Таким образом, в Коране отмечается о том, что Адам создан из праха, из глины и в него Аллах вдунул душу. Суры, которые мы рассмотрели раньше, говорят, что Иисуса вдохнули, вдунули от Духа Святого (67:12; 21:91). Или в Него был брошен, или подкрепляем от Духа Святого (4:169; 2:81,254), например, сура 2:81 говорит так: “Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым”. И самый главный акцент Мухаммад в суре 3:59 делает на слове “будь”, как бы показывая чудесное рождение или происхождение Иисуса, так же как и Адама. Вопрос, который часто мусульманские богословы приводят в пример того, что Иисус сотворен подобно Адаму, для нас остается открытым. Но другие ссылки говорят о том, что Иисус не сотворен, а был подкреплен Духом Святым.
Иса “Слово от Бога”.
Сура из Корана говорит: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40). Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar al-Din Razi) отмечает так: “Сущность значения “Слово от Него” заключается в том, как если бы кто-то говорил о мужественном человеке”, так сам комментатор говорит об Иисусе. “Следуя традиции, Он был помазан при Его рождении, как и другие пророки или Его коснулся Гавриил, чтобы избежать нападок сатаны. Также Он является “Превознесенным в мире” благодаря чудесам и доказательствам. Иисус это Тот, Который “должен прийти вновь на землю”. Если рассмотреть “Слово от Него”, то местоимение “Него” относится к “Слову”, точно так же как местоимение “во имя Его” относится к Мессии. Так почему местоимение не находится в том же роде как “Слово”? И комментатор отвечает: “Потому что сама личность относилась к мужскому роду” A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 67.. Ф. ал-Дин Рази (F. al-Din Razi) таким образом отмечает, что местоимение “Него” он относит к мужскому роду, а “Слово” (Kalima) к женскому роду. Суммируя все это сказанное, можно выразить так: “Слово было от Слова” Там же, с.67.. В противовес Ф. ал-Дин Рази говорит другой мусульманский комментатор Ибн Хазам (Ibn Hazam), что Иисус Христос является “Словом от Бога”. “Но это “Слово” сотворенное существо-позиция, схожая с арианством” Там же, с.67.. Мы видим различия или противоречия у мусульманских комментаторов в разрешении христологических отрывков Корана. А.А. Абдул-Хагг (A.Akbar Abdul-Hagg) говорит о том, чтобы разобраться в этой путанице о значении “Слово от Него”, которое относится именно ко Христу, нужно непосредственно обратиться к самому Корану. В начале мы рассмотрим в каких местах Корана употребляется это значение.
Иоанн Креститель провозглашает Ису-ал-Масих “Словом от Аллаха”: “Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: “Господи! Дай мне потомство благое. Ведь Ты слышащий воззвание”. И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе Иоанне Крестителе, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!” (Сура 3:33-34). Другой перевод этого же те текста говорит: “...Йахья Иоанн Кр., который засвидетельствует истину слова от Аллаха, о благородном, целомудренном, и пророке одном, из среды праведников” Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. С. 52.. Как отмечает в комментарии И.Ю. Крачковский о том, что значение “Слово от Аллаха” относится точно к Иисусу Христу Крачковский И.Ю. Коран. С. 529.. “В выражении “Слово от Него”, предлог “от” (“min”) означает определенное отношение существительного и местоимения между собой. Поэтому можно сказать, что “Слово” является той же Божественной сущностью, как и местоимение “Него” (“Hu”), то есть Бог” A.A. Abdul-Hagg, “Sharihg Your Faith with a Muslim”, 68..
Далее мы рассмотрим следующую суру из Корана: “...Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его...” (Сура 4:169). Об этом стихе А.А. Абдул-Хагг (А.А.Аbdul-Hagg) отмечает следующее: “Во свете этого стиха, рассматривая значение “Его Слово”, должно быть ясно для любого разумного человека и понятно, что “Слово Бога” должно быть той же природы как и Бог. Но мусульманские комментаторы стараются избежать этого значения” Там же, с. 68..
Сами мусульмане имеют два взгляда на происхождение Корана:
Коран это Книга источника Первоначала, своего рода “Мать” всех книг. Если мусульманские богословы придерживаются этой точки зрения, то их мнение о природе Иисуса Христа очень схожа с монофизитской теорией.
