Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о явном снижении в 2007 году объёмов перерабатываемых грузов по сравнению с 2006 годом. Так переработка в целом портовых и кооперированных грузов в 2007 году к уровню 2006 года составила 79,2% и 77,6% соответственно, снизившись, таким образом, более чем на 20%, при этом сокращение объёмов переработки наблюдается практически по всем видам грузов. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Северный порт» и их структура представлены в таблице 1.2 и на рисунке 1.7.
Основные экономические показатели ОАО «Северный порт» за 2005 - 2007 гг.
Таблица 1.2
Показатели
2005год,
тыс.руб.
2006 год,
2007 год,
Доходы от основной деятельности
378364
622697
678613
Доходы прочие
39402
39483
4652
Итого доходы
417766
662190
683265
Рис. 1.7 Структура доходов ОАО «Северный порт» в 2005 - 2007 гг.
Из таблицы и рисунка наглядно видно, что в общем объёме доходов порта доходы от основной деятельности имеют наибольший удельный вес. В 2005 году они составили 378364 тыс. рублей или 90,6%, в 2006 году - 622697 тыс. рублей или 94% и в 2007 году - 678613 тыс. рублей или 99,3%. При этом в 2007 году прочие доходы существенно сократились по сравнению с предыдущими годами (более, чем в 8 раз), однако при этом, практически не повлияв на общие показатели, так как выросли доходы от основной деятельности.
В настоящее время важным направлением развития Северного порта являются реконструкция и модернизация существующих терминальных комплексов, в том числе контейнерных, с целью увеличения пропускной способности складских площадей как крытого, так и открытого хранения грузов. Для этого предусматривается создание на причалах терминального комплекса и крытого склада-причала, оборудованного мостовыми кранами, при этом 600 м причального фронта будут находиться под крышей - перекрытием. Технологическая схема перегрузки и хранения генеральных грузов является качественно новой схемой, причал и склад составят единый комплекс, обслуживаемый одним типом перегрузочных машин. В целях снижения экологического воздействия на окружающую среду нерудные строительные материалы будут складироваться с использованием современных способов и средств хранения. Удобное географическое положение порта позволяет использовать его во взаимодействии не только с автомобильным транспортом, но и воздушным («Шереметьево - Карго»). «О концепции развития внутреннего водного транспорта московского бассейна до 2020 года» (редакция на 22.06.2004)
Глава 2.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
ОАО «СЕВЕРНЫЙ ПОРТ» И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Экономическая сущность основных производственных фондов и особенности их состава и структуры в ОАО «Северный порт»
Материально-вещественной основой хозяйственной деятельности предприятий водного транспорта являются производственные фонды, которые в зависимости от роли в производственном процессе и способа перенесения стоимости на производимую продукцию или услугу подразделяются на основные и оборотные.
Основные производственные фонды - это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость (в отличие от оборотных фондов, стоимость которых переносится на продукт труда целиком и сразу), переносится на изготовленный продукт постепенно, по частям, по мере износа. Имея ясное представление о каждом элементе основных производственных фондов в производственном процессе, об их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных производственных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных производственных фондов предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, рост производительности труда.
Основные производственные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов предприятия. Они являются основой его деятельности, определяют производственную мощность, характеризуют его техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией и автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.
По своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций основные производственные фонды подразделяются на следующие группы:
Ш здания (производственные, непроизводственные, жилые);
Ш сооружения (гидротехнические сооружения, подъездные пути, подкрановые пути, площадки, ограждения и прочие);
Ш передаточные устройства (трубопроводы, линии электропередач, связи и кабельные линии);
Ш машины и оборудование (силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительное и лабораторное оборудование, погрузо-разгрузочные машины и прочие);
Ш транспортные средства (морской и речной флот, автомобильный транспорт, воздушный транспорт, производственный транспорт, магистральные трубопроводы);
Ш инструмент (механический, пневматический, электрифицированный);
Ш производственный и хозяйственный инвентарь (мебель, сейфы, электроарматура, электроприборы);
Ш прочие основные производственные фонды.
Используя имеющиеся данные, рассмотрим состав и структуру основных производственных фондов Северного порта, а так же динамику их состава и структуры за 2006 - 2007 годы через анализ таблицы 2.1.1, а так же рисунков 2.1.1 и 2.1.2.
Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2006 - 2007 гг.
Таблица 2.1.1
Группы основных производственных фондов
2006 год
2007 год
Изменение
(+, -)
Стои-
мость, тыс.руб.
Удель-ный вес, %
Стоимости
Удельно-го веса, %
в тыс. руб.
в %
Здания
18032
9,20
8,85
0
- 0,35
Сооружения и передаточные устройства
51323
26,19
25,18
- 1,01
Машины и оборудование
91382
46,64
97448
47,81
6066
+ 6,6
1,17
Транспортные средства
35215
17,97
37004
18,16
1789
+ 5,1
0,19
Итого основных производственных фондов
195952
100
203807
7855
+ 4,0
-
Из таблицы видно, что стоимость всех основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2007 году составила 203807 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2006 годом на 7855 тыс. руб. или на 4%. Стоимость таких групп основных производственных фондов как «Здания» и «Сооружения и передаточные устройства» за 2006 -2007 годы осталась без изменений, тогда как стоимость групп «Машины и оборудование» и «Транспортные средства» выросла на 6,6% и 5,1% соответственно.
Рис. 2.1.1 Структура основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2006 году
Рис. 2.1.2 Структура основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2007 году
Анализируя структуру основных производственных фондов порта, видим, что несмотря на то, что стоимость зданий и сооружений за рассматриваемый период не изменилась, их удельный вес в общей стоимости основных производственных фондов снизился на 0,35% и 1,01% соответственно. В то же время доля групп «Машины и оборудование» и «Транспортные средства» увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,17% и на 0,19% соответственно. Незначительные изменения удельного веса отдельных групп основных производственных фондов в их общей стоимости не оказали существенного влияния на структуру основных производственных фондов ОАО «Северный порт» и она остаётся относительно стабильной. Наибольший удельный вес приходится на группу «Машины и оборудование» - 47- 48%, а так же на группу «Сооружения и передаточные устройства» - 25 - 26%. Наименьший удельный вес имеет группа «Здания» - около 9%.
Основные производственные фонды играют в процессе производства неодинаковую роль. В зависимости от степени участия в производственном процессе в их составе выделяют активную и пассивную части. При этом на соотношение активной и пассивной частей существенное воздействие оказывает специфика отрасли. Так на внутреннем водном транспорте ведущая роль принадлежит активно действующим основным производственным фондам (флот, перегрузочные машины и оборудование), которые непосредственно участвуют в процессе производства и служат базой для оценки технического уровня предприятий и их производственных мощностей. В состав активной части основных производственных фондов ОАО «Северный порт» входят портовые краны, краны мостовые, краны консольные, автопогрузчики, грейферы, бульдозеры, виброплощадки, плавучие пожарные установки, теплоходы и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11