40
Содержание курсовой работы:
«Всеобщее среднее образование в СССР»
1. Вступление …………………………………………………………. 2-4
2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию……………………………………………………….. 4-23
3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР….. 24-36
4. Заключение………………………………………………………… 36
5. Литература………………………………………………………… 37
Огромный вклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин, под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии и правительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальные проблемы просвеще-ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездах Советов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитета и Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписал десятки постановлений Советского правитель-ства. Он участвовал и выступал с речами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ-ного просвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самый пристальный интерес к прак-тической жизни и работе органов народного образования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче-ской и методической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научных учреждениях старых специа-листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар-компроса, совершенствованием его структуры, разработ-кой Положения об этом органе управления.
Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе -- в 20-е -- начале 30-х гг. шел процесс станов-ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 54..
На первом этапе развития советской школы шла боль-шая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама пере-живала стадию становления, влияние различных буржуаз-ных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отми-рания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.
В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным.
Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми-тета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано в этом постановлении, осталась поч-ти поголовная неграмотность населения, особенно в де-ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополией имущих классов. Царская империя представ-ляла собой огромную тюрьму народов. Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар-ского управления. Порабощенные великодержавным гне-том народы этой империи лишены были какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально-стям воспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особенно тяжелом положении нахо-дились культурно отсталые национальности, державшие-ся царизмом в состоянии полнейшей темноты и невеже-ства, что позволяло с исключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 67..
В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя-зательного обучения.
В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде пар-тии 18--23 марта 1919 г., была поставлена задача прове-дения в стране бесплатного и обязательного общего образова-ния для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязатель-ного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. Для переростков намечалась орга-низация особых занятий при школах.
В первые годы советской власти, несмотря на не-обычайно тяжелое положение страны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодо-левая все препятствия, способствовал развитию культур-ного строительства и в первую очередь всеобщего обуче-ния детей. Стремительно развертывалась школьная сеть, особенно в сельской местности, увеличивались контин-гента учащихся. Если в 1914/15 учебном году на терри-тории царской России было 105524 начальных, неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебном году в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 11..
Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотр принципов финансирования просвети-тельных учреждений, передача школ на местный, еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но уже в 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, но верный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавлива-лось крестьянское хозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно были ликвиди-рованы последствия постигшего голода Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 13..
Это дало возможность Х съезду Советов, состоявше-муся 27 декабря 1922 г., обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено.
Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И. Ленин пишет свои исторические «Странички из дневника». Он предлагл передвинуть весь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередь потребностей первона-чального народного образования В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 33, стр. 423--424..
В РСФСР в 20-е -- начале 30-х гг. наряду с четырех-летней начальной, семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы стали создаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возникли фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполняли также рабо-чие факультативы (рабфаки) и техникумы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6