Рефераты. Христос в Масульманстве

Наконец, мы рассмотрим взгляды мутакаллимов (мусульманских богословов) и суфиев (исламских аскетов), возникших после зарождения ислама и современных исламоведов на природу Иисуса Христа и Его отображению в Коране.

В заключении мы сделаем вывод о том, как в учении ислама представлена личность Христа.

Ограничения.

Здесь мы не сможем сделать глубокого сравнительного анализа еретических взглядов и сур из Корана, так как ограничены в знании арабского языка и доступностью источников. Данная работа направлена лишь на выявление основных моментов развития мессианской идеи в исламе. Рассматривая влияние иудаизма, христианства и внутри исламских течений мы касаемся лишь тех из них, которые связаны с мессианским вопросом. Говоря об исламе мы подразумеваем только Ближневосточный регион первых веков становления исламской религии не включая обзор тех ответвлений, которые существуют ныне в исламском мире.

Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период.

Предпосылки возникновения движения ханифов.

Движение ханифов ( хунафа мн.ч., арабизированое сирийское “ханпа” - язычник). “Это слово было скорее всего принесено в Хиджаз, центр Западной части Аравийского полуострова, сирийскими проповедниками, так они называли нехристиан” Грюнебаум Г.Е. Классический Ислам. М. , 1986. С. 25.. И появилось оно в Аравии задолго до возникновения ислама. Это люди, провозглашавшие единобожие Аллаха, отвергали поклонение идолам, которые находились в Каабе, призывая пойти по пути Авраама (Ибрахима). Древнейший летописец Ибн Исхак описывает: “Сограждане наши находятся в заблуждении, они извращают истинную веру Авраамову. Доколе будем мы, как они, вертеться вокруг камня, который не видит и не слышит и не может сделать нам ничего худого или доброго. Поищем веры лучшей, чем эта” Там же, с. 22.. Ханифы, борцы против идолов и многобожия, провозглашали единую веру в Аллаха. Эта была реакция против господствовавшего в то время язычества и различных культов. Это время известно нам как джахилийа (араб. “неведение”). “Джахаль” необузданный, жестокий, дикарь. Именно так можно охарактеризовать человека той эпохи. Иными словами, для этого периода характерно, что человек подчиняется своим страстям и желаниям. И религиозное движение ханифов появилось как ответная реакция на духовную обстановку Аравии.

Центром Западной Аравии считался город Мекка, куда съезжались арабы для торговых сделок и посещения храма Кааба, названный так по внешнему виду, напоминающий сооружение кубической формы (араб. “Каъаба” куб). Мекка издревле была известна тем, что со всех концов аравийцы оставляли своих идолов в храме, для поклонения им. Там их насчитывалось около триста шестидесяти богов и богинь влиятельных племен и родов с южной, северо-западной, северо-восточной и центральной Аравии.

Хубал это главное божество, из тех которые находились в этом храме. Об этом идоле нет сведений в Коране, известно, что и раньше в Хиджазе поклонялись ему, после чего он стал богом войны племен курайшитов, хинана и тихама. Сделан он был из красного камня (сердолика), а отбитая правая рука была заменена золотой. Перед Хубалом приносились жертвы из животных.

В Каабе находились идолы трех влиятельных дочерей Аллаха, они почитались по всей Аравии, и были главными божествами арабов, их имена: Манат, Аль-Лат и Аль-Узза. Святилище для Манат было в Кудайде, при дороге из Мекки в Медину, там её почитали знатные племена аус и хизрадж. Богиня судьбы и смерти

Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 157.. Аль-Лат высоко почиталась по всей древней Аравии. Но особо популярна она была в Хиджазе, где около Таифа в долине Ваджж находилось её святилище и символ белый камень Там же, с. 146.. Ал-Узза (араб. “Могущественная” ) древнее аравийское женское божество, в V-VI вв. до н. э. почитавшееся во многих местах Аравии Там же, с. 239..

Все эти богини перенесены в Каабу и входили в состав теофорных имён. Ханифы, выступая против идолов, отвергали эти божества. Каждый клан имел своего бога-идола, который был и отличительным знаком этого племени. Колдовство в этих местах было неотъемлемой частью жизни любого аравитянина. “Колдовские обычаи были освящены многовековой местной традицией и считались неотъемлемым атрибутом повседневной жизни” Родионов М. А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировозрение у народов Передней Азии. М., 1992. С. 14..

Потомки Иоктана из Южной Аравии жили на территории современного Йемена, раньше там находилось Сабейское царство, до того как оно было разрушено, считалось самым развитым в те времена. Международная торговля приносила им немалый доход. После разрушения Марибской плотины во II в. н. э. многие племена арабов-иоктанитов двинулись к северу Аравии, они же принесли с собой идолов и богов в Каабу. Конечно, эти племена были приверженцами политеизма, об этом нам говорят имена и эпитеты божеств. Особенно следует отметить главные астральные божества. Влиятельная триада состояла из Солнца, Луны и Утренней (Вечерней) звезды, как бы семейство Отца, Сына и Матери, аналогично Вавилонской Троице: Шамаш (солнце), Син и Астарта. В Вавилонии Шамаш женского рода, а в Южной Аравии оно считалось самым главным божеством и употребляется во множественном числе, что означало “божества”. В Минее Луна называлось Wadd, в Катабане Аmm, в Хадрамауте Sin, в Сабее Ilumguh. Астарта имела такие эпитеты, которые включали в себя специальную формулу обета: “Astar Shargan” (Астарта востока), “Astar Sharig” (Астарта, восходящая с востока) и Athtar Dhu Qabdim (Астарта богиня Qald). Были в Аравии и менее значимые божества и их считали членами триады: Balw (смерть, неудача), Dhu Samawi (Господь Небес), Halfan (клятва), Halim (мудрость), Nasr (орел), Rahman (Милостивый) и Sami (Единственный, кто слышит).

