Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях

ь оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, матери-алами, музыкальными инструментами;

ь приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприя-тий, суждений;

ь создать условия для активной деятельности детей;

ь учет индивидуальных способностей детей к твор-честву;

Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изо-бразительного, музыкального искусства, через литера-туру и народное творчество и т. д.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагоги-ки: активностью и интересом, сознательностью, нагляд-ностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.

Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.

Весьма внимательного и осторожного подхода тре-бует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он восприни-мает на веру, полагается на авторитет взрослых, обла-дает большой внушаемостью и стремлением подра-жать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выра-боткой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.

Важное значение в работе с детьми имеет прин-цип наглядности, вытекающий из особенностей дет-ского восприятия и мышления. Великий русский педа-гог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреж-дений: в организации режима, проведении специаль-ных занятий и т. д.

Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рас-сматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.

Коллектив -- это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

Коллективизм -- Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества,, принадлежности к коллективу, долга пе-ред ним, умении при необходимости подчинять личные интере-сы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. Социалистический коллек-тивизм носит высокоидейный и гуманистический характер, пред-полагает всестороннее развитие личности каждого члена кол-лектива.

Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достиже-ние общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее разви-ваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влия-ние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллекти-ва. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это ук-репляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив -- условие формирования общественной направленности личности.

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, сле-довательно, только в коллективе возможна личная свобода»',-- так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.

Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «...лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться»2. Одной из важнейших задач ком-мунистического воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вы-растет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу»3. Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие пере-живания детей.

A. С. Макаренко также придавал большое значение коллек-тиву как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспи-тание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Созда-ние коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством вос-питания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной "жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качест-вами эта личность ни обладала»4,--писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. Отсюда вытекала его теория параллельного педагогического действия. А. С. Макаренко при-надлежит идея перспективных линий в формировании коллек-тива. «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллек-тивом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым»,--писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие пере-живания, которые скрепляют детский коллектив. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив -- это слож-ное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уро-вень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллек-тив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с то-го, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные бо-гатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, дает другим, что от него берут люди»

Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической дея-тельности учителей и воспитателей.

Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который на-правляет и координирует действия детей, фор-мирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении об-щего результата деятельности, постепенно пре-одолевая неустойчивость связей, слабость ор-ганизационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.

Сложное нравственное качество -- коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений" социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: сим-патии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-ли-бо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

В процессе совместной деятельности появляется умение дого-вориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные прояв-ления у детей развиваются, усложняются, перерастают в кол-лективизм.

Формирование детского коллектива--длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3--6 человек), возникающие в связи с общей деятельно-стью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организа-тором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению неболь-шая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомо-биль, другой возит его, а третий разгружает; 4--5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто- становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игруш-ку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятель-ность, направленная на ее осуществление, необходимость дого-вориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как инте-ресно и весело играть вместе»,-- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объ-единения детей, учитывая их индивидуальные особенности, доби-ваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отра-жалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пас-сивных.

Следующий этап формирования детского коллектива заклю-чается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устой-чивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе де-ти проявляют больше самостоятельности и организаторских уме-ний, растет число участников объединения. Их может быть уже 8--10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности -- игровой, трудовой. Состав объединений становит-ся более устойчивым, так как детей привлекает совместная дея-тельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя-- формировать организаторские умения у всех детей.

Более высокий этап формирования детского коллектива, ха-рактеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотре-нию могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом эта-пе появляется осознание себя как части общего, как члена кол-лектива.

Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Это-му способствует выполнение общего задания с общественно зна-чимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет по-ручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменя-ется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и за-тей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно пре-тендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

Формирование детского коллектива связано с задачей воспи-тания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллек-тива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задержи-ваешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показа-телем сформированное коллектива являются и совместные пе-реживания детей за одного из 'своих товарищей. . Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной -- значит кол-лектив в достаточной степени сформирован.

С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становит-ся членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо -- уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товари-щеские отношения формируются прежде всего в процессе сов-местной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вы-зывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброже-лательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную, окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один -- хорошо рисует, дру-гой -- строит, третий -- дежурит.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.