Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях

От ребенка первых трех лет жизни нельзя ждать пра-вильного (с нашей, взрослой точки зрения) выбора мотивов поведения. Известно, что детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность, они на-ходятся «в плену» своих желаний и чувств. Поэтому роди-телям нужно стараться пробудить и разбудить в детях та-кие чувства, которые помогут им учитывать интересы дру-гих людей, сверстников, выполнять требования взрослых: сочувствие, доброту, взаимную симпатию.

В раннем возрасте дети легко «заражаются» чувства-ми других, особенно близких. Мама раздражена -- ма-лыш капризничает; родители поссорились -- ребенок ни-как не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много го-стей -- опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые де-ти улавливают, «впитывают», а затем и выражают осо-бенностями своего поведения, переходящими в устойчи-вые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстанов-ке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивления домашних. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опоздали. Увидев ма-мино расстроенное лицо, дочка двух с половиной лет по-бежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушеч-ных зверей (мишку, собаку, зайца), рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «го-сти» (звери), и сказала: «Мама, смотли, гости плишли».

Разумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального про-явления этих чувств по отношению к нему или не наблю-дает их в семье. Особенности вашего поведения, а не ва-ши слова формируют личность маленького человека.

1.2. Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста-новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож-нее и многообразнее становятся взаимоотношения со взрослыми и детьми. В дошкольный период у детей происходят изменения в пропорциях тела, увеличива-ются соответственно возрасту длина и масса тела: если к 4 годам масса тела составляет 15,5--16 кг, а длина -- 100 см, то к 7 годам средняя масса тела -- 22,5--23 кг, а длина -- 119 см.

Физическое развитие. В дошкольном возрасте про-должают совершенствоваться движения, развивается естественная двигательная активность детей. Так, в работах Д. М. Шептицкого определены суточные объе-мы ходьбы и бега у детей 5--7 лет, Для мальчиков они к 5 годам оказались равными 7,1 км, а в воз-расте 6--7 лет -- 9 км. У девочек выявлены более низ-кие показатели -- соответственно 6,4 и 7,7 км. Обнару-жены и сезонные различия: весной и летом дети дви-гаются больше, чем зимой и осенью. Замечено, что двигательная активность детей в семье и детском уч-реждении почти одинакова, но качество движений в семье по достижении 3-летнего возраста несколько снижается. За период от 3 до 7 лет развивается и ук-репляется весь организм ребенка.

К 4 годам дети хорошо ходят и бегают, движения рук свободные, они умеют координировать работу рук и ног, при ходьбе не шаркают ногами. Они могут энер-гично отталкивать мяч при катании или ловить, не прижимая его к груди, а также бросать мяч двумя руками. У детей достаточно хорошо развито чувство равновесия, они прыгают, мягко опускаясь на полу-согнутые ноги, а при подскоках на месте отрывают обе ноги от пола. Многие движения дети выполняют совместно в общем для всех темпе или сдерживают движение по сигналу. Четырехлетние дети очень любят лазание, прыжки, с удовольствием пролезают в обруч, влезают на заборчик, гимнастическую стенку высотой до 1,5 м и спускаются с них, прыгают в длину с места на расстояние 10--15 см.

К 5 годам у детей продолжает вырабатываться правильная осанка: во время ходьбы и бега они не опускают голову, спину держат прямо, движения ног и рук достаточно хорошо координированы. Дети уже могут не только ходить, но и бегать по кругу, взявшись за руки, двигаются на носках или, подпрыгивая на двух ногах, двигаются вперед на 1,5--2 м. Они без-боязненно спрыгивают с высоты 15--20 см. К 6 годам движения детей становятся все более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при метании энергично замахиваются и бросают предметы. Они умеют уже ловить мяч одной рукой, ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

К 7 годам основные движения у детей настолько совершенствуются, что они могут быстро перестраи-ваться во время движения и на месте, равняться в ко-лонне, шеренге, круге, а также выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. В этом возрасте дети любят кататься на санках, самостоятельно скользят на ногах по ледяным дорожкам, достаточно быстро ходят на лыжах, поднимаясь и опускаясь с невысокой горки. Многие Из детей не только скользят на коньках, но и занимаются фигурным катанием. Летом 6--7-лет-ние дети без помощи взрослого катаются на педальных автомобилях, самокатах и даже на двухколесных вело-сипедах. Большая радость для дошкольников -- по-играть и поплескаться в мелком ручейке, реке или бассейне. Многие дети пытаются плавать без поддер-жки. В этом возрасте дошкольники играют в городки, бадминтон, настольный теннис.

В дошкольные годы интенсивно развиваются и тон-кие движения пальцев рук. В 3--4-летнем возрасте дети любят заниматься строительным материалом, играть песком, снегом, водой, самостоятельно приводят в движение забавные игрушки (хфдячий ослик, клюю-щие куры, «Дюймовочка» и др.), овладевают элемен-тарными способами рисования, лепки, наклеивания аппликаций. К 5 годам постройки детей отличаются более тщательным выполнением и интересным замыс-лом. Дети любят заниматься с природным материалом (береста, желуди, шишки и др.), соединяя их затем в оригинальные поделки. К 6 годам движения пальцев уже настолько развиты, что ребенок может самостоя-тельно ножницами вырезать из бумаги различные формы -- прямоугольные, овальные, круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, сво-бодно рисовать карандашами и красками. К 7 годам дети достаточно хорошо овладевают умениями рабо-тать с бумагой, картоном, тканью, деревом: умеют склеивать, делать игрушки, пособия, вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицу, пользоваться молотком и пилой. В дошкольном возрасте многие дети начинают обучаться игре на музыкальных инструментах.

