Рефераты. Битва Иисуса за Израиль

Таким образом, вопрос о «сыне Давидовом» видимо надо понимать, как вопрос Иисуса о будущем мессианском воцарении. Идея мессианского воцарения стоит в одном ряду с текстами, где некая фигура, возможно, мессианская, садится на трон рядом с самим Господом (см. 3Ен.10,1; Дан.7,9-13; 4Q491 - кумранского отрывка говорящего о воцарении среди богов, возможно, «эсхатологического священника/учителя» - как подтверждение его власти и увещания перед лицом скорби эсхатологической битвы; комментарий р. Акивы на кн. Даниила что «престолы» в Дан.7,9 были «один - для Бога, и один - для Давида»).

Видимо, вопрос указывает на две особенности давидического владычества которые, подобно мессианским загадкам, помогают объяснить акцию в Храме. Псалом 109 утверждает, что царь - также и «священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109,4). Стало быть, царь займет место существующего первосвященнического режима. Из Кумрана и текстов вроде Зах.3,1-4,14 и 6,9-14 мы знаем о потенциальном конфликте между «помазанным» свя-щенническим домом и «помазанной» царской семьей. Если претендент на царство своими действиями в Храме разжег бы конфронтацию со священническим режимом, Псалом 109 прекрасно подошел бы ему для легитимации его поступков;

Псалом 109, особенно процитированный здесь стих, пересматривает мессианский портрет таким образом, что портрет включает сцену воца-рения - вроде той, которую мы находим в еврейских текстах (см. выше). Один из ключевых моментов сцены: воцарившийся - судья, который возвестит суд на врагов Господних. Иисус опять объясняет источник своей власти, причину для своего суверенно-го профетического акта суда. И это значит: опять перед нами спайка «Мессия - Храм». Своим вопросом Иисус намекает на то, что имеет власть над Храмом не только как сын, но и как господин Давидов.

Однако сам по себе вопрос Иисуса загадочен и непонятен. Нужен кон-текст, чтобы смысл его прояснился.

Последний ужин

Приближалась Пасха в этот праздник мессианские ожидания иудеев максимально обострялись они вспоминали события исхода из Египетского рабства и с нетерпением ждали прихода Господа или Мессии на Сион и нового исхода. Иисус совершает прощальный ужин со Своими учениками, последний раз молится и постится ради обращения Израиля, объясняет ученикам значение Своей смерти в жертвенной терминологии. Слова «это - тело Мое за вас, эта - кровь Моя изливаемая для прощения грехов» видимо говорят о жертвенной смерти Иисуса ради совершения нового и окончательного Исхода из рабства, осуществления нового Завета между Богом и народом, и наступления Царства Божия. Еще раньше Иисус говорил ученикам Своим, что Он будет предан в руки людей грешников, но Бог оправдает Его в скором времени (еврейская идиома через три дня означает неопределенно - короткий период времени, но никак не 72 часа см. Лк.13,32-33). Вот этого оправдания от Бога ждал и Сам Иисус и призывал учеников к стойкости в кратковременный период искушений, когда Его не будет с ними, а они подвергнутся жесточайшим преследованиям и мученической смерти (Мк.9,1; 10,39; 13,19-20; Мф.10,23).

Когда Иисус противопоставляет Свой нынешний пост и будущее вкушение пищи и нового вина в Царстве Божием, Он видимо считал, что Его невинные страдания побудят Бога действовать, а Его гонители сами приближают час суда (Мк.14,62; ср. 1Петр.3,12). Бог в ближайшее время вмешается в Его битву за Израиль, оправдает Его, накажет истинных врагов Израиля (сатану и его приспешников), уничтожит зло и смерть, воскресит умерших (Лк.20,35-36) и установит Свое вечное Царство на земле. Это будет время исполнившейся надежды Израиля.

