На сороковой день после Воскресения Христа празднуется Возне-сение Господне -- день, ко-гда, по писанию евангелистов, он вознесся на небо. На пятидесятый день после Пасхи наступает праздник Пятидесятница. День сошествия святого духа на апостолов, или Троица. На Руси праздник Троицы совпадает с завершением полевых работ и отмечается “завиванием березы” -- украшением храмов и жилищ зеленью и цветами. Суббота накануне Троицы известна как роди-тель-ская суббота, когда поминаются усопшие родственники. В первый воскресный день после Троицы православная Церковь совершает праздник Всех святых, после которого с понедель-ника начинается Петров пост. Он имеет разную продолжительность в различные годы, до дня Петра и Павла 12 июля. Во второй воскресный день после Троицы отмечается праздник Всех русских святых.
Кроме праздников переходных, не фиксированных точными чис-лами и зависимых от даты Пасхи, остальные двунадесятые праздники отмечаются в постоянные дни. К ним относятся:
Рождество Христово (7 января нового стиля) с пятью днями предпраздничными и шестью днями попразднества. Это самый боль-шой зимний праздник, на Руси он совпадает со Святками, когда пели традиционные колядки, устраивали гадания и игры. Христиане приу-рочивают к Рож-деству благотворительные дела помощи больным, старым и сиротам, украшают в домах, на площадях деревцо елки, устраивая праздник детям, делают подарки родным и нуждающимся. Канун Рождества, сочельник, -- день подготовки к Рождеству. Празд-нику предшествует Рожде-ственский пост (с 28 ноября), продол-жающийся 40 дней и включающий также сочельник.
Крещение Господне (19 января нового стиля), или Богоявление. В день Крещения произво-дится освящение воды, употребляемой верую-щими “на всяку пользу изрядну”.
Сретение Господне (15 февраля нового стиля) празднуется Церковью на сороковой день по-сле Рождества как встреча (старославянск. “сретение”) младенца Иисуса в Иерусалимском храме со старцем Симеоном, который признал в нем Мессию -- Спасителя мира.
Благовещение пресвятой Богородицы (7 апреля нового стиля) напоминает о том, как по Евангелию апостола Луки архангел Гавриил, придя в Назарет к деве Марии, сообщил ей о том, что на нее снизошел Святой дух и она родит Спасителя Иисуса.
Преображение Господне, Спас (19 августа нового стиля). Это память евангельского события, когда незадолго перед крестным стра-данием Христос на Фаворской горе в Палестине во время молитвы был озарен чудесным светом, преобразился, когда раздался глас Бога-Отца. Это должно было свидетельствовать о божественности Иисуса. В этот день производится освящение первых плодов.
Успение пресвятой Богородицы (28 августа нового стиля) отмеча-ется как день памяти Бо-жией Матери, скончавшейся в Иерусалиме и погребенной в Гефсимании. Церковь славит Бого-матерь как идеал смирения и чистоты. Перед Успением с 14 августа установлены две недели Ус-пенского поста.
Рождество 'пресвятой Богородицы (21 сентября) -- один из праздников Богоматери, рож-денной от Иоакима и бесплодной и пожилой Анны.
Воздвижение креста Господня (27 сентября нового стиля). В этот день христиане отдают па-мять Кресту, на котором был распят Христос, как символу престола, где была принесена жертва, искупающая грехи людей.
Введение во храм пресвятой Богородицы (4 декабря нового стиля) отмечает как бы второе духовное рождение, когда она была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий и на приготовление к тому, чтобы стать матерью Спасителя мира.
Православные церкви в современном мире
В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви, Римской, воз-главляемой одним первосвятителем -- папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские тра-диции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас на-циональный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.
Старейшими самостоятельными являются Константинопольская, Александрийская, Анти-охийская и Иерусалимская церкви, возглавляемые патриархами.
Наиболее многочисленной среди православных церквей являются Русская православная цер-ковь во главе с патриархом Московским и всея Руси, объединяющая также Украинскую и Бело-русскую православные церкви. К Русской православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии (Автономная Японская церковь), Южной Африки и др.
Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Сербская церкви, возглавляемые патриархами. Грузинская церковь с кaтoликocoм-пaтpиaрхом во главе, Греческая (Эллaдcкaя), Польская; Чехословацкая и другие православные церкви, возглавляемые митрополитами и архи-епископами. Существует также и создан-ная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельная Рус-ская зарубеж-ная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом.
Русская православная церковь к началу XX в. была наиболее многочис-ленной религиозной органи-зацией России: православные, составляли около 70% населения. Слова “русский” и “православ-ный” часто использовались как синонимы.
Христианство свои социальные представления связывает с идеями равенства всех перед Богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства.
Достижения христианской культуры.
Вся история христианства есть, собственно говоря, не что иное, как единый и великий поиск христианской культуры. Начиная от первых апостольских времен, от сошествия Святого Духа на Апостолов (Деян. 2), от первого исцеления, совершенного Ап. Петром (Деян. 3) и от первых христианских общин (Деян. 4-5) - и кончая папской энцикликой "Rerum novarum" и трудами Всероссийского Православного поместного Собора (1917-1918). Известно, что этот великий поиск выдвигал и крайние учения: - одни, готовые отвергнуть во имя Христа земную культуру и самый мир, в пределах которого она создается; и другие, готовые принять слишком много земного и мирского, вплоть до утраты Христова Духа. Но христианская церковь всегда стремилась найти между этими крайностями некий средний, жизненно-мудрый путь, который верно вел бы от Христа к миру, - укореняясь во Христе и творчески пропитывая Его лучами ткань человеческой жизни. На этом-то пути ныне необходимо утвердиться всякому, кто помышляет о созидании христианской культуры.
