Благодатная сила, подаваемая в таинстве, лишь залог спасения, хотя и надёжный, достаточный залог. Он ничем не стесняет свободную волю человека, но не заменяет личных усилий и легко может уподобиться таланту, зарытому в землю нерадивым рабом. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется...» (Мф. 11.12): если верующий не побуждает себя к жизни по Христу, залог спасения может и пропасть. Святитель Тихон Задонский предупреждал, что «можешь и причащаться постоянно, и не спасаться. Можешь быть крещёным, а вода останется водой», не став купелью возрождения человека для вечной жизни с Богом.
В Православной Церкви совершать таинства могут только епископы и священники, но священнослужитель лишь представляет Церковь -- священнодействует она сама, а подлинно совершает таинства Бог.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»).
Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха -- умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2.20). Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников -- крёстных отцов и матерей. Крёстные, как их зовут на Руси, несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемых и обязаны разделить труды родителей по их воспитанию. Без крещения никто не является членом церкви и несможет наследовать спасение.
Соборность.
Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. Соборность славян-ский эквивалент греческого термина “кафоличность” обще-принятого в различных христиан-ских исповеданиях. В православном понимании соборность означает некое органическое един-ство Церкви (т.е., всех поместных церквей и всех верующих, вместе взятых), то есть такое, в отношение чего наличествует вселенское согласие или как говорил один древний святой Викентий Лиринский быть тем, во что веруют все, всегда и повсюду, Если любая поместная церковь (или отдельный верующий), вносит в одностороннем порядке что-то принци-пиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. основная тема православия: в главном -- единство, во второстепен-ном -- свобода, во всем -- любовь.
Спасение.
Основная идея христианской религии -- спасение человека от того, что порождает несча-стья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Порождающей причиной зла христиан-ство называет грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравствен-ного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ. Грех обезображивает человека, разрушая природу души внутренне, а часто и внешне, в результате чего вся деятельность человека приобретает ненормальный характер. Своей смертью на кресте Христос искупил все человеческие грехи. Тем самым он спас человечество и каждого человека, открыл ему путь к вечной жизни. За это Христа называют Спасителем.
“Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сы-ном Божьим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение -- в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеда-ниях: православии, католичестве, люте-ранстве, реформаторстве и др. Различия относятся к сле-дующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как усло-вию спасения человека.
Искупление.
В своем учении о спасении православие исходит из понимания: “Бог есть. любовь”
Православие не разделяет доминирующей в католичестве и протестантизме юридической концепции искупления, гласящей, что жертва Христова была обусловлена необходимостью удовлетворения правосудию Божию за грех Адама и его потомков, которые, нарушив закон Божий, оскорбили Его и тем самым заслужили себе вечное наказание. Христос же взял на Себя это наказание, искупив (т.е. выкупив), таким образом, человечество от праведного гнева Бога-Отца.
Царствие Божие.
Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека - Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Право-славие не разделяет такое понимание. С православной точки зрения юридизм в понимании Цар-ства Божия искажает существо христианства, призывающего человека к духовному совершен-ству, богоподобию и не к исканию наслаждения, хотя бы и духовного.
Под Царством Божиим (иначе, спасением) православие понимает состояние души, очищен-ной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии свойства, а не внешнее оправдание человека на суде Божием, не награду (плату) за добрые дела.
Духовная жизнь.
Духовная жизнь в православии понимается как жизнь богоподобная ибо “Бог есть дух, и по-клоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” По новозаветному Откровению самым существенным свойством Бога является любовь, она же составляет и все существо духовной жизни. Апостол Павел подчеркивает первостепенное значение любви в следующих замеча-тельных словах, известных как “гимн любви”: “Если я говорю языками человеческими и ан-гельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар про-рочества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы перестав-лять, а не. имею любовь, -- то я ничто. И если я раздам все именуемое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею - нет мне -в том никакой пользы”.
Главным свойством истинной любви является бескорыстная жертвенность. Истинная лю-бовь несовместима с ненавистью к одному какому-либо человеку. Любящий - радуется, ненави-дящий - страдает. В этом суть призыва Иисуса Христа любить и врагов своих. Жизнь без любви теряет и радость и смысл - это истина достаточно известная. Но как сделать любовь по-стоянным свойством души, не зависимым ни от каких условий жизни, -- это основной вопрос для каждого человека.