Кстати слова о «прощении грехов», видимо, уже учениками второго поколения (эллинистами и языко - христианами, это отражено уже в новозаветных посланиях) были поняты не как эсхатологическо - мессианский термин (в этой роли они выступают у пророков Исайи и Иеремии и Иоанна Крестителя, который первый начал осуществлять события великого освобождения Израиля и нового Исхода из плена перед наступлением дня Господня, великого и страшного Лк.1,17; Мал.4,5), означающий, что уже в самом земном служении Иисуса совершается новый Исхода из плена, чего так страстно жаждал Израиль, восстановление, воссоздание Израиля и возвращение Господина на Сион, победа над злом (Ин.12,31) и воскресение мертвых (Ин.5,25; Лк.15,24,32; Мф.11,5), то есть происходит обетованное пророками спасение и наступление Царства Божия (видимо в таком смысле употребляет его Сам Иисус, когда говорит расслабленному и грешнице, что прощены грехи их Мк.2,5; Лк.7,47; ср. Мф.11,5-6), а были поняты как юридический акт, то есть, как прощение Богом личных грехов тех, кто верует в Господа Иисуса, или прощение первородного греха, или следствия греха (индивидуального отчуждения от Бога), или вообще каких то грехов. Однако все эти казуистические концепции выдуманы христианами позже и видимо, не имеют никакого отношения к термину этому в устах Иисуса и служению Его Израилю.

Сбивающий Израиль с пути

Через несколько дней, после акции в Храме, Иисуса арестовывают религиозные власти (саддукеи), и видимо, быстрым и неформальным судом осуждают на казнь как лжепророка, который сбивает Израиль с пути (Ин.11,47-53; Мф.26,67-68; ср. Втор.13,1-5; 18,20; 21,20-21). Правящая верхушка хотела сохранить статус-кво с Римом, предав Иисуса, как опасного бунтаря казни (Ин.19,12). Однако именно отвержение Иисуса иудейскими властями, и привело к разрушению Иерусалима и Храма, и потери их власти над народом чего они так боялись. Но видимо если бы они приняли «путь мира» предложенный Иисусом всего бы этого не случилось. Однако легче было бы верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем правящей, первосвященнической верхушки согласиться с Иисусом в том, что проблема Израиля заключается в негодных пастырях, . Ведь «нечистый дух» в семикратном размере поселился в Израиле и Храме (Мф.12,43-45), сбил народ с пути и сделался «духом лжи в устах» его пастырей (Мф.15,14).

Христианская традиция (по понятным мотивам) стремилась преуменьшить вину Рима и преувеличить вину иудеев в казни Иисуса. Однако с исторической точки зрения такая тенденция не выдерживает критики. У иудеев было отнято право смертной казни римлянами. Через тридцать лет иудеи обвинили Павла в осквернении Храма, а по законам Израиля это каралось смертью. Но римляне предотвратили его казнь. По свидетельству Иосифа Флавия Пилат так ненавидел иудеев, что стремился всегда им чем-то насолить. Он как обычно, назло им, мог не согласиться на казнь Иисуса, тем более что Ирод Агриппа вынес оправдательный приговор Иисусу (Лк.23,7-12) и Пилат мог бы всегда сослаться на него в свое оправдание. Видимо самого Пилата, что то беспокоило ведь и Евангелия описывают огромные толпы народа ходящие за Иисусом. Иосиф Флавий говорит о том, что римляне молниеносно реагировали на любое скопление иудеев и посылали туда войска для рассеивания собравшихся считая их революционными повстанцами. Поэтому и сам Пилат всегда стремился расправиться с любой (даже потенциальной) угрозой римскому спокойствию в Палестинском регионе. Видимо он считал, что Иисус если не явно и открыто, то потенциально (тот, кто говорил о Боге Израилевом как о Царе, однозначно, исключал этим абсолютистские притязания Римского императора, префекта и Иродов) все же представлял угрозу Риму. Перед Пилатом Иисус не отрицает, что Он царь (Ин.18,37), а одного этого уже достаточно, чтобы казнить его по римским законам, а какой смысл влагает в это понятие сам Иисус, Пилата мало заботило.

