В Средние века шла интенсивная разработка религиозно-философ-ской системы шиизма, разделившегося еще в VII в. на два основных на-правления - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы.
Основные положения шиитской доктрины власти, признанные современными последователями шиитского вероис-поведания, были выработаны к началу X в. В последующие века шел процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философско-го обоснования. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Ко-рана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкова-нию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной-государст-вом (имамат). Шииты считают, что Коран в редакции, осуществленной по приказу халифа Османа, подвергся фальсификации путем изъятия мест, посвященных Али и его семье, они отрицают подлинность неко-торых сур. Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед на-значил Али своим преемником, имамом и эмиром правоверных.
Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамы из рода Али рассматривались как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вы-звал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али. В соответствии с шиитской доктриной имамат представ-ляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу «божественного установления», кото-рое передается устами Пророка или предшествующего имама. Если по представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свой-ствами, то шииты наделяют своих имамов сверхъестественными каче-ствами. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необ-ходимость безоговорочного им повиновения. В религиозно-философ-ской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного божественного света. Шииты считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках влас-ти, каковой, например, для суннитов является иджма - согласное мнение мусульманской общины. Шииты умеренного направления пропове-дуют веру в «имама данного времени», без которого невозможно спасе-ние души мусульманина. Наставления и предписания «имама данного времени» должны восприниматься как истина в послед-ней инстанции, поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от непосвященных смысл Корана и тайная суть со-бытий человеческой истории вплоть до Судного дня [24, С. 106].
Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедова-ли идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульман-ские теологи и ересиографы различали три формы обожествления лю-дей: зухур («проявление») - отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулулъ («воплощение») - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в боже-ственную. Если мнения богословов относительно зухур расходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались как суннитами, так и шиитами умеренного толка. В то же время умеренные шииты (имамиты) ревностно защищали «божественную сущность» имамата и пред-ставление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных зна-ниях его носителей [6, С. 124].
В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ му-ченичества. Шиитами придается исключительное значение идее вели-чия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе ряда шиит-ских имамов, начиная с Али и его сына Хусайна. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такийя (араб. осмотрительность, благоразумие) - «благоразумное скрывание своей веры», т. е. право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии.
Пятым халифом стал глава противников Али - Муавия. Сохранились воспоминания о том, что пятый халиф покровительствовал поэтам и ученым. После него государственная и религиозная должность халифа пере-давалась только по наследству - от отца к сыну. Впослед-ствии власть халифов постепенно ослабела, и этот титул во-обще перестал существовать.
Признавших Муавию стали называть суннитами (сунна с ар. образец, пример). Суннит - это тот, кто следует традиции, Сунне - второму после Корана источнику мусульманского ве-роучения, содержащему изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно, отрицают особую святость Али. Они считают законными всех четырех халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али [12, С. 250].
Сун-низм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны и согласия общины» (ахль ас-сунна ва-лъ-джамаа) - отражает важные принципы традиционного ислама - приверженность ислам-ским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руко-водящей роли общины в решении жизненно важных проблем. К основ-ным формальным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской или ханбалитской). В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и лю-дьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о «божест-венной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.
Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общеприз-нанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским «правоверием».
Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негатив-ная реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел конту-ры самостоятельного течения, которое воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин «суннит» имеет менее четкое смысловое наполнение, нежели термин «шиит», и только в случае использования его в качестве антите-зы этому термину становится действительно значимым. Несмотря на наличие у суннитов и шиитов множественных точек соприкосновения, в различные исторические периоды социальная напряженность в отде-льных частях мира ислама провоцировала суннитско-шиитские проти-воречия. При отсутствии факторов, порождавших конфликтные ситуа-ции, сунниты и шииты мирно уживались друг с другом. В конце XX столетия по мере усиления роли «исламского фактора» с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннитско-шиитские разно-гласия интенсифицировались как на уровне межгосударственных отно-шений (военные конфликты Ирака и Ирана), так и во внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия). Все же во многих случа-ях эти противоречия либо носили второстепенный характер, либо их преодоление не вызывало исключительных трудностей. В лоне сунниз-ма не возникли особые секты, что отличает его от шиизма.
90 % мусульман мира - сунниты. Это течение сохраняло целостность в отличие от шиитских и дру-гих течений ислама. Шииты преобладают в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах -Пакистане, Афганистане, Индии, Сирии, Азербайджане, Таджикиста-не - их меньшинство. Шиитские общины встречаются во всех мусульманских странах, в том числе и суннитских [8, С. 211].
Некоторые ученые считают, что шииты получили большинство в Иране потому, что персы не хотели принимать ислам из рук завоевате-лей-арабов и выразили таким образом свой протест.
Особую роль в современном мире играет такое движение как ваххабизм.
Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли религиозные движения протеста различной социа-льно-политической направленности. В середине XVIII в. в Аравии воз-никло ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусу-льманского мира. Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное ханбалитскими идеями [2, С.54].
Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренно-стью. Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма противопоставил доктрину строгого таухида - единобо-жия, которая рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принци-пом «нет никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств вахха-биты причисляли культ святых и паломничество к местам их захороне-ний, идолопоклонничество, магию, колдовство и другие пережитки языческих верований. Возрождая в исламе линию крайней непримири-мости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - вахха-биты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очи-стить первоначальную «истинную» религию от последующих наслое-ний. В европейской литературе ваххабитов нередко называли «пурита-нами» или «протестантами» ислама. Подобное сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему обществен-но-политическому содержанию.
Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспе-вали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их еди-нение под знаменем своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя отступниками всех, кто не примкнул к ним. Ваххабизм отличал крайний фанатизм в вопросах веры и экстре-мистский подход к борьбе со своими противниками. Ваххабитская про-поведь была прежде всего направлена против официального «отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незакон-но присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-ши-итов. Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех арабских территорий под знаменем «чистого» ислама.
Успех ваххабитскому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского княжества ад-Даръийя (Центральная Аравия). Учение Му-хаммеда ибн Абд аль-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой Саудидов, а впоследствии официаль-ной доктриной первого Саудидского государства (1745-1818гг). В наши дни ваххабизм служит основой официальной идеологии Саудовской Аравии, а его последователи проживают в арабских эмиратах Персид-ского залива, а также в ряде азиатских и африканских стран [14, С. 229].
В течение многовековой истории мусульманская религия многократно делилась и дробилась. Самая ранняя секта в ис-ламе - хариджиты. Она возникла в VII в. во времена про-рока Али. Это были его сторонники - фанаты, один из ко-торых и убил Али за его отступничество от твердой линии в борьбе с противниками. Хариджиты были крайней и аскетич-ной сектой, их последователей осталось сейчас мало (в госу-дарстве Оман и в Африке). Впоследствии среди них тоже появились более мелкие течения (арзакиты, ибадиты и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9