Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Д.К. Хухлин

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

Москва 2007

Содержание

Введение

Глава I

Психологическая сущность дошкольного возраста

1.1 Психическое развитие в дошкольном возрасте

1.2 Характеристика развития ребёнка в дошкольном возрасте

Глава II

Распределение времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях

2.1 Организация режима дня (суточный режим)

2.2 Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях

2.3 Организация питания детей в детских дошкольных учреждениях

2.4 Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Глава III

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а также воспитание у них нравственных чувств

3.1 Основные задачи воспитания

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

3.3 Игра как средство воспитания дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение

Большую часть населения нашей планеты состав-ляют дети. Великий педагог нашего столетия А. С. Ма-каренко писал: «Воспитание детей -- самая важная область нашей жизни. Наши дети -- это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети -- это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными граждана-ми, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети -- это наша старость. Правильное воспита-ние -- это наша счастливая старость, плохое воспи-тание -- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей стра-ной»

Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Всестороннее воспитание должно начинаться с "самых ран-них лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям -- первому звену в системе народного образования.

Первые семь лет жизни ребенка -- очень важный период, ко-гда закладываются основы здоровья, умственного, нравственно-го, трудового и эстетического развития.

Дошкольный возраст -- время активного познания окружа-ющего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предмета-ми, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется на-глядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэто-му в процессе воспитания широко используются игрушки и игро-вые приемы, пробуждающие активность детского мышления.

Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опи-раться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и ра-достно.

Детям дошкольного возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, взрослые учат малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда.

Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особен-ности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускни-ков средней школы. Каждый период дошкольного детства харак-теризуется свойственными ему особенностями психофизиологиче-ского развития, а каждый ребенок -- индивидуальными особен-ностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю ус-пешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравни-мым по своей сложности и красоте процессом становления чело-веческой личности. Работа воспитателя в детском саду -- воспи-тательно-образовательная, так как решение главной задачи -- воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях -- формирование у ребенка разнообразных, доступ-ных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, раз-вития изобразительной деятельности и т. д.

Каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой лич-ности?

Прежде всего он должен любить детей, ибо воспитание -- длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

Воспитатель постоянно совершенствует свое мастерство, ис-пользуя достижения российской педагогической науки и передовой практики. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удов-летворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир.

Глава I

Психологическая сущность дошкольного возраста.

1.1 Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До-брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким?

Прежде всего -- нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться банальностью. Все родители любят своих детей. Но так ли это? Когда де-ти нас радуют, мы, конечно, не скупимся на выражение своей любви. Но бывает и так, что они нас огорчают или просто мешают нашим взрослым делам. «Как он (а) мне надоел (а): орет и орет», -- в раздражительности заявля-ет невыспавшаяся мама трехмесячного младенца. «Выйди из комнаты, когда взрослые разговаривают», -- с созна-нием собственной правоты произносит отец, обращаясь к трехлетнему карапузу. А как эти слова могут быть вос-приняты малышом? «Если меня прогоняют, значит, не лю-бят!», -- может сделать вывод ребенок. А ведь он должен чувствовать родительскую любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают недовольны его поведением. В данной ситуации отец, разговаривающий с другом, должен был уделить ребенку несколько минут на выяснение того, за-чем мальчик пришел, и потом сказать: «Саша (Петя), пойди, пожалуйста, к маме (пойди поиграй), а мы пока поговорим, а потом мы с тобой пойдем гулять (читать) и т. д.». Для того чтобы добиться соблюдения правил пове-дения (в данном случае -- не мешать взрослым), нужно терпение и время, а не категорические заявления, которые чаще всего вызывают нежелательные последствия: упрям-ство, замкнутость, отчужденность.

Педагоги и психологи утверждают, что дети, вырос-шие в обстановке постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности, раскрываются лучшими своими качествами. Те же, кто лишен живой родительской любви или недополучил ее, склонны вести себя иначе: они замкнуты, угрюмы, порой даже озлоблены.

