Рефераты. Христианство

Еще более радикальным вождем крестьянско-плебейского течения Реформации был Томас Мюнцер (1490 -- 1525), казненный после разгрома руководимого им ополчения в ходе Кресть-янской войны в Германии.

Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, заверши-лась отказом от признания верховенства римского папы и от ис-пользования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка. Если отличительной чертой ка-толицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестан-тизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни. Это не исключает их объедине-ния на национальном или международном уровне по принципу общей цели или одной деноми-нации.

Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способ-ствовали активной разра-ботке протестантскими теологами вопросов связанных с такими понятиями, как “откровение”, “вера”, “психология веры”. В век Просвещения протестантская теология оказала влияние на по-явление и развитие рационализма.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название экуменического (греч. “экумена” -- мир, Вселенная) и имеет своей целью восстановление утраченного в период средневековья христиан-ского единства.

ПРАВОСЛАВИЕ и основные положения христианства.

Основные черты христианской религии

· 1) спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

· 2) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

· 3) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения -- свободная воля и божественная благодать;

· 4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании (будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный);

· 5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог -- безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции -- дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

· 6) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», -- говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в

· 7) учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и

· 8) во втором кардинальном догмате христианства -- в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божьем, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они -- только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики.

Слово “православие” является переводом, калькой греческого слова “ортодоксия”. Право-славие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV--VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажаю-щих его идей (религиозных и фило-софских), доктрин, формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры (“Символ веры”) прин-ципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое “Филиокве”), что явилось одной из причин “Великого раскола”. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчинен-ные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, вклю-чая и Русскую, содержащих право-славную веру, общую для всех них.

Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных в настоящее время хри-стианских конфессий (исповеданий)?

Священное Писание.

Для уяснения пути спасения, для Богопознания, для выстраивания всей своей жизни по Богу, Господь дал Свое откровенное учение. Это Священное Писание. В нашей Православной Церкви наивысший авторитет имеет Священное Писание. Святитель Феофан Затворник говорил, что Церковь питают две божественные стихии - это Таинства и Слово Божие. Писание указывает человеку как ему трудиться в той благодати, которую он получает в Таинствах и как жить сообразно с волей Божьей, которую мы и узнаем из Священного Писания.

Само Священное писание состоит из сборника книг: Ветхого Завета, в него входит иудейская письменная Тора (Пятикнижие) которая состоит из пяти частей книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Затем книга Иисуса Навина, книга Судей израилевых, Книга Руфи, четыре книги Царств, две книга Паралипоменон, три книги Ездры, книга Товита, книга Иудифи, книга Есфири, книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклезиаста, песнь песней Соломона, книга премудрости Соломона, книга премудрости Иисуса сына Сирахова, Плач Иеремии, послание Иеремии, 15 книг пророков, три книги Маккавейские. И Новый Завет который состоит из четырех Евангелий которые были написаны Апостолами и Евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Двое из которых были прямыми учениками Господа Исуса Христа. Еще туда входит книга Деяния Святых Апостолов, послания Апостолов: Иакова, два послания Апостола Петра, три послания Апостола Иоанна Богослова, Апостола Иуды, Апостола Павла: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филипийцам, к Колосянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям. И пожалуй самая загадочная и таинственная книга Откровение написанная Святым Апостолом Иоанном Богословом, которая повествует о последних временах и о втором пришествии Спасителя.

Священное Предание.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христиан-ского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Свя-щенного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестан-тов -- убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение са-мого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называе-мое Свя-щенное Предание. Существо этого критерия состоит в том, что бесспорным гарантом в понимании Библии, а следовательно, и истин-ности веры могут быть только традиции или пре-дание. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христи-анству. У всех церквей одно и то же Писание, и эта духовная книга сложная и раскрывается человеку не сразу, а в процессе именно жизни духовной. Священное Писание нуждается в толковании и изъяснении. И опять же - главным образом с той стороны, чтобы правильно применять ее в своей жизни. То есть, иными словами говоря, для правильного толкования и применения Священного Писания нужен духовный опыт Церкви. Священное предание открывает нам смысл Таинств и определяет формы их совершения в Церкви. Это первое. Оно объясняет Священное Писание и выводит из Таинств и из Писания строй жизни Церкви, литургический, канонический. Это второе. И третье - формулирует догматическое и нравственное учение Церкви, содержит опыт спасения бесчисленного количества христиан. И все это зафиксировано в церковной письменности. Как Священное Писание делается священным из-за действия Святого Духа, богодохновенность Писания - плод прямого действия Духа, так и предание только то может быть Священным, которое тоже есть действие Святого Духа в Церкви. Священное предание есть духовный опыт Церкви. Через него мы приобщаемся к полноте церковной жизни, и без него и Писание становится таким абстрактным и непонятным, и Таинства не могут быть нами приняты и усвоены как должно. И цель священного предания таким образом снабдить нас, то есть людей, живущих в конкретный исторический момент, реальным опытом жизни Церкви. Церковь должна стать для нас не какой-то абстракцией, а именно живой жизнью, должна раскрыть для нас смысл Таинств и соответствующей жизнью приобщить нас к ним, научить правильно воспринимать Откровение Божие. В общем говоря, должна научить нас жить духовной христианской жизнью. Это назначение священного предания.

Священное предание включает в себя:

1. Символы веры древнейших поместных церквей.

2. «Правила апостольские» -- собранные не ранее 4 века и содержащие духовные наставления.

3. Вероисповедания и догматы, принятые на семи вселенских соборах и ряде поместных.

4. Исповедания веры, написанные отцами церкви: св. Григорием Кесарийским, Василием Великим, Григорием Паламой и др.

5. Деяния вселенских и поместных соборов.

6. Древние литургии.

7. Акты мучеников, в которых излагается история их мучений.

8. Творения отцов и учителей церкви (например «Богословие» Дамаскина и пр.), их объяснения Священного Писания -- Библии.

9. Древняя практика церкви (с изложением вопросов соблюдения обрядов, праздников).

Таинства.

Церковь называет таинствами священнодействия, в которых таинственно проявляется благодать Святого Духа -- спасающая сила Божия. Всего в Православной Церкви существует семь таинств -- крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), брак, священство (рукоположение) и елеоосвящение (соборование). Церковь возводит установление таинств к Самому Христу..

Другие обрядовые церковные действия -- молитвы и богослужения, которые имеют целью обретение благодати, -- из-за грехов просящего или по высшему промыслу могут остаться без отклика Бога. В таинствах благодать подаётся неизменно. Но чтобы принять эту благодать, необходимо личное усилие человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.