Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях

С дошкольного возраста надо формировать правиль-ные взаимоотношения между мальчиком и девочкой. Нельзя говорить плачущему мальчику, что он «плакса, как девчонка», а озорной девочке, что она «мальчиш-ка-разбойник»,-- это воспитывает привычку видеть у детей противоположного пола в первую очередь не-достатки, а не достоинства, что ложится в основу неправильных взаимоотношений между мальчиком и девочкой, а в дальнейшем между юношей и девушкой. Если девочку часто обвинять в трусливости, говоря, что мальчики смелые, сильные и никогда не плачут, то у девочки воспитывается отрицательное отношение к своему полу, она пытается походить на мальчика, просит, чтобы ее одевали, как мальчика.

2.3 Организация питания детей в детских дошкольных

учреждениях.

Для нормального роста и развития ребенка необходимо пра-вильно организованное питание. Растущий и быстро развиваю-щийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное пи-тание одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, сни-жению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития.

В зависимости от длительности пребывания ребенка в детском саду установлено трех-четырехразовое питание с промежут-ками между приемами пищи в 3--4 часа 1.

Правильно организованный процесс питания к приему пищи способствует хорошему усвоению пищи и име-ет большое воспитательное значение. Предва-рительно дети убирают игрушки на свои места, моют руки. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать.

Хорошее усвоение пищи зависит не только от ее вкусовых качеств и аппетита ребенка, но и от его общего состояния, на-строения, от организации всей жизни детей в детском саду. Пе-ред приемом пищи в группе должна быть создана спокойная об-становка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них было хорошее настроение.

Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы дли-тельные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Особенно осторожным нужно быть по отношению к лег-ко возбудимым, нервным детям, не перегружать их впечатле-ниями.

Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, не-обходимые замечания во время еды делает тихо, в доброжела-тельной форме.

Важным моментом в правильной организации питания явля-ется хорошая сервировка стола. Опыт показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой скатертью; поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребы-вания ребят в детском саду приучать их есть на белой скатерти, что будет способствовать воспитанию аккуратности. Детям старших групп лучше есть на индивидуальных хлопчатобумажных салфетках. Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложка-ми. Если на третье дается компот, кисель, то их следует пода-вать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты -- на блюдцах. В группу пищу лучше приносить в фаянсовой посуде с крышками.

Не следует усложнять сервировку стола, используя мелкие тарелки как подставки под глубокие. На столах не должно быть ничего лишнего, что мешало бы брать хлеб, салфетки, ставить тарелки. К приему пищи столы накрываются заранее, и в подго-товке их принимают участие дежурные дети. Обязанности дежур-ных зависят от их возраста.

Накануне няня узнает меню, готовит соответствующую посу-ду и ставит ее на подсобный стол.

Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нуж-но, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садят-ся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.

Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но ко-роткие промежутки неизбежны. Детям, сидящим за одним сто-лом, разрешается в это время негромко поговорить, обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок. Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть. Следует приучать малышей к чистоте. После еды дети ставят свою посуду на середину. стола, а дежур-ные убирают ее. Поблагодарив взрослых, малыши, по мере того как заканчивают еду, идут играть; дети старших групп дожида-ются товарищей по столу. Во время приема пищи воспитатель следит за тем, что бы дети съедали положенную им порцию приучает, есть культурно.

Детей младших групп нужно приучать брать понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. В первые дни можно позволить детям держать ложку и вилку, как им удобно. Необходимо помогать детям доедать порцию, так как у малень-ких детей быстро устает рука. В этом воспитателю помогает няня. Когда дети научатся есть без помощи взрослых, педагог показывает, как нужно правильно держать ложку и вилку: лож-ку держат между тремя пальцами, едят с боковой ее части; вилку удобнее держать между средним и большим пальцами, придер-живая сверху указательным, тогда она сохраняет наклонное, более устойчивое положение; если вилкой берут гарнир, она по-вернута вогнутой частью вверх и ею действуют как ложкой.

Хлеб подается нарезанным тонкими кусочками (20--25 г). Детей приучают брать его из хлебницы, дотрагиваясь только до одного куска. Следует приучать малышей съедать гущу первого блюда вме-сте с жидкостью; котлеты, рыбу, отварные овощи, а также мака-роны или вермишель рекомендуется разделить на небольшие части. Огурцы, помидоры подаются нарезанными, фрукты (апель-сины, мандарины) -- очищенными. Крутые яйца желательно за-ранее разрезать и подавать на хлебе в виде бутербродов, а яйца всмятку давать в чашечке.

