Рефераты. Воспитание контроля и самоконтроля в процессе формирования письма у детей с задержкой психического развития

необычность, новизна предметов и явлений;

чередование напряжения и расслабления;

эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала;

разнообразие содержания и видов деятельности;

необходимо постоянное управление вниманием.

Любой урок, начиная с определения его целей и задач, организует внимание в нужном направлении. Задачи должны быть сформулированы ясно, четко, без лишних слов. Дети с ЗПР испытывают особые трудности в восприятии задания на слух. Для активизации слухового и зрительного анализаторов, активизации мыслительной деятельности и увеличения объема внимания В.Я. Салахова предлагает ввести игру "Старт".

Дети фиксируют свой взгляд на слове "старт", а затем по команде логопеда перемещают его на несколько клеток в заданном направлении. Вначале логопед помогает указкой, а затем дети выполняют такое "путешествие" самостоятельно, порой исправляя "ошибку" взрослого. В результате задействования эмоциональной сферы дети свободно и за короткий срок освобождаются от нерешительности, учатся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, совершенствуют артикуляционную моторику, в игровой форме усваивают значения предлогов над, под, между, и т.д., но самое главное - учатся внимательно слушать словесную инструкцию и контролировать ответы других детей. Параллельно можно осуществлять работу по формированию связного высказывания.

На других этапах коррекции звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация) для воспитания переключения внимания эта игра применяется с усложнением: при движении по заданному маршруту необходимо остановиться на картинке, название которой или содержит заданный звук, или заданное количество слогов, или отвечает на вопрос кто? или что? и т.д..

Работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков и должна проводиться в определенной последовательности:

Формирование артикуляторных умений. постановка звуков осуществляется на базе подготовительных упражнений, которые подбираются в соответствии с артикуляцией корректируемого звука. Обязательные условия обучения правильной артикуляции являются:

а) показ, называние и рассказ о том, в каком положении находятся органы речи при произношении изучаемого звука;

Сначала по образцу (фотографии), затем дети находят эти органы у себя и запоминают их названия.

б) опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кожный);

в) использование зеркала, благодаря которому ребенок может видеть положение своих органов речи и, сравнив его с положением речевых органов логопеда, контролировать свое произношение.

Воспитание кинестетических представлений.

Цель: научить ребенка наблюдать за положением органов речи, сосредотачивать внимание на основных моментах артикуляции, сравнивать, находить общее и особенное в работе органов речи при произношении разных звуков, ощущать отдельные моменты артикуляции, управлять органами речи и контролировать их работу. Опора на образец артикуляции логопеда.

Формирование кинестетических представлений начинается с ознакомления с названиями органов артикуляции:

губы

зубы (нижние, верхние)

язык (кончик, спинка, корень, боковые края)

Детей следует упражнять в назывании и показывания органов артикуляции на основе словесной инструкции и тактильного ощущения от прикосновения к ним посторонним предметом (зондом). Ребенок показывает на муляже нужный орган артикуляции, на профиле артикуляции, рисунке. После того, как дети научились называть и показывать органы речи, можно познакомить их со способом и местом образования звука. При этом необходимо опираться на все сохранные анализаторы - слуховой, зрительный, осязательный, тактильно-вибрационный, выработать их тесное взаимодействие. Ребенок получает знание приемов контроля, формирует умение контролировать свое произношение и переводит эти умения в навык, так контроль становится привычным для него.

При воспитании правильного звукопроизношения для концентрации внимания В.Я. Салахова предлагает применять таблицы, схемы, алгоритмы. Дети по схеме-алгоритму дают характеристику звука: анализируют его артикуляционный уклад, участие голоса, характер выдыхаемой воздушной струи. Пособие схема содержит небольшое количество деталей, не отвлекает внимание, что особенно важно для детей с ЗПР. Дополнительные комментарии сопровождают анализ звука, облегчают объединение отдельных элементов материала в интегральный образ. По ходу анализа дети следят за его проведением с помощью указки или пальчиком по схеме. Это необходимо для управления вниманием, сосредоточенности на нужном моменте характеристики. Предложенная схема-алгоритм помогает дифференцировать понятия гласный-согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой.

3. Соотнесение артикуляционного образа звука с акустическим. Формирование артикуляции - только одно из условий, необходимых для правильного произнесения звука: "Слушание звука и "видение" правильной артикуляции его - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков". Ребенок должен научиться осуществлять слуховой самоконтроль и оценивать качество звуков собственной речи, отличать нормированное произнесение от ненормированного. Сформировав артикуляцию, следует дать ребенку возможность послушать звучание отрабатываемого звука при изолированном его произнесении, в словах, предложениях, текстах.

Формирование умений и навыков опознавания (узнавания) и различения фонем.

Детей надо учить слышать изучаемый звук изолированно, в слогах, словах. При этом слова следует подбирать таким образом, чтобы корректируемый звук стоял в различных фонетических позициях: в начале, в середине, в конце. Так как дети с ЗПР легко могут услышать звук в начале слова, но с трудом в конце и середине слова, если еще звук стоит в сочетании согласных звуков.

