Северный порт является единственным из портов, способным принимать современный, большегрузный речной флот грузоподъемностью 5 тысяч тонн. Проход таких мощных судов, например, в Южный порт лимитируется габаритами мостов и недостаточными глубинами на Москве-реке. Преимущество Северного порта имеет важное значение и для транспортного обслуживания предприятий не только Северного административного округа, но и всех организаций Москвы, и будет постоянно возрастать, так как определено главное направление в техническом развитии речного флота - переход на строительство крупнотоннажных судов и составов, в том числе смешанного (река-море) плавания.
От Химкинского водохранилища начинаются речные пути, связывающие Москву с морями. Водные пути отсюда идут к большой Волге и Московскому морю, к Верхней и Нижней Волге.
Канал имени Москвы был первым в нашей стране крупным гидротехническим сооружением, разрешившим задачу комплексного использования водных богатств Волги.
Свое начало канал имени Москвы берет у города Дубны. Его трасса длиною 128 километров тянется с севера на юг. Одновременно были комплексно решены три важнейших народнохозяйственных задачи:
Ш создан прямой водный путь от Волги до Москвы;
Ш обеспечено бесперебойное снабжение города питьевой водой;
Ш решена энергетическая проблема - пришли в движение турбины Карамышевской и Перервинской ГЭС.
Канал связал Москву-реку с великой русской рекой Волгой, а через нее - с Балтийским, Белым и Каспийским морями. А в 1952 году Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединивший Волгу с рекой Доном, открыл сквозной путь из Москвы в Черное и Азовское моря. Таким образом, Москва - столица нашей Родины - стала портом пяти морей.
Реконструкция внутренних водных путей коренным образом изменила весь облик речного транспорта. Произошло и качественное изменение речного флота: увеличение мощности, грузоподъемности, пассажировместимости и скорости хода судов. Улучшаются условия работы и быта плавсостава. Созданы новые типы грузовых и пассажирских судов.
В порту организовано комплексное обслуживание транспортного флота. Через диспетчерский аппарат и соответствующие службы по заявкам судов производится их снабжение топливом, продовольствием, навигационными материалами.
В перспективе развития Московского Северного порта, с целью сокращения потока грузовых судов по каналу имени Москвы и более полного использования для отдыха трудящихся водохранилищ Подмосковья, предусматривается строительство в районе Дмитрова нового порта для перевалки грузов с речного на железнодорожный транспорт. Кроме того, предполагается создать на канале специализированные причалы грузополучателей для выгрузки из судов соли, автомашин, импортных и других грузов.
С 1990-х гг. Северный порт приобретает новый статус предприятия ОАО «Северный порт», в результате чего порт получает второй этап развития.
Эксплуатационную деятельность порт осуществляет на участке канала им. Москвы общей протяженностью 122 км. от шлюза №7 до пристани Большая Волга включительно. Схема участка эксплуатационной деятельности представлена на рисунке 1.6. Средняя многолетняя продолжительность навигации - 210 суток.
В состав порта входят два грузовых района. Первый район расположен на левом берегу Химкинского водохранилища, имеет 10 капитальных механизированных причалов общей протяженностью причального фронта 1128 м. Район специализирован на перегрузке тарно-штучных грузов, контейнеров, леса, соли, нерудно-строительных материалов. На причалах первого грузового района железнодорожные пути отсутствуют. Вывоз продукции с территории первого грузового района возможен только автомобильным транспортом. Официальный сайт ОАО «Северный порт» http://www.northport.ru , http://www.northport.ru/history.php
Второй грузовой район -- пристань Дмитров расположен на канале им. Москвы. Длина причального фронта - 220 м. Район специализирован на перегрузке нерудно-строительных грузов, тарно-штучных грузов и др. Год ввода в эксплуатацию - 1937 г., развитие получил в 1972-1974 гг.
Пристань Дмитров имеет железнодорожную ветку протяженностью 550 м., примыкающую к станции Дмитров Московской железной дороги.