Родители должны создавать чувство уверенности в том, что малыш защищен, что о нем заботятся, его любят. Это важно буквально в первые же месяцы жизни. Физи-ческий уход (перепеленать, накормить, помыть, сделать зарядку) -- только половина дела, которое по-своему вы-полняют и животные по отношению к детенышам. Но если родители хотят вырастить человеческую личность, они должны максимально использовать возможности обще-ния: сделать эти минуты радостными для обеих сторон. У взрослых много забот, помимо ребенка, но заботы важ-нее, чем «сотворение» человека, у них нет. Мы не всегда можем контролировать свое настроение, но с точки зрения малышей недовольство взрослых вызвано ими. Очень ра-но дети начинают чувствовать это и, не понимая, чем они заслужили «немилость», либо капризничают, либо, в худ-шем случае, начинают считать себя ненужными, нелюби-мыми.

У многих молодых родителей сложилось убеждение от-носительно того, как нужно реагировать на крик ново-рожденного, затем -- на капризы малыша. «Покричит, покричит и перестанет», -- говорят родители, ссылаясь на «авторитеты».

Конечно, трудно давать общие советы. Однако можно с уверенностью утверждать, что неуклонное следование предписаниям типа: не брать ребенка на руки, если он кричит, не потакать ему, не уступать -- может привести к нежелательным последствиям, даже в том случае, когда предписание кажется на первый взгляд верным. Покри-чал, выкричался -- стал тихим; капризничала, ничего не добилась -- перестала. (Почему кричал? Капризничала или действительно в чем-нибудь нуждалась?) Не уди-вляйтесь тому, какими становятся дети. Вы ждете от них сочувствия и не получаете, хотите узнать, что с ними про-исходит, а дети молчат.

Об этом следует помнить, не забывая, однако, правила «золотой середины»; не нужно потакать ребенку, но нель-зя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требова-тельности.

Крайности в воспитании губительны для формирова-ния черт личности. Те родители, которые заласкивают, из-неживают своего ребенка, не давая ему проявить минимальное усилие, должны ясно представлять себе, к чему это приводит: к эгоизму, самонадеянности, самолюбова-нию, инфантилизму и т. д. Ребенок, выросший в обстанов-ке предписаний, повышенной требовательности, тоже по-лучит свою -долю «искривлений» характера. Суровость приводит к ожесточению. Первоначальный механизм оже-сточения прост и ясен: от ребенка требуют то, чего он вы-полнить просто не может. «Стой, не крутись», -- объ-являет двухлетнему карапузу мама, увлеченная разгово-ром с приятельницей. Постоит он три-пять минут, а мама продолжает беседу, не понимая, что такая кроха не может дольше выдержать бездействия. Поливая цветы, девочка залила подоконник. «Лучше бы вообще не поливала, уби-рай теперь за тобой!» «Проверю, как ты умеешь чи-тать», -- говорит папа пятилетнему сыну и предлагает прочесть газету, оказавшуюся у него под рукой. Сын чи-тает с запинками, смущается. Ему труден и текст, и шрифт, а папа в праведном негодовании заявляет: «Зря я тебя учил!» Результат -- у детей возникает подавлен-ность, сознание своего бессилия, ожесточенность по отно-шению к родителям. Но даже если ожесточенность к близ-ким не возникает, то те унижения и оскорбления, которые приходится выносить дома, станут поводом для дурного поведения в другом месте: детском саду, в коллективе сверстников, затем в школе. Там ребенок начинает дока-зывать свое право никому не подчиняться, более то-го -- свое право самому чинить суд и расправу.

Но так бывает значительно позже... А пока ваш ребе-нок маленький, он доставляет вам много радостных ми-нут. Уже в младенчестве он выделяет вас, своих близких, радуется вам по-особенному, протягивает навстречу вам ручки, выражая свою искреннюю расположенность, сим-патию, любовь. Идет время, и чувства эти становятся бо-лее человеческими -- глубокими и сложными. С близкими людьми связано чувство защищенности, основанное на разнообразных жизненных ситуациях. Малыш ушиб-ся -- вы его утешили, потянулся за игрушкой -- помогли ему, поиграли, поговорили, покормили, помыли, погуляли, приласкали и т. д. Вы, как говорится, оправдали его дове-рие. Поэтому именно ваша оценка поведения малыша ста-новится для него столь важной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.