На первом этапе ребенка учат слышать звук в чужой речи (услышать звуки часто встречающиеся в тексте, в ряду звуков, сначала отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам, а затем близким, в слогах, в словах, в текстах).

Выполняя эти упражнения, ребенок постоянно опирается на слуховое восприятие и оральный образ звука, произносимого логопедом. В процессе работы развивается и совершенствуется слуховое внимание, слуховая память, фонематические процессы.

На втором этапе обучения, когда опоры снимаются, ребенок руководствуется своими представлениями о звуке, его артикуляции. Ребенка учат опознавать изучаемый звук в собственной речи (отбор изображения предметов, в названии которых есть изучаемый звук, когда бы этот звук находился в начале, середине, в конце слова, подбор изображений к заданной схеме.)

Соотнесение фонемы с соответствующей буквой. Системно разработанных заданий по изучению самой буквы в литературе нет, хотя в ней имеются упражнения, направленные на соотнесение звука и буквы. В этом случае буква связывается не с изолированно произнесенным звуком, а с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, определяемые положением его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и звука. Кроме того, буква является своеобразной зрительной опорой, которая стимулирует правильное произношение и восприятие звука. Для лучшего усвоения изучаемый звук соотносится с определенным образом буквы (сравните буквы з с очертаниями змеи, б - белки, д - дятла и т.д.) и одновременно анализируются основные моменты артикуляции, обращается внимание на оральный образ звука. Всестороннее изучение каждой буквы особенно важно для детей с нарушениями оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию. Учащиеся с ЗПР медленно запоминают буквы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов и испытывают в дальнейшем большие трудности в соотнесении прочитанного слова с названием предмета.

Для всестороннего изучения буквы В.Я.Салахова разработала карточки, содержащие задания на воспитание графического чувственного и материального образов букв по системе, включающей два вида заданий:

I вид - задания на аналитические действия с соответствующими этапами - приемами:

Узнай среди других букв сколько раз написаны:

печатная буква (применяется разный шрифт);

заглавная;

строчная.

Этапы - приемы: наблюдение (узнавание) буквы, вычленение буквы из группа схожих букв.

С какими буквами похожа?

Чем отличается?

Из каких элементов состоит?

Стихотворение про букву (выучить)

Этапы - приемы: сравнение и нахождение отличий от других схожих букв, соотнесение с чувственным образом.

II вид - задания для закрепления буквы, содержащие комплекс практических действий:

выложи букву из мозаики, шнурков, элементов;

слепи из пластилина;

нарисуй другим цветом

Этапы - приемы: воспроизведение буквы из различного материала, развитие мелкой моторики.

Одновременно с уточнением всех тонкостей, включая и то, что одна буква может обозначать два звука (л - л') или ни одного (ь) переходя от буквы к букве, дети вырабатывают систему изучения новой буквы, осваивают приемы анализа, умения сравнивать с другими буквами (ранее изученными или еще незнакомыми), синтеза, выстраивают самостоятельный рассказ о букве, по этой же карточке и оценивают правильность своих действий, осуществляя работу над связной речью.

Для выработки контроля у детей данной категории необходимо применять многочисленные приемы из методики Ш.А.Амонашвили, например, когда логопед "нечаянно ошибается", Дважды посчитает одну и ту же букву или пропустит ее, или "спутает" с похожей и т.д., а дети поправляют его, доказывая правильность своих ответов.

Это помогает воспитать у детей контроль за действием учителя, товарищей, организовывать взаимопроверку у детей.

Нарушение письма у детей изучается давно, но до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии.

При анализе дисграфических ошибок у детей с ЗПР выяснилось, что наиболее распространенными являются пропуски гласных, согласных и замены букв, которые свидетельствуют о том, что учащиеся данной категории (с ЗПР) не вычленяют все звуковые компоненты слова, последовательность звуков в слове, испытывают трудности звуко-буквенного анализа.

"Узловым образованием", связывающим различные формы речевой деятельности - звукопроизношение, чтение, письмо, является звуковой анализ. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка. Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове. В литературе приводятся данные о том, что к моменту поступления в школу дети с ЗПР осуществляют звуковой анализ значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники. Появление трудностей, связанных с недоразвитием фонематического слуха, при обучении грамоте детей с ЗПР закономерно, т.к. пониженная познавательная активность, " достигая степени самостоятельной аномалии", может привести к отклонению в речевом развитии.

Для усвоения учащимися звукового анализа слова, кроме вербальной помощи логопеда, используется и материализация действия выделенных звуков. Учащийся получает карточку, на которой нарисован предмет и дана схема звукового состава слова - названия этого предмета. Схема состоит из клеток, соответствующих числу звуков слова. Логопед произносит слово, интонационно последовательно выделяя фонему за фонемой. Учащийся фиксирует каждую фонему, помещая одну из полученных фишек в очередную клетку. Получается пространственная модель слова (Репина З.А. 1988 г.) (34).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.