Большой вклад в развитие школы, в повышение уровня учебно-воспитательного процесса вносили Ленинский ком-сомол, его школьные ячейки, пионерские организации и органы ученического самоуправления. Школьные вопросы систематически обсуждались на съездах и конференциях комсомола.
Быстрыми темпами росло образование во всех союзных и автономных республиках, чему способствовало создание алфавитов на базе русского языка для ряда малых наро-дов, введение обучения на родном языке, развитие сети национальных школ и педагогических учебных заведений Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 59.. В первой и второй Программах КПСС, в «Декларации прав народов России», в ряде других законодательных актов Советского государства обращалось особое внима-ние на обеспечение прав всех народов на их культурное развитие. На подъем народного образования в союзных и автономных республиках оказало сильное воздействие создание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.
Подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение их политической и научной, психолого-педаго-гической и методической квалификации осуществлялись в педагогических учебных заведениях -- техникумах (учи-лищах), институтах, педагогических факультетах универ-ситетов, педагогических станциях, школах передового опыта и других учреждениях.
Однако в 20-е гг. единая система народного образо-вания еще не сложилась. Имела место многотипность школ, что обусловливалось историческим прошлым, эко-номическими и культурными особенностями союзных и автономных республик. В стране отсутствовали единые типы школ, единые учебные планы и программы, не было единства в планировании и организации учебных заня-тий. Даже продолжительность учебного года была раз-личной: на Украине она некоторое время составляла 181 день, в Белоруссии -- 158, а в Киргизии -- лишь 143 дня Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 18.. Только в 1930 г. второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованию высказалось за создание еди-ной системы народного образования. Рекомендации этого совещания были реализованы в постановлениях партии и правительства о школе, принятых в последующие годы.
Главным научно-исследовательским центром советской педагогики и школы являлся НИИ методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, а научно-педагогической, учебной и курсовой базой -- Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Важную роль играли и Высшие педагогические курсы при 2-м Московском госу-дарственном университете. В состав научно-методических учреждений Наркомпроса РСФСР входили первая опыт-ная станция по народному образованию в Калужской губернии, вторая (Шатурская) -- в Московской губернии и третья (Гагинская) -- в Рязанской губернии, а также несколько десятков опытно-показательных учебно-вос-питательных учреждений в РСФСР, Украинской, Бело-русской и других республиках.
Фундамент советской педаго-гики и образования закладывали такие деятели государства, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов. Важный вклад в педагогико-образовательную науку внесли П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, А. Г. Калашников, М. М. Пистрак и дру-гие.
С первых лет Советской власти учительство и учащие-ся учебных заведений стали объединяться в свои профес-сиональные союзы, первыми из которых были союз учи-телей-интернационалистов, союз коммунистов-учащихся и союз работников просвещения и социалистической культуры. В речи на первом съезде учителей-интернациона-листов в 1918 г. В. И. Ленин, говоря о стержневых направ-лениях работы учительства, произнес следующие слова, ставшие девизом советских педагогов: «Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учи-тельство должно слиться со всей борющейся массой тру-дящихся. Задача новой педагогики -- связать учитель-скую деятельность с задачей социалистической органи-зации общества» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 61.. С 1922 по 1934 г. существовал единый профсоюз работников просвещения, который объединял учителей и воспитателей школы, детских садов, детских домов, преподавателей вузов, сотрудников учреждений науки и политпросветработников.
Коммунистическая партия, придавая огромное значе-ние роли учительской интеллигенции в социалистическом строительстве, приняла ряд мер по вовлечению в свои ряды лучшей части педагогических кадров. В 1924 г. вышли постановления ЦК РКП (б) «О работе среди сель-ского учительства» и «О приеме в партию сельских учи-телей». В соответствии с рекомендациями Центрального Комитета партии в январе 1925 г. был проведен первый Всесоюзный съезд учителей. В эти годы многое удалось сделать для повышения авторитета и престижа педагоги-ческой профессии, улучшения материального и культурно-бытового обслуживания учителей. Так, в 1918 г. СНК принял постановления «О прибавках народным учителям» и «О нормах оплаты учительского труда». В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О пенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и других работников просвещения в деревне», а в 1929 г.-- постановление «О пенсионном обеспечении ра-ботников просвещения за выслугу лет». Сельские учителя получили ряд льгот и преимуществ.
Органы народного образования и педагогические кол-лективы школ под руководством партийных комитетов и местных Советов, при активном участии профсоюзных, комсомольских и других массовых организаций активно участвовали в общенародном движении за ликвидацию неграмотности взрослого населения. Повсеместно работа-ли пункты ликбеза, кружки, школы и курсы грамоты, проводились культпоходы, недели и месячники по ликви-дации неграмотности, издавались буквари и учебно-на-глядные пособия Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 21.. В стране ряд лет функционировали Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и местные чрезвычайные комиссии, общество «Долой неграмотность», возглавлявшееся М. И. Калини-ным.
