Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения-ми и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей -- это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 97..
На всем протяжении истории советской системы народ-ного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита-тельных учреждений, рядовые учителя, представители мас-совых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных уч-реждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступ-ления печати, письма трудящихся.
Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могу-щества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо-образным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабо-чих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граж-дан Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 101..
Реформа школы опиралась на прочную организацион-ную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка кон-кретных практических мер по реализации положений ре-формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей пред-приятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В ор-ганизации трудового обучения школьников базовым пред-приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квали-фицированные кадры. Разумеется, понадобятся определен-ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум долж-ны стать важным цехом базовых предприятий» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 98..
Советской Правительство сочло необходимым, что-бы конкретные планы реализации реформы были разра-ботаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.
В условиях всеобщего обязательного среднего образо-вания численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специаль-ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечер-них школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион-ных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабо-чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче-ния, сессионный режим занятий. Издавались спе-циальные учебные пособия, методические и дидактиче-ские материалы, рассчитанные на самообразование Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 100..
Объективные тенденции развития системы образова-ния в стране -- рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи -- существенно изменяли социаль-ные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего обра-зования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах -- в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 103..
В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли ве-черних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работаю-щей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Ми-нистров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы полу-чения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправ-дано. Между тем потребность завершения среднего обра-зования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 104..
На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образования с его последующим переходом к общему среднему.
4. Заключение
В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднем образовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советской государственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщему среднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца 80-х годов; противоречивый характера образовательной политики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельные неблагоприятные явления в советской образовательной системе.
3. Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование - дело партийное. Волгоград. 1969.
4. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.
5. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.
6. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.
7. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М. 1987.
8. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.
9. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.
10. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.
11. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.
12. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.
13. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.
14. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М. 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6