Мероприятия экстенсивного направления повышения эффективности использования основных производственных фондов связаны с привлечением дополнительных производственных ресурсов. К ним относят:
Ш техническое перевооружение и реконструкция производства, позволяющие сократить трудоемкость продукции;
Ш комплексную механизацию и автоматизацию производства, исключающую потери рабочего времени оборудования;
Ш рациональную специализацию и кооперирование цехов и участков, обеспечивающую полную загрузку оборудования;
Ш модернизацию оборудования;
Ш повышение квалификации рабочих;
Ш создание благоприятных экологических условий (температура, чистота воздуха, отсутствие сквозняков, нормативный уровень влажности).
Мероприятия интенсивного направления не требуют дополнительного привлечения ресурсов. Интенсивный путь использования основных производственных фондов транспортных предприятий включает их техническое перевооружение, а также повышение темпов обновления основных производственных фондов. При этом более быстрое техническое переоснащение особенно важно для тех предприятий, где имеет место высокий уровень износа основных производственных фондов. Это в значительной степени относится и к предприятиям внутреннего водного транспорта, и в частности к ОАО «Северный порт».
Более экстенсивного использования основных производственных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующих основных производственных фондов в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года), а с другой стороны - увеличение количества и удельного веса действующих основных производственных фондов в составе всех основных производственных фондов, имеющихся на предприятии и в его отдельном производственном звене. Увеличение времени работы основных производственных фондов достигается в частности за счет улучшения ухода за ними, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои оборудования в ремонте и увеличивающего межремонтный период; проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.
Повышение эффективности использования основных производственных фондов применительно к ОАО «Северный порт» можно так же достигнуть путём:
- освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных производственных фондов или сдачи их в аренду;
- своевременного и качественного проведения плановых и капитальных ремонтов;
- своевременного обновления активной части основных производственных фондов;
- повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов;
- внедрения прогрессивных технологий - энерго и топливосберегающей;
- совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоев в работе машин и оборудования.
Проведённый анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт» позволил выявить некоторые резервы её роста. Так, например, одним из возможных резервов является сокращение управленческих расходов, что приведёт к снижению себестоимости продукции и конечном итоге к росту фондорентабельности, которая является одним из важных обобщающих показателей, характеризующих использование основных производственных фондов. Снизить управленческие расходы можно уменьшением количества штатных единиц инженерно технических работников и за счёт привлечёния молодых специалистов, которых готовит Московская государственная академия водного транспорта. Для этого необходимо в полной мере вести агитацию среди студентов академии и оказывать многогранное содействие в процессе обучения и прохождения практики молодых специалистов в подразделениях ОАО «Северный порт».
Положительная динамика фондорентабельности при прочих равных условиях определяется и таким фактором, как рост прибыли. Увеличение прибыли является одной из основных целей финансового менеджмента, который для обеспечения её роста должен постоянно проводить мониторинг рынка нерудных строительных материалов (их переработка является основной деятельностью порта), для того чтобы в случае изменения его конъюнктуры, быстро и своевременно принимать меры, а при необходимости и кардинально менять вектор деятельности.
Важным направлением повышения эффективности использования основных производственных фондов в ОАО «Северный порт» является улучшение использования действующих основных производственных фондов, в частности недопущение простоев складов-ангаров в межнавигационный период, а при необходимости сдавать их в аренду. Только так в условиях непростой экономической ситуации можно оставаться конкурентоспособным и прибыльным предприятием.
Повышение эффективности использования основных производственных фондов зависит в значительной степени и от квалификации кадров, их творческого и добросовестного отношения к труду. Огромное значение в улучшении использования основных производственных фондов имеет и материальное стимулирование работников.
Надо отметить, что в целом экономические показатели деятельности порта имеют довольно стабильную динамику с незначительным ростом. Стабильность предприятия является неоспоримым доказательством того, что оно уверенно работает на рынке и занимает одну из ведущих позиций в отрасли. Те трудности, которые испытывает ОАО «Северный порт» в части обновления основных производственных фондов являются характерными и для всей отрасли. И решения надо искать не только в собственных резервах, но возможно, и в государственной поддержке, причём даже не столько в финансовой, сколько в приоритетности госзаказов, предоставлении налоговых и других льгот, поскольку Северный порт является стратегически важным объектом, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения гражданской обороны.
Надеяться на поддержку государства можно не без основания. Так в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)» разработаны мероприятия по развитию внутреннего водного транспорта. Ставится задача создания современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. С целью повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны. Еженедельная информационно аналитическая газета «Транспорт России» статья «Речфлот на пороге перемен» № 29 (525) 17 Июля, 2008 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11