Рефераты. Воспитание контроля и самоконтроля в процессе формирования письма у детей с задержкой психического развития

Графическая схема и фишки являются средством фиксации каждой выделенной фонемы и контроля за правильностью полученного результата. Так, если ребенок заполнил не все клетки, значит, он выделил не все фонемы. Далее последовательное выделение звуков в слове происходит без готовой схемы. Дети сами выкладывают эти схемы без фишек, вычеркивают карандашом. Учащиеся записывают слова без букв. Затем дети анализируют звуковой состав слова только на основе проговаривания вслух. Действие звукового анализа считается сформированным, если ребенок самостоятельно выделяет на слух из слова входящие в него звуки и определяет их последовательность.

По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова предлагаем заменить фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими печатными буквами (а, о, у, ы, и). Так как на практике дети чаще пропускают именно их в словах, т.е. предупреждаем ошибки и подготавливаем к обучению чтению, так как они приобретают навык ориентироваться на гласную. Помочь "увидеть" этот звук, определить его место в слове помогает звуковая линейка, а так же разрезная азбука.

Первоначально формирование фонематического анализа рекомендуется на материале закрытых слогов, т.к. закрытые слоги (-ак, -ам, -ас) менее сливаются в произношении, чем открытые (ка, - ма, - са), поэтому они легче расчленяются на составляющие их звуки. Затем на материале открытых слогов, слов и предложений.

Алгоритм фонематического анализа предложения:

определение количества и последовательности слов в предложении, называние слов по порядку и вразбивку;

выделение и называние слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении;

деление слов на слоги, выделение и называние ударного слога и слогов с изучаемым звуком;

анализ состава слогов с отрабатываемым звуком, определение количества и последовательности звуков в слове;

выделение изучаемого звука из состава слога;

соотнесение выделенного звука с артикуляцией и соответствующей буквой.

Учащиеся постепенно научатся самостоятельно составлять схему, проверяют по ней качество работы по ходу ее выполнения, формируя навыки самоконтроля.

Целесообразно предлагать детям доказывать в развернутой и последовательной форме правильность выполненных ими действий. Следует добиваться того, чтобы учащиеся умели находить ошибки на только в своих работах, но и в работах своих товарищей. На уроках нужно отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражнять детей в письме по следующей схеме:

- сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;

разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;

сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке записи.

Во всех видах письменных работ (письмо по схеме, диктант, списывание, письмо по картине), благодаря такой методике, идет поэтапное формирование действий контроля.

Наряду с дисграфическими ошибками в письменных работах детей с ЗПР много дизорфографических ошибок. Дети наизусть знают правила, а применять их не умеют. По предупреждению дизорфографий должна быть организована специальная работа.

В этой работе можно выделить три этапа:

1. Подготовительная работа по развитию орфографической зоркости, нахождение "ошибкоопасных" мест.

2. Нахождение орфограмм в предложенных заданиях.

3. Применение правил.

Для развития орфографической зоркости дети читают специально подобранные тексты и выделяют слова, написание которых не соответствует произношению: подчеркнуть безударные гласные, выписать слова, в написании которых надо сомневаться, найти "сомнительные" гласные. При выполнении таких заданий вырабатывается систематическая потребность в контроле и идет его поэтапное формирование. Учащиеся оказываются подготовленными к осмыслению орфографического правила. Они осознанно начинают обращаться к правилам, чтобы определить, какую букву надо вставить.

Для более полного, эффективного и успешного изучения правил орфографии, их представляют в виде алгоритма. Желательно, чтобы дети сами участвовали в процессе его составления.

Ниже приводится образец действия при выполнении задания для алгоритма:

"Правописание гласных ы, и после ц"

Определить в какой части слова находится гласный (в суффиксе, окончании) (в корне) а также в словах на ция написать ы написать и

Алгоритм

"Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне"

Выделить корень в слове

v

Подобрать родственное слово (форму слова), где бы согласный находился перед гласным или буквами в, л, м, н, р

v v

Можно подобрать Нельзя подобрать

v v

Написать согласный Обратиться к словарю который слышится

Письмо с опорой на правило требует ряд мыслительных операций, навык грамотного письма, может образован только на основе сознательной деятельности. В результате многочисленных упражнений мыслительные операции убыстряются, умения автоматизируются, превращаются в навык. Но большое значение для воспитания орфографической грамотности имеет достаточно устойчивый навык самоконтроля. А это требует от учащихся следующих умений:

видеть орфографическую трудность в слове;

соотносить зрительную орфограмму с правилом;

быстро производить нужные мыслительные операции;

проговаривать по слогам;

читать после записи.