У северных арабов издревле был известен рассказ об Ибрахиме (Аврааме) и Исмаиле (Измаиле), где говорится, что он был первым сыном Авраама от служанки Хаджар (Агарь). Авраам сам повел Измаила в пустыню Аравийскую и оставил его там, когда Хаджар и ее сын, умирая, вопрошали к Аллаху, то Он смилостивился и дал им источник Замзам. С тех пор аравийцы стали приходить на поклонение к этому источнику.

Замзам один из нескольких колодцев, находящихся в Мекке и вблизи от города. Соседство Замзама с ал-Каабой обусловило особое отношение к нему еще до ислама Ислам. Энциклопедический словарь. С. 75.

. В Мекку на поклонение в храм приходили арабы, и этот ритуал носил характер воспоминания об отце Ибрахиме, Хаджар и его сыне. Это паломничество называлось ал-Хаджж, оно совершалось в зимнее время месяца зу-л-хиджжа. Оно считалось священным и длилось около четырех месяцев.

Совершая ритуал, все пили воду из источника Замзам, так как ангел Джибраил (Гавриил) дал им (Хаджар и Исмаилу) эту воду, когда они возжаждали.

После этого паломники пробегали между холмами ас-Сафа и ал-Марва в память о страданиях Хаджар. “Ас-Сафа и Ал-Марва из примет Аллаха; и кто паломничает к дому или совершает посещение, нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо... ведь Аллах благодарен, знающ!” (cура 2:153 ). Паломники могли совершить и малое паломничество Умра. “ ...И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, путешествуя по всякой трудной и дальней дороге” (cура 22:28).

В долине Мина приносили в жертву животное, как воспоминание об Ибрахиме и Исмаиле. “...То тому, кто пользуется посещением для хаджа, тому то из жертвенных животных, что легко; а кто не найдет, то пост три дня во время хаджа...” (cура 2:192 ). Нужно отметить, что наряду с этим поклонением многие купцы, торговцы почитали идолов-богов (их насчитывалось около 360), которые были принесены из разных мест Аравии, а особенно из южной части полуострова.

Таким образом, ханифы, провозглашая истинную веру Авраамову, призывали к тому, чтобы арабы отвернулись от идолов. После Мухаммад, скажет: “Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!” (cура 2:119).

Причиной возникновения течения было :

“Племя Бену-Хозаа (пришедшие с Южной Аравии, были потомками иоктанитов), овладевши окрестностями Мекки, а затем и самой Меккой, отняв у корейшитов Корейшиты (курейшиты) - это жреческое племя, которое владело ключами от Каабы, передавая из поколения в поколение своим потомкам. заведование храмом, было более склонно к фетишизму и натуралистическому многобожию, нежели северяне-измаилиты, и водворение хозаитов в Мекке, без сомнения, усилило здесь идолопоклонство и способствовало косвенным образом той монотеистической реакции, которой победоносным представителем впоследствии сделался Мухаммад” Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С -Пб., 1902. С.13..

Ханифы и их ожидания.

“Религиозное миросозерцание семитов, кроме монотеистической идеи, издревле характеризовалось идеей пророка или посланника Божия, то есть человека, находящегося в особом личном отношении к Богу, получающего откровение свыше и становящегося посредником между Богом и людьми...” Там же, с.22.

Знания о Боге они могли черпать только из какого-либо источника. Нам известно, что многие ханифы в качестве своего учения использовали переводы на арабский сирийские апокрифические Авраамовы свитки (сохоф), относящихся к литературе сабиев. Далее В. С. Соловьев отмечает, что все эти апокрифы не могли вполне удовлетворить религиозную потребность ханифов, поэтому им оставалось только ожидать нового откровения.

Известные нам ханифы:

Варака-бен-Науфал, сын Асадов. Он был духовным советником Мухаммада, впоследствии принял христианство.

Усман-бен-ал-Хувауриф был его родственником, также принял христианство.

Зеид-бен-Амра остался ханифом, не принял ни мусульманства, ни христианства.

Убейдуллах двоюродный брат Мухаммада, был тесно связан с основателем ислама. Принял христианство.

Мухаммад последователь монотеизма.

Мы видим, что возникновению ислама предшествовало религиозное пробуждение в арабском народе, ярким примером тому было движение ханифов. Это течение оказало влияние и на Мухаммада, поэтому он провозглашает: “Они говорят: “Будьте иудеями или христианами найдете прямой путь”. Скажи: “Нет, общиной Ибрахима (Авраама), ханифа, ведь он не был из многобожников”. “Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников”. “Потом внушили Мы тебе Мухаммаду: “Следуй за общиной Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников” (cуры 2:129; 3:60; 16:124). Мусульманский комментатор Убайи бен Ка'ба, комментируя суру 98, показывает отношение Мухаммада к христианству и иудаизму, также провозглашая суть ханифства: “Посланник Аллаха к ним, читающий свитки пречистые, в которых писания истинные. Видел я иудаизм и христианство, поистине, самая правильная религия ханифство покорность Аллаху, а не многобожие, и кто бы не совершил дело благое, никогда этого не будут отрицать. Были люди одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями, которые повелевали совершать одобряемое и исполнять молитву” Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М., 1994. С.37..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.