Священнослужители в исламе не несут на себе особой боже-ственной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуа-лов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Имамам соответствуют муллы (от ар. маула - господин, повелитель), которые могут действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподава-телями). Мулла обычно выбирается верующими из своей сре-ды. Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадра-се - изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муф-тий (с ар. высказывающий мнение) [25, С. 93].
Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, хотя, джихад трактуется в исламском богосло-вии неоднозначно (существует иносказательное, нравственное его понимание).
Совокупность правил поведения мусульманина в обще-ственной и личной жизни называется шариат (букв. правиль-ный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата.
Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца ра-мадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все му-сульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Счи-тается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам - радостный праз-дник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающий-ся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167].
Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам - праздник жертвоп-риношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу.
Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путеше-ствия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами мес-том вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы.
2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты.
Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотива-ми и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровожда-лась бурной богословской полемикой.
Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возгла-вил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка -- Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отпра-вил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворва-лись в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Ко-рана со следами крови, хранящиеся в других городах)[15, С. 258].
После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколов-шая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родствен-ники халифа Усмана), в их лагере находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185].
Однажды Али, которому, очевидно, надоела бессмысленная война, проявил чрезмерную уступчивость и сговорчивость, упустив из-за этого очередную крупную победу. Желая отомстить, один мусульманин из груп-пы непримиримых фанатиков смертельно ранил Али, когда тот выходил из мечети. Умерший в тяжелых муках халиф стал считаться трагической фигурой в исламе. И сторонники, и противники той группировки, в ко-торую входил Али, одинаково рисуют его непонятым, но правдивым, набожным и благородным человеком. Али-халиф признан святым всеми мусульманами, но пос-ле его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и сунни-тов [12, С. 101].
Одна из ветвей ислама - шииты (шиа с ар. приверженцы) признают законным только четвертого хали-фа - Али. Они являются сторонниками наследственной духов-ной власти потомков Али, которых называют имамами (букв. стоящий впереди, предводитель). Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й - тайный, скрытый (по тра-диции, он таинственно исчез, но явится перед Страшным су-дом). Сунну шииты признают не целиком, а выборочно.
Шииты по-особому понимают Коран. Название и содержание 16-й суры - «Пчелы», например, они трактуют как намек на тайное, скры-тое учение о божественной мудрости, которая разлита в мире, как нектар в цветах. Так же как пчелы собирают этот нектар, люди должны по кап-лям копить свое знание о Боге.
Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Их культ отличается от культа суннитов, большое значение при-дается рассказам о мучениках-святых. Авторитетные религи-озные деятели называются аятоллами (букв. знамение Ал-лаха). Шииты отмечают собственные памятные даты, в том числе траурный праздник Шахсей-Вахсей [17, С. 164].
Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын Али по имени Хусейн. В память о его трагической гибели и отмечается этот день. Люди искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются траурные флаги и транспаранты. Центром праздника становится процессия, участники которой в чувствах бьют себя в грудь кулаками и камнями, а иногда наносят себе кровавые раны. Сцена смерти Хусейна и эпизоды из его жизни подробно разыгрываются в осо-бом представлении. Участники траурных церемоний постоянно повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (Царь Хусейн, увы, Хусейн!). По-этому этот праздник и называют Шахсей-Вахсей.
Для шиита не считается грехом в случае необходи-мости прикинуться суннитом.
С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направ-лений и сект, поэтому шиитское течение иногда (и очень ус-ловно) сопоставляют с протестантизмом в христианстве.
Уже в VIII в. сформировались два направления - умеренные и радикальные шииты, которые с течением времени существенно модифицировались. Изначально шиизм не представлял собой новую систему религиозного характера и только с течением времени приобрел догматическое оформ-ление.
Политическое течение в лице шпат Али (партия Али) зародилось в период правления третьего «праведного халифа» Османа. Побудитель-ным мотивом ее возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной: был выдвинут аргумент в пользу Али как претендента на верховную власть - его родство с основателем ис-лама (он был двоюродным братом пророка Мухаммеда и женат на его дочери Фатиме). Подчеркивались также выдающиеся личные качества Али. Шиитская традиция рисует его истинным героем легенды, идеаль-ным рыцарем ислама: набожным, чуждым честолюбия и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах. После трагической гибели Али в 661 г. сторонники алидского движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве.
Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммед, имел помощника, или «восприемника духовного завещания» (васи). У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса - апостол Петр. Мухаммед же, согласно Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммед был лучшим из пророков, то Али объ-являлся лучшим из воспреемников завещания, чем подчеркивалась изб-ранность и его рода.
Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его ок-ружении людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознатель-но отдалил от себя Абдаллу ибн Саба за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу людей, провозг-ласивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его уве-щевания. Со словами «Теперь мы знаем, что ты - действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнем» они с достоинством приняли смерть [10, С. 218].
Оформление религиозного учения шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению ши-изма в религиозное течение.
Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержа-лись в раннем шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.). С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонни-ков, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стали играть сборник изрече-ний халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской дог-матики) и опиралось на общий для всех приверженцев ислама источ-ник - Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али - имамам (араб. руководители общины) изначально не был уста-новлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитско-го имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника. Однако при различных трак-товках принципа передачи власти в шиитской среде признание исклю-чительного права Алидов на верховенство в мусульманской общине ос-тавалось незыблемым [18, С. 73].
Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым источником мусуль-манского вероучения. В отличие от последователей суннизма шииты воспринимают авторитетами первого класса четвертого «праведного ха-лифа» Али. Свои священные предания шииты обычно именуют ахбар (араб. изве-стия, сообщения). Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым противникам Али. Шиитские ахбары более позднего происхождения по сравнению с суннитскими. Их своеобразная канонизация относится к X-XI вв. Из шиитских собира-телей мусульманского священного предания прославились Мухаммед аль-Куммии (ум. 903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8 г.)[27, С. 390].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9