Православие указывает на необходимость избегать иллюзии любви, “переодетого эгоизма”, когда любовь другому есть не более как искание собственного удовлетворения и наслаждения. Такая псевдолюбовь развивает в человеке эгоизм, разрушая и калеча личность, делает ее в ко-нечном счете неспособной к истинной любви и, следовательно, к тому, что именуется счастьем.
Милосердие -- один из компонентов христианской нравственности. Согласно евангельской традиции, Иисус учил религии бескорыстия, самопожертвования, прощения. Первые христиане провозглашали нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние добром не только за добро, но и за зло. Возмездие целиком передавалось Богу, который сам был воплощением добра и справедливости. Нормы эти были трудно осуществимы в реальной жизни (как это ясно показала вся дальнейшая история христианства), но они, с одной стороны, впитали в себя надежды и нравственные поиски, характерные для разных религиозных групп, а с другой -- противостояли традиционным представлениям древности с делением на "своих" и "чужих", принципом возмездия на основе талиона и т. п., что привлекало всех, кого не устраивали подобные представления.
Аскетика.
В православии особое, исключительное внимание обращается на приобретение смирения -- свойства, противостоящего гордости, основе и источнику эгоизма и всех страстей человеческих. Гордость отчуждает личность от всех других, делает ее асоциальной, лишает ее любви, т.е. Бога. Личность не может жить без любви, вне духовного общения с другими, и потому гордость, как тюремная стена, замыкая человека в себе, неизбежно убивает его. Опасность же гордости очень велика у аскета. Его духовная жизнь всегда сопряжена с переживаниями глубокой радости, с развитием совершенно новых способностей и обнаружением огромных сил, скрытых от обыч-ного человека. Если все это подвижник не ставит целью своей жизни, если не увлечется, не со-блазнится, не “падет”, а в смирении продолжает свой подвиг бескорыстного стремления к Ис-тине, он достигает состояния предель-ного богоподобия и становится светильником своей земли, своего народа.
Православный церковный календарь.
Православный церковный календарь сложен по составу. Он отли-чается от светского кален-даря тремя основными чертами.
Во-первых, церковь живет по Юлианскому календарю (назван по имени императора Юлия Цезаря), т.е. тому, что действовал еще во времена раннего христианства. Ныне в мире распро-странен Григо-рианский календарь (по имени проведшего календарную реформу в 1582 г. Рим-ского папы Григория XIII), который исправил отставание счета времени на 11 с лишним минут Юлианского календаря. Это отставание, имевшее в XVI в. 10 дней, в XX в. составило уже 13 дней. Поэтому праздники и память святым в Церкви обозначаются другими днями и часто дру-гим месяцем, чем это общепринято. Так, день св. Георгия Победоносца отмечается по-старому, т.е. по церковному календарю, 23 апреля, что соответствует 6 мая по новому стилю. Рождество Христово, празднуемое по старому стилю 25 декабря, приходится на 7 января общепринятого календаря.
Во-вторых, год церковного календаря начинается не с 1 января, с середины зимы, а с 1 сен-тября (старого стиля, 14 сентября нового), с начала осени. В этот день Церковь традиционно отмечает начало “нового лета”, (года). Весь круг годовых праздников начинается с сентября, с Рождества Богородицы, и завершается августом. Успением Божией Матери.
В-третьих, в кругу наиболее значительных. 12 праздников, называемых двунадесятыми (от древнеславянского названия числа 12 -- двунадесять), наряду, с теми, которые имеют точные даты, есть некоторые наиболее почитаемые, являющиеся переходящими. Отдаленные опреде-ленным, постоянным числом дней от праздника Пасхи, они меняют свои даты ежегодно.
Годичный праздничный круг.
Важнейший праздник года, “праздников праздник и торжество торжеств”,-- Пасха, или Вос-кресение Иисуса Христа, когда христиане празднуют его победу над смертью, что является зало-гом вечной блаженной” жизни (бессмертия души) человека. Пасха отмечается весной, в апреле или мае, в различные дни. Ей предшествует длительный, в течение 40 дней, Великий пост (Че-тыредесятница), завершающийся Страстной седмицей (семидневной неделей), когда верующие вспоминают страдания Христа на кресте, его смерть и погребение. За неделю до Пасхи, в вос-кресенье, которое на Руси называется Вербным, празднуется Вход Господень в Иерусалим, когда Спаситель, по свидетельству всех евангелистов, вступил в этот город накануне страданий и смерти на кресте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5