Дети любят подвижные игры и различные физиче-ские упражнения, стараются подражать взрослым и старшим детям. Дошкольники знают многие виды спорта, фамилии знаменитых спортсменов. Однако, увлекаясь подражанием, они еще не умеют правильно дозировать свои силы, нервная система их достаточно возбудима, а желания не всегда соответствуют воз-можностям.

Умственное развитие. В дошкольном возрасте фор-мируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, расширяет-ся кругозор, повышается культура восприятия, раз-вивается любознательность. К 4 годам дети овладе-вают умением сопоставлять предметы по длине, высоте и ширине. У них развиваются элементарные матема-тические представления: они называют предметы, ко-торых в комнате много или, наоборот, мало, учатся считать до 5; различают величину -- выше, ниже, толще, тоньше; отличают круг от квадрата или тре-угольника; ориентируются в пространстве, пользуются понятием о времени (утро, вечер, день и ночь), раз-личают времена года. Наблюдая природу, дети задают вопросы. Осенью в период листопада их волнует, боль-но ли листикам, когда их сжигают. Видя цветы на залитой солнцем клумбе, интересуются: «А почему но готки (цветы) желтенькие, они загорали, да?» Рас-сматривая что-то в траве, малыш выясняет: «А где у кузнечика стрекоталочка?» Происходит дальнейшее развитие речи, ребенок постепенно переходит от отры-вочных высказываний к более полным пересказам и рассказам, часто задает вопросы: почему? отчего? зачем?, улучшается произношение. Интересный пример приводит А. А. Люблинская -- перечень вопросов, ко-торые задал один четырехлетний мальчик за 3--4 ч в течение одного дня:

· Почему деревья шумят?

· Почему здесь грязь?

· Почему здесь тепленько?

· Куда упал камень? Почему?

· Почему раковина потонула?

· Почему капли на стекле высохли? Куда они делись?

· Почему ветер дует? Откуда он дует?

· Куда течет вода в реке? Почему она не стоит на месте?

· Почему бабочки летают? Почему у них такие крылышки?
Где их сделали?

· Откуда идет дождь? Как он залез в тучи? Почему он там
живет?

· Зачем доктор выстукивает больного?

· Откуда взялись звезды?

· Что такое солнце? Отчего оно светит? Почему оно загоре-лось и когда потухнет? Что тогда?

· Откуда я родился? А ты, мама, откуда? А откуда взялась
самая первая мама?

· Почему птицы летают? Кто их научил летать?

· Почему летом идет дождь? А где сейчас снег прячется?

· Кто сильнее -- слон или лев?

· Может ли миллион миллионов ласточек поднять слона?

· Зачем рыбка так рот открывает?

· Зачем у тети Лизы трое детей, а у нас только один? Как
она их сделала, всех сразу?

Отличительными особенностями подобных вопросов являются их крайняя разбросанность, беспорядочность и разнообразие.

К 5 годам дети не только считают до 5, но и умеют сравнивать («три конфетки -- это больше, чем две») и складывать. Определяя размер путем сравнения, ребенок говорит: «Рыба в аквариуме вон какая боль-шущая, а эта -- поменьше, а малек-то совсем малю-пусенький». Несмотря на то что дети в этом возрасте любят фантазировать, все же часто они понимают взрослого буквально, не улавливая в словах его об-разное выражение. Вот такие примеры приводит пси-холог М. М. Кольцова.

«Сережа гоняет на даче по двору кур. Мама вышла из дома и сделала ему замечание: «Чтобы я больше не видела этого! Не огорчай меня!» Мальчик обещал, и мама ушла в дом, но через несколько минут раздалось отчаянное кудахтанье кур и веселые крики Сережи. Когда рассерженная мама вновь остановила Се-режу, сын с недоумением спросил: «А разве тебе было видно?» Он понял слова матери буквально, а не как запрещение. Порой дети вкладывают в свое слово совершенно неожиданное содержа-ние. Игорек 4 '/г лет ел кашу и закашлялся, рисинки разлетелись по столу. Показывая на них, мальчик закричал: «Смотри, мама, я весь стол осыпал насмешками!» Недавно Игорю прочитали сказ-ку «Гадкий утенок», где говорится, что все птицы осыпали утенка насмешками, и он представил себе насмешки как что-то мелкое, твердое, чем можно осыпать»

Питерские психологи А. А. Люблинская и Ф. С. Розенфельд отмечают, что 5-летние дети ус-пешно составляют из картинок группы предметов -- фрукты, мебель, одежду. Иногда они при этом делают ошибки, объединяя, например, в одну группу рыбу, лейку, лодку, объясняя при этом: «Им всем нужна вода». Или складывают вместе картинки, где нарисо-ваны грабли, карандаш, линейка, так как «они длин-ные». Но как только дети узнают обобщающие слова «транспорт», «садовые» или «канцелярские» принад-лежности и т. д., эти ошибки сразу устраняются. Еще трудны для детей понятия абстрактного характера, и они конкретизируют их иногда очень забавно: «Нуж-но руки мыть мылом -- оно щиплет глаза микробам и они убегают».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.