Проговаривание вслух умственно производимых действий, дает возможность педагогу контролировать на начальных этапах мыслительные процессы, предупреждать ошибки.

Вся предшествующая работа по развитию у учащихся умения объяснять орфограмму, выделять о осознавать ее в тексте подготовила детей к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма.

Добиться того, чтобы дети стремились понять причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты, можно лишь на интересном для учащихся материале. У детей данной категории "сильные" стороны внимания проявляются при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной, доброжелательной обстановке. Это и потребовало разработать и применять для обучения занимательные виды работ и разнообразные методы и приемы.

Процесс письма включает большое количество операций: каждое предложение разбивается на составляющие его слова, осуществляется сложнейший анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Затем следует моторная операция письма - воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

При написании предложений и текстов под диктовку полезно применять проверку с помощью карандаша, выделяя границы предложения, подчеркиванием начало (большую букву) и обводим точку, конец предложения. Затем каждое слово: выделяем слоги-слияния и звуки вне слияния, причем лучше, если эта проверка осуществляется с последнего слова предложения, тогда ребенок не читает текст автоматически, по памяти. Текст после проверки будет выглядеть так:

Диктант.

Заяц.

Заяц жил на острове среди широкой реки. По ночам он ел кору с осин. Днем зайка прятался в кустах.

Или при записи текста, предложений выделять все "ошибкоопасные" места другим цветом пасты. Тогда предложение будут записаны в таком виде:

Кот.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ Д - Б.

Цели:

Учить различать буквы д - б.

Продолжить развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать зрительно-пространственную координацию и мелкую моторику.

Развивать внимание и формировать контроль.

Воспитывать желание узнать на уроке новое.

Оборудование: профиль изучаемых звуков, алгоритм артикуляции звуков, схема характеристики звука, карточки-связи звуков с буквой, разрезная азбука на каждого ребенка, сигналы для звуко-буквенного анализа, ребусы, изографы, таблицы для развития внимания, конверты с элементами букв, изображения букв из наждачной бумаги, шнурки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Доброе утро, дети

Чем отличаются эти карточки?

Предлагаются две картинки с изображением одинаковых птиц - попугаев, но отличаются большим количеством элементов. Дети называют и садятся. Потом рассматривают те детали, которые остались незамеченными.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну, где живут хитрые буквы б и д.

И если мы справимся со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, то благополучно вернемся домой. А для этого мы должны быть внимательными, активными и дружными.

Прочитайте тему урока

Запишите число и тему урока в тетради.

Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще встречается?

У Бобы были бобы

А у бабы - грибы. (Дети хором отвечают [б].

Назовите слова из стихотворения с этим звуком.

(Дети называют: Боба, были, бобы, у бабы, грибы)

Дождик, дождик не дожди!

Дождик, дождик подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(Аналогичная работа со звуком [д])

Расскажи об артикуляции звуков [б], [д], пользуясь алгоритмом - схемой.

[б] - звонкий согласный, взрывной; преграда - сомкнутые губы (б - губы)

[д] - звонкий согласный, взрывной; преграда - кончик языка упирается в десны верхних резцов (д - десны)

сопоставим артикуляции звуков [б] и [д]

Общее: согласные, звонкие, взрывные

Разное: место преграды: б - губы, д - десны.

Понаблюдаем за особенностями произнесения звуков, за изменением места образования звуков: б - д, б - д (утрированное произнесение звуков несколько раз)

Соотнесение звука с буквой; Сравните буквы б

а) с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел "лечит" деревья, хвост его для опоры направлен вниз - упирается в ствол)

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Буква д вписывается в силуэт дятла (см рис)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.