К вопросу всеобщего обучения детей привлекалось внимание центральных и местных советских органов. Один за другим выносятся постановления цен-тральных органов республик о подготовке к введению всеобщего обучения, намечаются планы его введения. В 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР признал необходимым приступить к разработке плана введения всеобщего обучения.
В центральных и местных органах народного образо-вания шли подготовительные работы по введению обяза-тельного начального обучения всех детей.
В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было вынесено постановление о сети учреждений Наркомпроса РСФСР. Совет Народных Комиссаров предложил организовать при Наркомпросе РСФСР и губернских (областных) отделах народного образования сетевые комиссии по всеобщему обучению из представителей Народного комиссариата просвещения, Народного комис-сариата финансов, Рабоче-крестьянской инспекции и Центрального статистического управления. Постановле-нием были установлены и закреплены сеть и контин-генту просветительных учреждений.
В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. даны подробные директивы о сроках введения всеобщего обязательного начального обучения, о сети школ, предельном радиусе района, обслуживаемого од-ной школой, и др.
Предельным сроком введения всеобщего обязатель-ного обучения на территории РСФСР ВЦИК и СНК уста-новили 1933/34 учебный год.
XV съезд партии в «Директивах по составлению пя-тилетнего плана народного хозяйства» указывал, что пятилетний план в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительно-го повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур народностей СССР и увязать план культурного строительства с ин-дустриализацией страны, как неотъемлемую часть обще-го плана социалистического строительства СССР. В ос-нову плана культурного строительства съезд предложил положить те задачи народного образования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящих-ся -- всеобщее обучение, ликвидацию неграмотности, массовое профтехническое образование, а также задачи подготовки квалифицированных специалистов и научных работников Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 17.. В резолюции «О работе в деревне» съезд предложил местным партийным организациям «принять меры по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательного первоначального обучения, всемерно под-держивая в этом деле инициативу населения и местных советов».
На основе успешного развития народного хозяйства развертывалась сеть школ всеобщего обучения, увеличи-валось количество средних школ, рос контингент учащихся. Однако рост сети школ народного образова-ния отставал от бурного развития народного хозяйства, что явилось тормозом в деле дальнейшего строительства всеобуча.
В июне 1930 г. XVI съезд партии, отметив, что страна имеет все необходимое для организации всеобщего пер-воначального обучения, указал, что переход к обяза-тельному первоначальному обучению и ликвидация не-грамотности сейчас являются главной задачей Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. Стр. 19..
В резолюции по отчету ЦК ВКП (б) было сказано:
«XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблем реконструктивного периода -- про-блему культурной революции. Однако темпы разверты-вания культурного строительства в стране еще совершен-но недостаточны. Съезд обращает внимание на необхо-димость их усиления. Проведение всеобщего обязатель-ного первоначального обучения и ликвидации неграмот-ности должно стать боевой задачей партии в ближайший период».
На основании решений XVI съезда партии Централь-ный Комитет ВКП (б) летом 1930 г. (25 июля) вынес развернутое постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это постановление является исто-рической датой в деле введения всеобщего обуче-ния в СССР Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 21..
14 августа 1930 г. ЦИК и СНК СССР также вынесли постановление о всеобщем начальном обучении.
Постановление ЦК ВКП (б) и постановление ЦИК и СНК СССР дают развернутую программу организации введения повсеместного всеобщего начального обучения семилетнего в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.
В 1930 г. Центральный Комитет принял постановле-ние о шефстве комсомола над осуществлением всеобщего обучения. Тогда же 20 тыс. комсомольцев было мобили-зовано на педагогическую работу. XI съезд ВЛКСМ считал первейшей обязанностью комсомола помогать партии и советскому правительству в осуществлении за-кона о всеобщем обязательном обучении детей, прини-мать самое активное участие в оказании всемерной помо-щи органам народного образования в проведении учета детей, подлежащих обучению, в расширении школ и интернатов, добиваться, чтобы ни один ученик не покинул школу, чтобы не было детей школьного возраста вне школы Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 73.. Ленинский комсомол проделал исключительно большую работу в помощь партии и правительству по осуществлению всеобщего обучения, вовлечению в шко-лу детей, по строительству школьных зданий и их обору-дованию. При разрешении столь грандиозных задач, которые стояли перед органами народного образования по осуществлению десятилетнего обучения, помощь ком-сомольских организаций была еще более действенной, более организованной. Особенно необходимо было их участие в работе по планированию школьной сети, вовлечению детей в школу, участие в организации соцсоревнования по строительству школьных зданий, их ремонту и мате-риальному обеспечению.
Было разрешено союзным и автономным республикам и краевым (областным) исполкомам, а также райиспол-комам вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплош-ной коллективизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6