных производственных фондов.

Необходимость улучшения использования основных производственных фондов определяется и тем, что высокие темпы научно - технического прогресса обуславливают более быстрое старение техники, её моральное снашивание. Для того чтобы избежать отрицательных последствий морального износа и уменьшить потери от вывода из эксплуатации несамортизированных фондов, необходимо более полное и интенсивное её использование.

Поиск направлений повышения эффективного использования основных производственных фондов имеет для предприятия важное значение. Решение этой задачи означает увеличение производства продукции, повышение отдачи имеющегося на предприятии производственного потенциала, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.

Для определения уровня использования основных производственных фондов наиболее часто применяется показатель фондоотдачи, отражающий связь между количеством произведённой продукции и стоимостью основных производственных фондов. Чем выше данный показатель, тем эффективнее использует предприятие имеющиеся у него фонды.

Повышение эффективности использования, а, следовательно, и фондоотдачи основных производственных фондов достигается за счёт целого ряда факторов, которые можно объединить в следующие группы:

Ш факторы, отражающие уровень непосредственного использования действующих основных производственных фондов по времени и мощности: повышение сменности, снижение внутрисменных простоев, повышение производительности машин, оборудования и транспортных средств, своевременная и комплектная поставка материалов, конструкций и деталей, оборудования, подлежащего монтажу;

Ш факторы, отражающие организационные меры и управление: совершенствование организационной структуры управления, уровень концентрации, уровень специализации, совершенствование планирования и управления, постоянное осуществление научной организации труда, внедрение автоматизированных систем управления, внедрение прогрессивных форм организации труда;

Ш факторы, отражающие социальные и экономические условия работающих, уровень квалификации рабочих и ИТР, производственные условия для выполнения работ, совершенствование учёта, контроля и анализа работы парка машин и механизмов, бытовые условия, материальное стимулирование работающих, моральное стимулирование работающих за лучшее использование основных производственных фондов;

Ш факторы, выражающие влияние обновления основных производственных фондов в процессе их воспроизводства: фондоемкость, выбытие основных фондов вследствие морального и физического износа, темпы обновления, общая структура фондов, структура фондов по их группам.

Наиболее часто одной из причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие основных производственных фондов, поэтому одним из важнейших направлений повышения эффективности их использования является своевременный ввод в эксплуатацию и более быстрое освоение новых основных производственных фондов. Сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых основных производственных фондов позволяет быстрее получить необходимую для народного хозяйства продукцию с технически более совершенных фондов, ускорить их оборот и тем самым замедлить наступление морального износа, повысить эффективность общественного производства в целом.

Улучшение использования находящихся в эксплуатации основных производственных фондов предприятий транспорта может быть достигнуто и благодаря следующим мерам:

Ш повышению интенсивности использования действующих основных производственных фондов;

Ш повышению экстенсивности их нагрузки.

Мероприятия экстенсивного направления повышения эффективности использования основных производственных фондов связаны с привлечением дополнительных производственных ресурсов. К ним относят:

Ш техническое перевооружение и реконструкция производства, позволяющие сократить трудоемкость продукции;

Ш комплексную механизацию и автоматизацию производства, исключающую потери рабочего времени оборудования;

Ш рациональную специализацию и кооперирование цехов и участков, обеспечивающую полную загрузку оборудования;

Ш модернизацию оборудования;

Ш повышение квалификации рабочих;

Ш создание благоприятных экологических условий (температура, чистота воздуха, отсутствие сквозняков, нормативный уровень влажности).

Мероприятия интенсивного направления не требуют дополнительного привлечения ресурсов. Интенсивный путь использования основных производственных фондов транспортных предприятий включает их техническое перевооружение, а также повышение темпов обновления основных производственных фондов. При этом более быстрое техническое переоснащение особенно важно для тех предприятий, где имеет место высокий уровень износа основных производственных фондов. Это в значительной степени относится и к предприятиям внутреннего водного транспорта, и в частности к ОАО «Северный порт».

Более экстенсивного использования основных производственных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующих основных производственных фондов в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года), а с другой стороны - увеличение количества и удельного веса действующих основных производственных фондов в составе всех основных производственных фондов, имеющихся на предприятии и в его отдельном производственном звене. Увеличение времени работы основных производственных фондов достигается в частности за счет улучшения ухода за ними, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои оборудования в ремонте и увеличивающего межремонтный период; проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.

Повышение эффективности использования основных производственных фондов применительно к ОАО «Северный порт» можно так же достигнуть путём:

- освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных производственных фондов или сдачи их в аренду;

- своевременного и качественного проведения плановых и капитальных ремонтов;

- своевременного обновления активной части основных производственных фондов;

- повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов;

- внедрения прогрессивных технологий - энерго и топливосберегающей;

- совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоев в работе машин и оборудования.

Проведённый анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт» позволил выявить некоторые резервы её роста. Так, например, одним из возможных резервов является сокращение управленческих расходов, что приведёт к снижению себестоимости продукции и конечном итоге к росту фондорентабельности, которая является одним из важных обобщающих показателей, характеризующих использование основных производственных фондов. Снизить управленческие расходы можно уменьшением количества штатных единиц инженерно технических работников и за счёт привлечёния молодых специалистов, которых готовит Московская государственная академия водного транспорта. Для этого необходимо в полной мере вести агитацию среди студентов академии и оказывать многогранное содействие в процессе обучения и прохождения практики молодых специалистов в подразделениях ОАО «Северный порт».

Положительная динамика фондорентабельности при прочих равных условиях определяется и таким фактором, как рост прибыли. Увеличение прибыли является одной из основных целей финансового менеджмента, который для обеспечения её роста должен постоянно проводить мониторинг рынка нерудных строительных материалов (их переработка является основной деятельностью порта), для того чтобы в случае изменения его конъюнктуры, быстро и своевременно принимать меры, а при необходимости и кардинально менять вектор деятельности.

Важным направлением повышения эффективности использования основных производственных фондов в ОАО «Северный порт» является улучшение использования действующих основных производственных фондов, в частности недопущение простоев складов-ангаров в межнавигационный период, а при необходимости сдавать их в аренду. Только так в условиях непростой экономической ситуации можно оставаться конкурентоспособным и прибыльным предприятием.

Повышение эффективности использования основных производственных фондов зависит в значительной степени и от квалификации кадров, их творческого и добросовестного отношения к труду. Огромное значение в улучшении использования основных производственных фондов имеет и материальное стимулирование работников.

Надо отметить, что в целом экономические показатели деятельности порта имеют довольно стабильную динамику с незначительным ростом. Стабильность предприятия является неоспоримым доказательством того, что оно уверенно работает на рынке и занимает одну из ведущих позиций в отрасли. Те трудности, которые испытывает ОАО «Северный порт» в части обновления основных производственных фондов являются характерными и для всей отрасли. И решения надо искать не только в собственных резервах, но возможно, и в государственной поддержке, причём даже не столько в финансовой, сколько в приоритетности госзаказов, предоставлении налоговых и других льгот, поскольку Северный порт является стратегически важным объектом, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения гражданской обороны.

Надеяться на поддержку государства можно не без основания. Так в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)» разработаны мероприятия по развитию внутреннего водного транспорта. Ставится задача создания современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. С целью повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны. Еженедельная информационно аналитическая газета «Транспорт России» статья «Речфлот на пороге перемен» № 29 (525) 17 Июля, 2008 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.