Распространение христианской культуры, которая была воспринята Русью из Византии, стало возможным только благодаря духовному подвигу новокрещенного народа. И основы этой христианской культуры были заложены уже в начальный период русской истории.
Начавшийся в XIV в. расцвет русского монашества был частью общего подъема православной культуры. Создание монастырей на Русском Севере способствовало дальнейшей христианизации этого края. Свидетельствовавшие об истинности христианских норм, о возможности осуществления этих норм в реальной жизни, монастыри становились духовными центрами и для окрестного населения. Валаамский монастырь явился таким центром для карелов, Челомогорский монастырь (близ Каргополя) -- для чуди, Троицкий (в устье реки Колы) -- для лопарей. Основатель последнего, преподобный Феодорит, учил лопарей грамоте и переводил на их язык молитвы. Его проповедь продолжил Трифон Печенегский.
В возводимых на русской земле храмах шла проповедь христианства, здесь шло обучение грамоте. Существовали церковно-приходские школы в деревенских местностях. Церковь становилась центром, вокруг которого сосредоточилась не только религиозная, но и гражданская жизнь.
Все памятники славянской книжности -- это результат достижений христианской культуры. Только славянский книжник мог безоговорочно утверждать, что “иже бо часто кто чтет книгы, то беседуеть с Богомъ или святыми мужьми”, потому что в славянском православном мире вся книжность носила христианский характер. Созданная в течение нескольких сотен лет, она выработала особый язык для передачи высоких богословских понятий. Отсутствие разрыва между языком Церкви и языком культуры создавало возможность усвоения христианских истин, проникновения их в глубину народной жизни.
Средние века как на Востоке, так и на Западе.
Монастыри были крупными центрами учености и знания. Не следует также упускать из вида еще одну сторону дела. Монашество было само замечательным явлением культуры. Не случайно в писаниях патристического века аскетические труды неизменно описываются как "философия", "любовь к мудрости". И не было случайностью, что великие традиции александрийского богословия возродились и расцвели особенно в монашеских кругах. Не случайно также, что у каппадокийцев IV века столь органически переплетались аскетические и культурные интересы. И позднее св. Максим Исповедник построил грандиозный богословский синтез именно на основе своего аскетического опыта. Наконец, не было случайностью, что в иконоборческий период монахам приходилось быть защитниками искусства, отстаивающими свободу религиозного искусства от давления государства, от "просвещенного" и утилитарно упрощенного подхода.
С христианством пришло на Русь и представление о милосердии, о необходимости помощи нищим и убогим. Церковные уставы причисляли их к церковным людям, и обязанностью Церкви было кормление нищих, помощь странникам, поддержка сирот и вдов, обеспечение неимущих девиц приданным, помощь пострадавшим от пожара, потопа и голода, искупление пленных, погребение бедных. Летопись рассказывает о пирах, которые великий князь Владимир устраивал для нищих после своего крещения, о кормлении князем Мстиславом Владимировичем нищих.
Особенно сильным было влияние христианства в области семейных отношений. Церковь, руководствуясь церковными канонами и постановлениями византийских императоров, утверждала моногамию, боролась с обычаем держать наложниц, запрещала брачные узы между родственниками, языческие формы заключения брака (“умыкание”) и самовольные разводы, регулировала отношения между родителями и детьми. До нас дошло множество поучений, призывающих отказаться от языческих обычаев в быту.
Можно еще много сказать о том, какой конкретный вклад христианство внесло в отдельно взятые сферы человеческой деятельности, будь то любое искусство, живопись, или архитектура, лучше обратить внимание на плоды нравственного преображения отношений вплоть до 21 века. Именно церковь стала хранилищем демократии для Западной цивилизации. После темного средневековья благодаря христианству возникли демократические режимы, отменено рабство и заявлено о правах человека. Христианство проникло на американский континент и покончило там с человеческими жертвоприношениями. Христианство, благодаря своим идеям о равноценности всех людей, содействовало возникновению либерализма, более свободной и открытой мировой системы, эффективной экономики и современной мировой культуры. Но этот процесс либерализации общественных отношений служит прогрессу, и приносит пользу человечеству. До христианства отношение к женщине во всех религиях и народах было действительно второстепенным. Христианство изменило мир. Благодаря ему отношение к женщине улучшилось. Феномен науки возник в христианской Европе. Именно благодаря христианству укоренилась идея прогресса и принцип историчности. Именно благодаря католическим университетам возникли первые очаги науки. Христианство своими человеколюбивыми принципами внедряясь в сферы жизни смягчало нравы людей, тем самым вытягивало человечество из жестокости и варварства где жизнь человека ни стоила подчас ничего.
Христианская культура внесла в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил самую субстанцию культуры, ее подлинное естество, ее живую душу. Этот дух был чудесным образом внесен во враждебную среду, иудейско-римскую, в атмосферу рассудочной мысли, отвлеченных законов, формальных обрядов, мертвеющей религии, жадно-земной воли и жестоковыйного инстинкта. Этим актом культура не могла твориться; она могла только вырождаться. Этот путь вел к омертвению. И понятно, что люди этого акта (фарисеи) и цивилизация этого уклада (римская) не могли принять этого благодатного учения: они должны были остаться людьми и установлениями "этого мира", которым противопоставляют себя апостольские послания.
Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это - одна из причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве из мира внешнего в мир внутренний). Христианство дает все возможности, для того чтобы каждый мог совлекать с себя ветхого человека раба страстей и обращаться в нового духовного. Отчаявшись в материальном мире, любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние. Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.
За всю историю развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Таким учением в частности является христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживаться многие годы и, может, даже века.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5