К обработке принимаются любые речные суда и суда типа река-море с осадкой не более 3,6 метра, грузоподъемностью до 5000 тонн.
Возможность -- до 6000 тонн в сутки
Грузооборот -- средний 2260 тыс. тонн в год:
в 1999 году - 1469,0 тыс. тонн
в 2000 году - 1578,0 тыс. тонн
в 2005 году - 2704,1 тыс. тонн
в 2006 году - 3290,8 тыс. тонн
Гарантированная глубина -- 4м у причальной стенки, диспетчерская служба обеспечивает безопасность прохождения судов, площадь складских помещений (12 складов): крытых -- 13 га.
Таким образом, на сегодняшний день ОАО «Северный порт» предоставляет следующие услуги:
Ш реализация сыпучих нерудно-сторительных материалов;
Ш реализация бетонных смесей;
Ш погрузо-разгрузочные работы;
Ш документальный прием и учет движения груза на складах порта;
Ш хранение грузов на открытых и закрытых складских площадях;
Ш электропитание с береговых источников энергоснабжения;
Ш предоставление отстойных причалов для судов;
Ш услуги связи;
Ш взвешивание грузов;
Ш аренда складских и офисных помещений.
Из перечисленных выше видов услуг, оказываемых ОАО «Северный порт», к услугам, связанным с его основной деятельностью, относятся: реализация сыпучих нерудно-сторительных материалов, реализация бетонных смесей, погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов на открытых и закрытых складских площадях, предоставление отстойных причалов для судов, взвешивание грузов.
Несмотря на увеличение, в последние годы, объемов переработки и реализации нерудно-строительных материалов, данное направление деятельности не рассматривается как приоритетное.
В связи с увеличением цен на нерудно-строительные материалы производителями и повышением стоимости перевозки водным транспортом, реализация их на рынке г. Москвы становится менее рентабельной. Так же для успешного развития необходимо заключать договоры на реализацию с конечными потребителями продукции - строительными организациями, но в силу особенностей рынка порт работает преимущественно с крупными посредниками.
Учитывая приведенные факторы, а также учитывая, что один из самых больших объемов строительства определен Правительством г. Москвы именно для Северного административного округа, в связи с реконструкцей Ленинградского шоссе и широкомасштабным строительством жилых домов, ОАО «Северный порт» считает приоритетным направлением оказание услуг по погрузо-разгрузочным работам и хранению сторонним поставщикам нерудно-строительных материалов, а также производство бетонных смесей, имеющих большую добавленную стоимость. В таблице 1.1 приведены данные об основных производственных показателях порта за 2006-2007 годы. Годовой отчёт ОАО «Северный порт по итогам работы за 2007 год»
Основные производственные показатели ОАО «Северный порт» за 2006-2007 годы
Таблица 1.1
Переработка грузов
Ед. изм.
Факт 2006 года
Факт 2007 года
Отношение 2007/2006, %
1
2
4
5
6
Песок
тыс.тонн
903,5
664,1
73,5%
Щебень
611,1
484,1
79,2%
Камень Минстрой
0,6
3,8
633,3%
Отсев
78
108,2
138,7%
Гравий
0
Итого НСМ
1593,2
1260,3
78,9%
Итого тарно-штучные
2,4
158,8%
Соль
37,2
34
91,4%
ВСЕГО ПОРТОВЫЕ ГРУЗЫ
1630,4
1296,7
Песок погрузка на а/машины
1018,4
697,4
68,5%
Щебень погрузка на а/машины
496,4
399,4
80,4%
Камень
27
8,5
31,5%
Отсев погрузка на а/машины
69,2
105,4
152,3%
Итого НСМ кооперированные
1611
1210,7
75,2%
12
16,8
140%
Итого по навалочным
31,5
57,2
181,6%
ВСЕГО КООПЕРИРОВАННЫЕ ГРУЗЫ
1654,5
1284,7
77,6%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11