Поэтому Иисус как истинный царь Израиля берет на себя «грехи Израиля», то есть Он невиновный в идеологии «священной войны» и силовому сопротивлению Риму, первый (потому, что Он невинный, а другие распятые так или иначе виновны в сопротивлении Риму или мятежу против него) берет на Себя все последствия этой революционной идеологии (распятие как мятежника), и как истинный Царь не отказывается от той участи, которая в скором времени ожидает весь Его народ (Лк.23,28-32). Таким образом, слова «взял на себя грехи» означают не личные грехи каждого христианина XX или XXI века, а грехи последнего поколения (современников Иисуса, которых Он так часто называл злым поколением), то есть ответственность за их идеологию «священной войны и революции» и национального превосходства, которая неминуемо вела последнее поколение к антиримскому восстанию.

Иисус принес Израилю окончательную весть и этим поставил на карту репутацию Бога и Свою репутацию, как последнего Пророка. Или Израиль последуют за Ним и этот путь мира сулит народу новые отношения с Богом и новые милости или он отвергает Его и тогда путь войны сулит народу Божий суд руками римлян. Однако Иисус не был болтуном и краснобаем, торговцем расхожих афоризмов и проповедником вечных истин с церковных амвонов, поэтому даже если народ Божий и отвергнет посланного им Сына и встанет на путь войны, Он и на этом пути не оставит Свой народ, а возьмет всю ответственность избранного ими пути на Себя, и первый испьёт чашу Божьего гнева и Сам будет креститься огненным вихрем (Мк.10,38-40; Ин.18,11; ср. Мф.3,11).

Истинный царь всегда погибает со своим народом и за свой народ, даже если люди этого народа были очень плохими подданными, и бунтом против своего мудрого царя навлекли на себя гнев Божий. Иисус погибает с народом, но и за Свой народ (Ин.11,48-52), чтобы основать на Себе обновленный народ Божий, который будет слушать и полностью подчиняться своему Царю.

Приход Сына Человеческого

Чаще всего Иисус называл Себя «Сыном Человеческим» когда говорил о Своей будущей славе. Видимо, этот термин Он позаимствовал у иудейских апокалиптиков (кн. Даниила, кн. Еноха). Уже на ранней стадии Своего служения Иисус предсказывает Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать от рук людей, грешников (Лк.9.44; Мк.2,19-20; 14,41), однако это не конец, и Он как величайший Праведник будет оправдан Богом Отцом Его, и как Сын Человеческий будет посажен на престоле Славы и совершит суд над Израилем (Мф.19,28; 25,31-46).

Видимо эти образы взяты Иисусом из книги Даниила «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7,13-14) и книги Еноха (притчи 37-71главы). В притчах Еноха неоднократно упоминается предсуществующий Сын человеческий (синонимы Мессия, Избранник, Праведник), имя которого до времени хранится в секрете. В Конце дней он воссядет на Троне Госпо-да и в его руку будет отдан Суд над всеми народами; наказав нечестивцев, «Избран-ник» Бога будет жить вечно с «общиной праведных, святых и избранных» и «править всем». Представляется вероятным, что образ «Избранни-ка» Бога--Сына человеческого возник в Книге образов во мно-гом под влиянием текстов Исайи 42,1 (ср. например, 1Енох.45,3-4, 48,9, 55,4,69,27), а также Даниила 7,13-14.

Эти слова до сих пор вызывают ожесточенные споры среди библеистов. Как понимать их, буквально или фигурально, где мыслил Иисус это воцарение на земле или на небе и когда оно должно произойти? Христианские «ортодоксы» говорят примерно так. Когда Иисус говорил о Себе как о Сыне человеческом Он имел в виду Свое вознесение к Богу на небо где Он воссел на престоле Славы и управляет оттуда миром и должен второй раз придти во славе, чтобы судить мир (Лк.24,15; Деян.1,9-11).

Согласно Синоптикам приход во славе Сына человеческого предваряют следующие события.

1. Предание Сына человеческого в руки человеческие (Мф.17,12; Мк.9,31; Лк.9,44).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.