64
Оглавление
Введение
Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.
1. Родина ислама: история зарождения мировой религии
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама
3. Распространение ислама. Оформление Корана
Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм.
1. Основные черты мусульманского вероучения
2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты
3. Северо-Кавказский ваххабизм - разновидность исламского радикализма
Заключение
Литература
В каждом регионе страны процесс религиозного ренессанса имел свои особенности, при этом наиболее острые формы он приоб-рел на Северном Кавказе, и, главным образом в части, касающейся ислама. Традиционно основу мусульманских объединений на Северном Кавказе составляют суфийские мюридские братства (тарикаты), представляющие собой мистико-религиозные объединения суннитского ислама. В настоящее время по приблизительным оценкам на Северном Кавказе существует около 300 тарикатистских братств и орденов, возглавляемых старейшинами. Мюридские братства весьма органично вписываются в существующую у коренных народов Северного Кавказа структуру социальной организации народов - роды, тейпы, тукхумы, а официальное мусульманское духовенство находит-ся пол сильным влиянием тарикатов [1, С. 24].
Одним из первых существенных результатов перемен стало разделение некогда единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУMCK) на «национальные» духовные управления (аварское, даргинское, ингушское, карачаевское, лезгинское и т.д.). В итоге авторитет официального мусульманского духовенства существенно снизился. В условиях отсутствия подготовленных и авторитетных проповедников в руководящие звенья религиозных общин стали все чаще проникать экстремистские элементы - носители национал - сепаратистской идеологии, подчас имеющие весьма смутные представления о религиозной догматике и не отличающееся безупречной репутацией.
Одновременно произошла резкая активизация процесса рас-пространения в регионе фундаменталистского ислама, получившего известность как ваххабизм. Ваххабиты, как и подобает последовате-лям этого учения, заняли жесткую позицию в отношении сторонни-ков тарикатизма, обвиняя представителей духовенства в отходе от канонов ислама и оттесняя их от руководства общинами всеми воз-можными мерами, вплоть до физического уничтожения, как это име-ло место в случае с дагестанским муфтием С.Абубакаровым. При этом нельзя не отметить, что в условиях крушения традиционного уклада жизни кавказских народов идеология ваххабизма, категориче-ски осуждающая такие получившие угрожающее распространение явления, как наркомания, пьянство, прелюбодеяние, была восприня-та частью населения как некая спасительная жизненная философия.
И, наконец, далеко не последнюю роль в формировании ны-нешней, религиозной ситуации на Северном Кавказе сыграли зару-бежные исламские центры и организации, в подавляющем большин-стве стоящие на позициях отторжения Северного Кавказа, равно как и других регионов традиционного распространения ислама, от России. Пристальный интерес со стороны ряда зарубежных государств к действующим на территории России исламским объединениям стал явно проявляться с середины 90-х годов. Активные контакты с лиде-рами общин поддерживались как сотрудниками посольств государств Ближнего и Среднего Востока, так и представителями всевозможных фондов типа «Аль-Ибрагим» и «Аль-Игаса». При этом главное вни-мание уделялось поддержке организаций фундаменталистского тол-ка [27, С. 31].
Непосредственная помощь ваххабитским организациям Север-ного Кавказа оказывается через расположенные в регионе филиалы зарубежных исламских центров, в том числе таких, как «Рабитат уль-алям», «Саар Фаундейшн», «Тайнибат Уль-Хайрия», «Ибрагим Уль-Хайрия» и т.д. Массовый характер приобрело привлечение молодежи из республик региона на учебу в учебные заведения и центры стран Ближнего Востока, где зачастую наряду с богословием юноши обучались методам проведения диверсионных и террористических акций.
Реакцией на указанные вызовы стало принятие органами власти субъектов Федерации ряда документов, направленных на со-здание правовых ограничений на пути распространения религиозного экстремизма в Северо-Кавказском регионе. Так, Народным собрани-ем Дагестана был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экс-тремистской деятельности на территории Республики Дагестан», парламентом Кабардино-Балкарии - Закон «О запрете экстремист-ской религиозной деятельности и ответственности за правонаруше-ния, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Ка-рачаево-Черкесии действует Закон «О противодействии политиче-скому и религиозному экстремизму», в Адыгее - «О свободе совести и религиозных объединениях», в Ингушетии - Закон «О регулирова-нии некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», а также ряд постановлений правительства по этому вопросу. Губернатором Ставропольского края издано поста-новление «О мерах по противодействию политическому, националь-ному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края» [3, С. 46].
Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне, Беслане и Нальчике высветили принципиально новую особенность - Россия столкнулась с исламским миром на уровне борьбы с терроризмом в виде Северокавказского ваххабизма как разновидности исламского радикализма.
О сущности ислама и его течениях (в том числе и радикальных) писали многие ученые, обществоведы, политологи. Начиная с 90-х годов, данные проблемы нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Л.М. Дробышевой, А.Г. Здравомыслова, К.В. Калининой, Л.Т. Тавадова. Вопросы отношений народов, населяющих Кавказ, рассмотрены в работах Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Древние Тюрки», В.А. Тишкова «О природе этнического конфликта», Е.А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье», Л.И. Климович «Книги о Коране, его происхождении». Проблемы современных религиозных течений и многие другие насущные вопросы определили актуальность данного исследования.
При выполнении работы использованы историко-сравнительный и структурно-функциональный методы, социологические методы.
Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.
Предметом исследования является процесс трансформации ислама.
Цель исследования - доказать, что именно политизация ислама и ваххабизма, стремление политических элит национального толка применять в политике исламский фактор приводит к радикализму в исламе, превращению религиозного ваххабизма в политический экстремизм.
Задачи исследования:
· проследить историю становления ислама;
· дать анализ причин распространения ислама и превращения его в мировую религию;
· изучить становление направлений в исламе, их особенностей,
· дать определение сущности ваххабизма;
· рассмотреть процесс радикализации ваххабизма на Северном Кавказе.
Данная работа может быть использована на уроках религоведения, обществознания, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
1. Родина ислама: история зарождения мировой религии.
Ислам - третья и последняя из развитых монотеисти-ческих религий. Она также возникла на Ближнем Во-стоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиоз-ная система с ее наиболее строгим и завершенным, до-веденным до предела монотеизмом сложилась па базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологиче-ском, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Ко-ран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины воз-никший сравнительно поздно ислам в основном огра-ничился заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике; в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфи-чен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) ци-вилизации.
Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возник-ла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие.
Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысо-ких гор. Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь очень жар-кий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. На всем полуострове нет ни одной постоянно текущей реки, а песок раскаляется на солнце до такой степени, что от него можно получить ожог. Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древно-сти. Здесь жили семитические племена - предки современ-ных арабов. Отсюда же, по мнению некото-рых ученых, вышли и предки древних евреев [4, С. 161].
Главным занятием местных жителей было ското-водство. Кочевники перегоняли по огромному малонаселенно-му пространству стада верблюдов, лошадей, овец. Через Ара-вию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные кам-ни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчис-ленные стада скота. В оазисах, либо вблизи моря, возника-ли крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама. Вдоль ка-раванных путей постоянно появлялись все новые поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблю-дами и проводниками, занимались традиционными ремеслами.
Аравия находится довольно близ-ко к Междуречью, древней Палестине, к Египту и Персии, но достаточно изолирована от остального мира. Не случайно сами арабы называли ее «арабским островом». Крупные волны завоеваний древности не особенно влияли на жизнь этого пустын-ного района, а вот близость к культурным и религиозным цен-трам сильно сказывалась на жизни аравийских племен.
В религиозном отношении жители Аравии были очень нео-днородны. На севере полуострова ощущалось сильное влия-ние христианства, распространенного в основном в виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований монофизитской ереси. В более юж-ных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с тради-циями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов. Смотрите, как перекликаются имена пророков трех религий: Ибрахим - Авраам, Исхак - Исаак, Муса - Моисей, Йусуф - Иосиф, Иса - Иисус... Теперь становит-ся понятно, почему многие рассказы Библии с некоторыми из-менениями и добавлениями оказываются в Коране или пере-сказываются арабами как собственные народные предания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9