Рефераты. Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села (на примере Назаровского района Красноярского края)

Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села (на примере Назаровского района Красноярского края)

114

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей педагогики

Хромова Анастасия Михайловна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ

И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СЕЛА

(НА ПРИМЕРЕ НАЗАРОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

(дипломная работа)

Допустить к защите:

Научный руководитель:

зав. кафедрой общей педагогики,

зав. кафедрой общей педагогики,

к. филос. н., проф. к. филос. н., проф.

Лукина А.К

Подпись:

Красноярск 2008

Содержание:

  • Введение 3
  • Глава 1. Школа в социально-культурной сфере села 6
    • 1.1.Особенности социально-культурной среды современного российского села 6
    • 1.2.Школа как образовательный институт 13
    • 1.3.Особенности организации и функционирования сельских школ России 22
  • Глава 2. Анализ места школы в социально-культурной системе села (на примере Назаровского района Красноярского края) 30
    • 2.1.Социальная ситуация развития сельского школьника 30
    • 2.2.Особенности социально-образовательной системы Назаровского района Красноярского края 36
    • 2.3.Характеристика системы образования в районе 44
    • 2.4.Участие сельского социума в развитии образования на селе 50
    • 2.5.Сельская школа как социальный культуросберегающий центр села 55
  • Выводы 62
  • Литература 63
  • Приложение 1 67
  • Приложение 2 73
  • Приложение 3 97

Введение

Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно - ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.

Особой территорией России является Сибирь, имеющая свои природно-географические, социально-экономические, культурные особенности, влияющие на развитие образования. В настоящее время Сибирь становится регионом приоритетного социально-экономического развития (в связи с важностью занимаемого геополитического положения между Европой и Азией).

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2010 года.

Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Сельская школа в образовательном пространстве России составляет 70,4 % от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучается 28,8 % учащихся и работает 41 % педагогических кадров страны.

Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д. Для построения эффективной образовательной системы необходимо понимать и учитывать влияние социальной среды, знать условия жизни и развития ребенка, всего поколения молодежи, отражая эти особенности среды в нормативно-правовой базе регионов, и даже районов России.

Одним из основных сдерживающих факторов развития сельского образования сегодня является ограниченность ресурсов на селе: финансовых, материально-технических, педагогических. В связи с введением достаточно жестких образовательных стандартов сельская школа в содержании своей деятельности в значительной степени утратила свою специфику и стала ориентироваться на образовательную модель городской школы. Такая ориентация отрицательно влияет на развитие сельской школы, сельского социума в целом, на условиях и возможностях развития сельского школьника.

Таким образом, в развитии современного образования на селе наблюдаются противоречия между:

1. Зависимостью работы сельской школы и качества образования от региональных факторов, в частности от экономического положения региона - и нечетом этого фактора при построении образовательных программ;

2. Объективной ролью школы как социально-культурного центра села и отсутствием нормативно-правового, экономического и субъективного - на уровне педагогического коллектива и органов управления - признания этой роли;

3. Образовательными интересами сельских школьников и возможностью их полноценного удовлетворения в условиях сельской школы;

4. Вынужденной изолированностью сельских школьников и усиленной потребностью в социальных связях для успешной социализации в современном мире.

Целью данной дипломной работы является изучение места школы в социально-культурной сфере села, выявление возможностей и функций необразовательных учреждений в развития образования на селе (на примере Назаровского района Красноярского края).

Задачи:

1. Теоретический анализ положения сельской школы в России;

2. Построение теоретической модели взаимодействия школы и социально-культурной сферы села;

3. Проведение социологического исследования, направленного на изучение места школы в социально-культурной сфере села, на выявление возможностей и функции сельской школы в развитии образования на селе на примере сельских школ Красноярского края;

4. Описание реальной ситуации взаимодействия сельских школ с различными структурами сельской сферы.

Объект: социально-культурная сфера села.

Предмет: роль и место школы в социально-культурной сфере села.

Гипотезы дипломной работы:

1. Школа в сельском социуме выполняет не только образовательные, но и социально-культурные функции;

2. Успех модернизации сельских школ зависит от того, насколько школа учитывает и использует возможности сельского социума;

3. Количество выпускников, оставшихся жить на селе зависит от сотрудничества школы и различных структур сельской сферы, и от экономического состояния села.

Глава 1. Школа в социально-культурной сфере села

1.1. Особенности социально-культурной среды современного российского села

Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр.

По определению Ю.В. Сычева, социальная среда - это сложный, многогранный, а нередко и противоречивый мир. Это все социальные условия и ситуация, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества [10].

Б.Ф. Ломов определил социальную среду как систему исторически развивающихся общественных отношений - экономических, гражданских, политических, в которые он (человек) непосредственно включен и функцией которых является его индивидуальная деятельность [21].

Независимо от подхода к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все авторы выделяют ее общие признаки: среда - это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование. Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания [22].

Так, Е.А.Климов выделяет: социально-контактную (люди, их опыт и пример, взаимоотношения; учреждения, устройство группы и место человека в структуре своей группы), информационную (правила, уставы, традиции, средства наглядности, реклама, требования, приказы), соматическую (тело), предметную (материальные, санитарно-гигиенические условия) части среды [28].

Социальная среда понимается как многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; информационное наполнение; «пространство» или «набор» возможных и доступных деятельностей; условия непосредственной жизнедеятельности и временную организацию жизни [23].

Основные механизмы средового влияния заключаются в следующем:

1. Среда создает пространство возможностей для различных видов деятельности, для самопредъявления, для самореализации;

2. Среда создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора того, который оказывается ближе всего растущему человеку;

3. Среда предъявляет и определенные санкции за соответствие или несоответствие её требованиям; их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности растущего человека.

Важной характеристикой образовательной среды является её интенсивность - структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности социально-образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления [44].

Под социально-культурной средой понимается конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в социальной сфере, сфере культуры и досуга.

Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс этой деятельности во всех ее этапах; совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Социально-культурная среда подразделяется на широкую социально-культурную макросреду и микросреду. В первой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба; вторая - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение [40].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.