Рефераты. Всеобщее среднее образование в СССР

Значительно увеличились ассигнования бюджетных средств на школу. Было предложено привлечь к финан-сированию всеобщего обучения, к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, проф-союзные, кооперативные и другие общественные органи-зации, а также инициативу широких масс (в порядке социалистического соревнования, специальных отчисле-ний, поступлений от культурных гектаров, коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и пр.) Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 25..

Советское правительство предлагали местным органам значительно усилить материальную помощь детям наименее обеспеченных родителей в виде бесплатного обеспечения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом; в целях мобилизации сил и средств советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обуче-ния, предлагалось создать в срочном порядке при краевых (областных) исполкомах, райисполкомах, городских, по-селковых и сельских советах комитеты содействия все-общему обязательному обучению.

Активное участие в осуществлении всеобщего обяза-тельного обучения принимали профессиональные организа-ции: отчисляли деньги в фонд всеобщего обучения, выде-ляли членов союзов для педагогической работы, организо-вывали курсы и семинары для направляемых в школы лиц с целью вооружить их необходимыми педагогическими зна-ниями Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. Стр. 14. .

ЦК ВКП (б) и Советское правительство дали указание о развер-тывании подготовки педагогических кадров для школ.

«Осуществление в кратчайший срок всеобщего обяза-тельного начального обучения связано с рядом крупней-ших трудностей, -- говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г.-- Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при усло-вии, когда дело проведения всеобщего обучения превра-тится в массовую общественно-политическую кампа-нию, опирающуюся на инициативу и самодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое исполь-зование таких методов работы, как культпоход, соцсо-ревнование, шефство предприятий над школами, обще-ственные смотры, массовые конференции и т. п.» Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 27..

ЦК КПСС предложил всем пар-тийным организациям рассматривать введение всеобще-го обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период.

Постановления партии и правительства о введении всеобщего начального обучения с 1930/31 уч. г. нашли горячий отклик среди широких масс трудящихся. Мест-ные партийные организации, органы власти приняли со-ответствующие решения. Были отпущены значительные материальные средства на постройку, ремонт и оборудо-вание школ. Были организованы фонды всеобщего обучения Луначарский А.В. О народном образовании. Стр. 29..

Уже через 7 месяцев после принятого ЦК КПСС постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения, ЦК ВКП(б) в по-становлении от 21 февраля 1931 г. отметил значительные успехи в деле практического осуществления решений XVI съезда партии и постановления ЦК ВКП (б); в промышленных городах, в фабрично-заводских районах и рабочих поселках был осуществлен в основном переход все-общего обучения на базе семилетки.

В годы первой пятилетки Советское правительство приняли ряд постановле-ний о школе, сыгравших огромную роль в улучшении ее работы. 8 марта 1929 г. было принято постановление «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей»; 17 мая 1929 г.-- «О работе по ликвидации неграмотности»; 25 августа 1931 г.-- «О начальной и средней школе»; 25 августа 1932 г.-- «Об учебных программах и режиме в начальной и сред-ней школе»; в феврале 1933 г.-- «Об учебниках для на-чальной и средней школы». 19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял программный документ об улучшении под-готовки специалистов с высшим и средним образовани-ем -- постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. Стр. 11.. При ЦИК СССР был образован Комитет по высшей технической школе, в функ-ции которого входила разработка учебных планов, учеб-ных программ и методов преподавания для институтов и техникумов, утверждение сети этих учебных заведений, контроль за ходом учебной работы.

В этот период было завершено введение всеобщего начального обучения. В 1932 г. в стране работали 166 тыс. общеобразовательных школ, в которых учились около 21 млн. человек. Почти в 3 раза по сравнению с 1914 г. возросла численность учителей (в 1914 г.--231 тыс., в 1932 г.-- 615). Значительно возросла сеть выс-ших и средних специальных учебных заведений. Если в 1927/28 уч. году в стране было 148 вузов, то в 1932/33 -- 832. Соответственно увеличилось число средних специальных учебных заведений: от 1037 до 3509. Количество индустриальных вузов за пятилетку воз-росло в 10 раз, а техникумов -- в 4 раза Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 30. . Однако позднее в результате ликвидации и объединения части вузов и техникумов их количество несколько сократилось и только к 1940 г. вновь поднялось, достигнув примерно уровня конца пятилетки.

К последнему году первого пятилетнего плана осуще-ствление всеобщего обязательного обучения приближа-лось к завершению. Полностью оно было закончено в 1934 г. В городах и промышленных центрах всеобщее обучение было осуществлено в объеме семилетней школы.