Коран это материальная (сотворенная) книга, тогда взгляд на природу Иисуса сходится с другой крайностью христианского течения несторианство. Отец Jahm, приверженец рационалистического движения, использовал эти стихи из суры 4:171 для того, чтобы доказать о том, что Коран был сотворен: “Я нашел стих в Божьей книге о том, что Коран был сотворен. Это из Слова Божьего (Корана): “Мессия, Иисус, Сын Марии, является только апостолом и Его Словом” Там же, с.68.. На этот резкий аргумент отвечает Имам Ибн Ханбал (Imam Ibn Hanbal) в своем трактате Al-Radd: “...Все, что сказано об Иисусе в Коране, не может быть сказано то же самое и о самом Коране. Иисус назван семенем, младенцем, ребенком и молодым юношей; он так же, как и все, ел, пил, он подвергался командам. И он был послан от Ноя и Авраама. И мы не можем сказать то же самое о Коране, что и об Иисусе Христе. Но что сам Бог хотел сказать, когда говорил: “Мессия, Иисус, Сын Марии, есть один из апостолов Бога и Его Словом, которое Он вдохнул в Марию”, “Слово” которое Он послал Марии через Свое слово “Будь”. Поэтому Иисус был приведен к существованию словом “будь”. Но нужно отметить, что не является этим “будь”. “Будь” есть Слово Бога и оно не сотворено” Там же, с.68.. Ибн Ханбал (Ibn Hanbal) говорит так, что Иисуса Христа можно понять как Божественное установление, сотворенное Им. Другими словами, он говорит, что есть неизменное Слово от Бога и оно само по себе Божественно, но Иисус Христос не был Словом Бога. Эту позицию он поддерживает, потому что хочет доказать вечность Слова Бога, то есть Корана и о том, что оно не было сотворено. И использует стихи об Иисусе Христе как о Слове Бога. Нужно отметить, что сам Коран не говорит об этих стихах подобным образом, так отмечает А.А. Абдул-Хагг. По Корану, Иисус Христос является словом Бога, относящееся к сущности Божьей, “Его Слово”. “И Иисус Христос, как Слово Бога есть персональное откровение Бога во плоти” Там же, с.73..
Таким образом, нужно отметить, что эти суры были переданы Мухаммадом не дословно, а изложением фактов, которые он мог слышать в своей местности.
Мессия “Слуга Аллаха”.
Многие мусульманские комментаторы затрудняются в рассмотрении неразрешенного вопроса о природе Иисуса и Его воплощении, но больше интерпретируют значение “Слуга (раб) Бога” из суры 19:30: “Он сказал: “Я раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком”. На этот стих мусульманский комментатор Байдави (Baidahawi) отвечает так: “Это самые первые слова Иисуса, во избежание фантазий о его божественной природе, и обладанием права на поклонение ему всего человечества, из-за высказываний после его рождения” Там же, с.114.. А.А. Абдул-Хагг отмечает о том, как сам Коран учит, что Аллах является Жизнедателем: “Нет, вы только люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему возвращение” (сура 5:21). Аллах есть щедрый и Он заботится о человечестве, то есть является Слугой: “Он тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены Его повелением; поистине, в этом знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разным цветом... Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость... И приметы, а по звезде они находят дорогу. Неужели тот, кто творит, таков же, как тот, кто не творит? Неужели вы не опомнитесь? Если вы подсчитаете милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, Аллах прощает и милосерд!” (Сура 16:10-14,16-18). Аллах заботится и питает животных: “Сколько животных, которые не приносят себе пропитания, Аллах питает их и вас. Он слышащий, знающий!” (Сура 29:60).
Таким образом, А.А. Абдул-Хагг говорит, ссылаясь на эти суры, что сам Аллах является лучшим из служителей всему творению, которое Он сам сотворил. Он настоящий слуга. Также он приводит в пример другую суру, говоря об Иисусе Христе, как о послушном слуге и ставя в пример другую личность, сатану, который восстал против Бога. Доказывая на этих примерах божественную природу Иисуса. Приведем следующие суры: “Никогда не возгордился Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху...” (Сура 4:170). И другая ссылка свидетельствует о характере сатаны: “Вот сказал Господь твой ангелам: “Я создаю человека из глины. И когда Я завершу творение его и вдохну в него дух Мой, преклонитесь, воздавая почести ему!” Тогда ангелы воздали почести, все без исключения. Кроме Иблиса дьявола, он возгордился и оказался неверным. ...Слишком ли ты горд или ты один из обладающих саном?” Он сказал: “Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины” (сура 38:71-74,76-77). Но мы больше склонны к мнению о том, что Мухаммад провозглашая об Иисусе как о слуге (рабе), как бы называет его последователем “истинной религии” мусульманство. Слово “раб” на арабском звучит как “абд”, оно является синонимом слова “муслим” слуга, покорный. Мухаммад показывает, что Иисус был покорным Аллаху муслимом. “В Коране отношения человека и Аллаха уподобляются отношениям раба и хозяина как Аллах заботится о людях, так и они должны заботится о своих рабах” Ислам. Энциклопедический словарь. С.116..
Роль Исы-ал-Масиха в Коране.
Иса учитель Торы.
“И научит Он его писанию и мудрости, и Торе и Евангелию, и сделает посланником к сынам Исра'ила. И в подтверждение истинности того, что ниспослано до меня в Торе, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. И пришел я со знамением от вашего Господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне” (сура 3:43,44). Этот стих является укором евреям, так отмечает И.Ю. Крачковский Крачковский И.Ю. Коран. С. 530. за то, что они не уверовали в знамения Иисуса.
Иса - ближайший к Аллаху посредник.
Роль самого заступника отводится только лишь Богу, например, свидетельство суры 39:45: “Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом к Нему вы будете возвращены”.
Но в то же время Коран говорит о том, что посредничество является также одной из привилегий Христа: “Вот сказали ангелы: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:45). Другой перевод стиха более яснее выражает эту идею: “...чтимый в этом мире и в будущем, и из тех, кому дарована близость к Богу” (сура 3:46) Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С. 53.. Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: “Выдающийся в этом мире”, благодаря Его служению пророчествами, Его роли Посредника и положению, ближайшему к Аллаху” Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.13..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11