В средней и старшей группах навыки культурной еды совер-шенствуются. Дети должны уметь правильно пользоваться сто-ловыми приборами, есть самостоятельно, аккуратно. Во время еды они должны слегка наклоняться над тарелкой, жевать бес-шумно с закрытым ртом. Пользоваться носовым платком следу-ет по возможности перед едой.

Дети постарше едят котлеты, рыбу, отварные овощи, отделяя ребром вилки небольшие кусочки; сами нарезают помидоры, огурцы, самостоятельно очищают крутые яйца и фрукты. Яйца всмятку им лучше подавать в специальных подставках.

При правильно организованном питании дети едят охотно, с удовольствием, не теряют аппе-тита. Если же еда связана с неприятными пе-реживаниями (например, при принудительном кормлении), то у ребенка может возникнуть отвращение к пище, и вместо радостного ожидания завтрака или обеда нередко образуется оборонительная реакция: малыш отво-рачивается от еды, отталкивает ее руками, плачет. Иногда у де-тей можно найти за щекой сухой комок пищи через много часов после еды и даже на следующий день. Раз возникшее отрица-тельное чувство к пище может закрепиться.

Во время еды дети иногда просят воды, чтобы запить пищу. Эту просьбу нужно удовлетворять, так как разжижение облегча-ет проглатывание пищи.

Встречаются дети с плохим аппетитом. Прежде всего нужно установить причину этого, чтобы найти соответствующий подход к ребенку. Ухудшение аппетита может быть связано с состоянием здоровья. Такие дети требуют особого внимания со стороны взрос-лых. Нужно посоветоваться и с врачом, который в случае необ-ходимости назначит лечение. Есть дети, которые не едят какой-либо пищи из-за невосприимчивости к ней организма." В этом случае надо, в порядке исключения, подобрать для них подхо-дящее меню. Иногда малыши отказываются от незнакомых куша-ний, так как не приучены к ним в семье. Следует постепенно при-учать ребенка к новым блюдам. Дети, перенесшие какие-либо заболевания, физически ослабленные, могут есть медленно. К ним нужно относиться внимательно, не торопить. Нормальный темп еды восстанавливается по мере укрепления здоровья.

С детьми избалованными, которых дома уговаривают есть, прибегая к разным способам поощрения, следует быть неукосни-тельно требовательным. Их поведение во время еды сравнитель-но быстро исправляется.

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание малышей на недостаточности их аппетита, говорить о.б этом в их присутствии, Не следует упрашивать, задабривать.и уговаривать есть. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внуше-нием, примером сверстников. Хорошо зная характер и склонно-сти детей, педагог может найти соответствующий подход к каж-дому ребенку: одного посадит между ребятишками, обладаю-щими хорошим аппетитом, другому предложит попробовать салат или лук, выращенный в детском саду.

Большую роль в формировании положительного отношения к еде играет правильно построенный режим дня. Достаточное пребывание на воздухе, подвижные игры, процедуры по закали-ванию, нормальный сон способствуют повышению аппетита. Име-ет значение и красивое оформление пищи, особенно зеленью, которую можно выращивать и зимой.

Воспитатель проводит систематическую работу с родителями по вопросам детского питания. На собраниях .им рассказывают о значении правильного питания для здоровья и физического раз-вития детей. В родительских уголках организуются выставки, освещающие вопросы питания, правильность составления меню, приготовления пищи.

Нужно ежедневно знакомить родителей с меню детского сада и вывешивать рекомендуемый выбор блюд для ужина. Важно убедить родителей в том, что завтрак, который они дают детям дома, нарушает режим питания на целый день, а сладости, съе-денные перед едой, снижают аппетит.

2.4 Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступ-ным средством закаливания детского организ-ма. Она способствует повышению его выносливости и устойчи-вости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усили-вают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают ап-петит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, стано-вятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, под-мечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них инте-рес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об ок-ружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значе-ние: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике -- сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бе-режное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяе-мость и изменчивость, ритм и динамика --все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.