Второй этап развития советской школы охваты-вает период с середины 30-х и до конца 50-х гг. (вторая и третья пятилетки. Великая Отечественная война, чет-вертая и пятая послевоенные пятилетки). На этом этапе главной задачей наряду с другими, которые решало со-ветское учительство, являлось осуществление неполного среднего образования детей и молодежи -- сначала семи-летнего, затем восьмилетнего Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 69.. Следует отметить, что уже на первом этапе семилетнее образование детей, особенно в городах, приобрело довольно широкий размах (в крупных городах и промышленных центрах большинство детей и подростков обучались в семилетках). К 1941г. школа достигла крупных успехов в развитии общего образования. В стране функционировали 199 тыс. общеобразова-тельных школ, на 75 тыс. больше, чем в 1914 г. Числен-ность учащихся в общеобразовательных школах состави-ла 35 млн. человек, или почти в 4 раза больше, чем в дореволюционное время. Количество учителей достигло 1238 тыс. человек. Около миллиона человек учились в сред-них специальных и 812 тыс. человек -- в высших учебных заведениях.

В результате ликвидации окружных отделов народно-го образования и создания районных, улучшилось управление школой. Из Наркомпроса вы-делились ведомства по управлению высшей школой, профтехобразованием, искусством, культурно-просвети-тельными учреждениями, печатью, физической культурой и спортом. В 1934 г. была упорядочена структура началь-ной и средней школы, а в 1935 г.-- организация учебной работы и внутренний распорядок школы. Прави-тельство СССР разработали и осуществили ряд коренных мер по ликвидации детской беспризорности, установили основ-ные типы детских учреждений.

XVII съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) постановил осуществить в обла-сти повышения культурного уровня жизни рабочих и трудящихся деревни всеобщее обязательное обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основ-ном уже разрешена на протяжении первой пятилетки.

Конституцией СССР (ст. 121), принятой 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным Съездом Сове-тов, было провозглашено право на образование всех граждан СССР. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью обучения.

В течение двух первых пятилеток, на основании гран-диозных успехов промышленности, завершения коллекти-визации сельского хозяйства, повышения общего благосостояния рабочих и колхозников в стране широко развернулась сеть начальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высших учебных заведе-ний научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культуры и других просветительных учреждений Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 32..

Как и в первое пятилетие, быстро росла сеть школ и контингенты учащихся в республиках, где при царско-помещичьем режиме искусственно задерживалось разви-тие народного образования.

В области народного образования план третьей пятилетки (1938-1942 гг.) предусматривал осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершения в деревне и во всех национальных республи-ках всеобщего семилетнего среднего обучения с расши-рением охвата детей десятилетним обучением с тем, что-бы увеличить количество учащихся в начальных и средних школах в городах и рабочих поселках с 8,6 до 12,4 мил-лиона, а в сельских местностях с 20,8 до 27,7 миллиона.

В органах народного образования и госпланах союз-ных республик шла большая работа по осуществлению директив XVIII съезда Коммунистической партии, по развертыванию сети семилетних и средних школ на осно-ве народнохозяйственного плана третьей пятилетки. Так, Народный комиссариат просвещения РСФСР подсчитал, что количество учащихся с 18,2 млн. человек в 1937/38 уч. г. возрастет до 24,3 млн. в 1942/43 уч. г. Общее коли-чество школ увеличится за это же время с 106720 до 118326.

Следующее организационное мероприятие касалось профсоюза работников просвещения, на основе которого были созданы союзы работников высшей школы, ра-ботников начальной и средней школы, дошкольных учреж-дений (в послевоенный период эти профсоюзы вновь объединились). В соответствии с требованиями времени подверглась реорганизации структура аппаратов наркомпросов, укреплены более сильными работниками мест-ные органы народного образования. Перестала существо-вать функциональная система построения наркомпросов союзных республик и их учреждений на местах Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 72.. Прекра-тилось издание так называемых рассыпных учебников, и началась открытая продажа школьных учебников. Была осуждена вредная практика перегрузки учащихся и пионеров общественно-политическими заданиями и при-няты кардинальные меры по улучшению преподавания гражданской истории и географии, введено преподавание Конституции СССР.

В 1936 г. Центральный Комитет партии принял по-становление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которым полностью были восстановлены в своих правах педагоги и педагогика, ликвидировано зве-но педологов в школах, изъяты педологические учебники, упразднено преподавание педологии в педагогических учебных заведениях Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. Стр. 31..

В области высшего и среднего специального образова-ния вводились более строгие требования к знаниям сту-дентов и новые правила приема в учебные заведения: отменены при приеме в вузы и техникумы ограничения, связанные с социальным положением абитуриентов, уста-новлен единый учебный год, твердое учебное расписание, сокращено количество часов обязательных занятий в ин-ститутах, уменьшено количество изучаемых дисциплин, ликвидированы пережитки бригадно-лабораторного мето-да обучения, усилено внимание к производственной прак-тике студентов Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 73. .

Огромное значение в деле осуществления всеобщего семилетнего обучения имел указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государствен-ных трудовых резервах». Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные тру-довые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи опре-деленным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фаб-рично-заводского обучения. В ремесленные и железнодо-рожные учебные заведения ежегодно принимаются около 800 тыс. учащихся в возрасте 14--15 лет. В первые годы существования этих учебных заведений в них учились подростки, окончившие 5--6 классов общеобразователь-ной школы, занимались они по программе, близкой к семилетней школе Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 34..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.