Рефераты. Всеобщее среднее образование в СССР

Всеобщее среднее образование в СССР

40

Содержание курсовой работы:

«Всеобщее среднее образование в СССР»

1. Вступление …………………………………………………………. 2-4

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию……………………………………………………….. 4-23

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР….. 24-36

4. Заключение………………………………………………………… 36

5. Литература………………………………………………………… 37

6. Нормативно - правовые акты…………………………………… 37-40

1. Вступление

Актуальность темы данной работы определяется целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, вступлением ведущих мировых держав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса.

Во-вторых, необходимостью обстоятельного анализа как советского, так и современного исторического опыта разработки и осуществления государственной политики в области образования для выяснения реальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержки образовательных учреждений.

В-третьих. Хорошо известно, что реформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры и содержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания к потребностям общества и государства.

В-четвертых, череда реформ в сфере образования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дня не получала оценки современных специалистов-историков (что будет заметно по использованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Без промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшей сфере человеческой деятельности, каким и является образование.

Цель работы рассмотрение законодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общему среднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществления советской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. при переходе ко всеобщему среднему образованию.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятому пятилетнему плану раз-вития СССР предложил провести в области дальнейшего развития школьного дела два важнейших мероприятия:

всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 4..

Съезд партии предлагал завершить к концу пятилет-ки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подго-товить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.

Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению была обеспечена возможность получить среднее образование.

Советская власть, декла-рируя введение всеобщего обучения, гарантировала его осуществление путем организации ряда мероприятий, да-ющих детям и подросткам действительную возможность получить соответствующее образование.

Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сети школ и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места житель-ства учащегося, а при отдаленном расстоянии -- наличием интерната, в котором мог бы жить ученик; хорошо подго-товленными для занятий с детьми учителями; возможно-стью приобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей; необходимой бесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщее обучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению, организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 7.. В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза, обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. При всеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание пред-метов на родном для детей языке.

Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенно меняется содержание среднего об-разования. XIX съезд КПСС предложил: в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шко-лу, условий для свободного выбора профессий--присту-пить к осуществлению и проведению мероприятий, необ-ходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению в средней школе См. материалы XIX съезда КПСС..

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию

Требование о введении в стране всеобщего обязатель-ного обучения выдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бед-ноте» указывал на крайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.

«Только даровое и обязательное обучение всех детей,--писал он,--может избавить народ хотя бы отча-сти от теперешней темноты» В.И. Ленин. Соч., изд. 4. т.6, стр. 365.. В программу РСДРП, при-нятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровом и обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет го-сударства.

Огромный вклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин, под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии и правительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальные проблемы просвеще-ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездах Советов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитета и Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписал десятки постановлений Советского правитель-ства. Он участвовал и выступал с речами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ-ного просвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самый пристальный интерес к прак-тической жизни и работе органов народного образования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче-ской и методической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научных учреждениях старых специа-листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар-компроса, совершенствованием его структуры, разработ-кой Положения об этом органе управления.

Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе -- в 20-е -- начале 30-х гг. шел процесс станов-ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 54..

На первом этапе развития советской школы шла боль-шая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама пере-живала стадию становления, влияние различных буржуаз-ных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отми-рания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.

В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным.

Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми-тета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано в этом постановлении, осталась поч-ти поголовная неграмотность населения, особенно в де-ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополией имущих классов. Царская империя представ-ляла собой огромную тюрьму народов. Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар-ского управления. Порабощенные великодержавным гне-том народы этой империи лишены были какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально-стям воспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особенно тяжелом положении нахо-дились культурно отсталые национальности, державшие-ся царизмом в состоянии полнейшей темноты и невеже-ства, что позволяло с исключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 67..

В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя-зательного обучения.

В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде пар-тии 18--23 марта 1919 г., была поставлена задача прове-дения в стране бесплатного и обязательного общего образова-ния для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязатель-ного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. Для переростков намечалась орга-низация особых занятий при школах.

В первые годы советской власти, несмотря на не-обычайно тяжелое положение страны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодо-левая все препятствия, способствовал развитию культур-ного строительства и в первую очередь всеобщего обуче-ния детей. Стремительно развертывалась школьная сеть, особенно в сельской местности, увеличивались контин-гента учащихся. Если в 1914/15 учебном году на терри-тории царской России было 105524 начальных, неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебном году в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 11..

Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотр принципов финансирования просвети-тельных учреждений, передача школ на местный, еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но уже в 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, но верный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавлива-лось крестьянское хозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно были ликвиди-рованы последствия постигшего голода Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 13..

Это дало возможность Х съезду Советов, состоявше-муся 27 декабря 1922 г., обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено.

Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И. Ленин пишет свои исторические «Странички из дневника». Он предлагл передвинуть весь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередь потребностей первона-чального народного образования В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 33, стр. 423--424..

В РСФСР в 20-е -- начале 30-х гг. наряду с четырех-летней начальной, семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы стали создаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возникли фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполняли также рабо-чие факультативы (рабфаки) и техникумы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.