Рефераты. Воспитание чуткости у детей через сказку

Пару мальчиков написали, что мечтают о чёрном «бумере», компьютере и множестве сладостей. Эти желания касаются только их. Они не подумали об окружающих. Но, в принципе, эти дети очень хорошие, просто воспитаны «на телевизоре».

Обобщая полученный материал, с учительницей Натальей Леонидовной приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.

Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы я сделала вывод: воспитательная внеклассная работа просто необходима, так современные дети недостаточно чутки к окружающим. Хоть они и могут посочувствовать, хоть различают добро и зло, всё же работы по развитию этих чувств ещё непочатый край!

Заключение

В процессе написания работы изучалась литература, которая связывала такие понятия как чуткость и сказка. Это дело не из лёгких, так как литературы о сказке, её истории много. О чуткости - меньше. А литературы, где эти понятия соединены очень мало. Это такие книги, как «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского и «Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников» М.А.Никитиной.

Прекрасная книга, на мой взгляд, для педагогов и родителей - это «Путешествие в страну добродетелей», авторами которой являются Линда и Джон Кавелин, Л.К.Попов, Д.Попов. Это пособие для родителей по воспитанию в детях добродетелей. Книгу характеризует новизна подхода и простота изложения, она учит родителей языку истинного общения и даёт им в руки инструменты, необходимые для воспитания в детях самоуважения и духовности.

Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа.

Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной работы со сказкой в воспитании чуткости. С помощью определённых методик исследовался уровень воспитанности чувств детей.

Требуется проводить больше воспитательной работы с детьми, развивая такую добродетель, как чуткость. Необходимо больше беседовать на такие темы в свободные минуты урока.

Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Хотя, конечно, дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Это видно по проведённым методикам, по их результатам. Задача школы - не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребёнка. Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. И это нужно дать послушать детям.

ЛИТЕРАТУРА

1 Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.

2 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.

3 Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.

4 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.

5 Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя//Начальная школа- 1997 - №11 - 52с.

6 Чуковский К.И. От двух до пяти/ К.И.Чуковский -Мн.: Народная асвета, 1984 -318с.

7 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.4/В.Г.Белинский - М.: Просвещение, 1970 - 107с.

8 Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 - 215с.

9 Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.

10 Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 -398с.

11 Бибко Н.С. Сказка приходит на урок//Начальная школа - 1996 - №9 - 60с.

12 Тылиндус Л.В. Узнай сказку//Начальная школа -2003 - №5 -52с.

13 Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Радуга. Книга для чтения 2 класс - Мн.: Народная асвета, 2001 - 130с.

14 Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Радуга. Книга для чтения 3 класс - Мн.: Народная асвета, 2001 - 150с.

15 Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Лихачева Б.Т - М.: Просвещение, 1985 - 315с.

16 Основы эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для Вузов. Под редакцией Ю.Б.Алиева и Г.Н. Ардаширова - М.: Просвещение, 1986 - 150с.

17 Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.

18 Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.

19 Ткацкий И.Л. Спешите творить благо//Пионер - 1990 - №5 - 55с.

20 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.

21 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 - 944с.

22 Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 1982 - 103с.

23 Шапалова Ф.Д. Этическая беседа (услышать сердце человека// Начальная школа - 2000 - №5 - 63с.

Приложение 1.

Путешествие в страну сказки.

Цель: воспитать чуткость; пробудить интерес к книгам; воспитывать любовь к чтению; учить работать в коллективе.

Оборудование: плакат-карта, жетончики, грамоты, книги для выставки, портрет А.С.Пушкина, мешочек с картинками из сказок А.С.Пушкина.

Подготовительная работа: вспомнить, прочитать сказки, узнать о писателях (А.С.Пушкин, Х.Кр.Андерсен, Братья Гримм, Ш.Перро).

ХОД ИГРЫ:

Ведущий: «Ребята, почему мы любим сказки? Что вы думаете по поводу фразы записанной на доске?

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сегодня мы отправляемся в страну сказок. Вот и наша карта путешествия».

Ведущим объявляются правила игры.

Правила:

1. после объявления задания не выкрикивать, а, посовещавшись с командой, поднять руку и дать ответ;

2. за нарушение снимается 1 очко (жетон);

3. за правильный ответ команда получает 1 очко (жетон);

Ведущий: «Но прежде чем попасть в сказочную страну мы должны открыть ворота, а для этого нам надо назвать авторов этих сказок: «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка» (Х.Кр.Андерсен);

«Бременские музыканты», «Сладкая каша», «Розочка и беляночка» (Братья Гримм);

«Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка» (Ш.Перро).

Молодцы! А что вы можете рассказать об этих сказочниках?

Умницы! Вы правильно ответили и ворота открылись! Вперёд в сказочную страну!

И так наша первая станция - это «Узнай сказку».

1. А дорога далека,

А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

(Машенька и медведи).

2. Красная девица грустна,

Ей не нравится весна,

Её на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка…

(Снегурочка).

3. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра!..

(По щучьему велению).

4. Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

5. Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке…

(Колобок).

6. Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!..

(Волк и семеро козлят).

7. Скачет лошадь непростая -

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок -

Удивительный конёк

По прозванью …

(Конёк-Горбунок).

Молодцы! Вы всё знаете! Следующая наша станция называется «Знакомые образы»: по описанию нужно узнать сказочного героя, сказку и писателя.

1. «В ту минуту в сердцевине цветка что-то щёлкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была всего в дюйм ростом»

(Дюймовочка, Х.Кр.Андерсен).

2. «Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает -

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит»

(Царевна-Лебедь,

«Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебеди»

А.С. Пушкин).

3. «24 были совсем одинаковые. Один от другого не отличишь, а 25-ый [солдатик] был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял также твёрдо, как другие на двух»

(Стойкий оловянный солдатик,

Х.Кр.Андерсен)

Сказочные герои все отгадались,

А мы к третьей станции подобрались!

Теперь ребята нам надо самим дать название сказки.

Сейчас потолкуем

О сказке одной:

Тут синее море,

Тут берег морской,

Старик вышел к морю,

Он невод забросит,

Кого-то поймает

И что-то попросит.

О жадной старухе

Рассказ тут пойдёт,

А жадность, ребята,

К добру не ведёт.

И кончится дело

Всё тем же корытом,

Но только не новым,

А старым, разбитым.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкина)

А вот следующая станция. А как она называется вы должны отгадать сами!

Здесь ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Здесь царевна оживает

Злу наперекор,

Здесь красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Здесь Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Здесь разбитые корыта

Рыбка раздает,

Здесь шумит волна морская,

Нас сюда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Вы правильно догадались, наша последняя станция называется «Сказки А.С.Пушкина»! А кто нам расскажет про А.С.Пушкина?

А сейчас вам надо догадаться из одной и той же ли сказки наши герои:

· Царь Дадон и шамаханская царица? (Да);

· Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет);

· Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да);

· Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет);

· Попадья и золотая рыбка? (Нет);

· Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да);

Просто молодцы! Всё правильно ответили, но это ещё не всё. Смотрите, кто-то потерял мешочек с вещами, надо каждой вещи найти хозяина. Вы готовы?

· Разбитое корыто (Старуха);

· Невод (Старик);

· Белочка (Князь Гвидон);

· Говорящее зеркало (Злая Царица-мачеха);

· Золотой петушок (Царь Дадон);

· Дубовый лук (Князь Гвидон);

· Прялка (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане");

Дорогие ребята, вот мы и добрались до нашей конечной станции.

Вам понравилось наше путешествие?

Приложение 2

«Узнай сказку» (урок-игра по сказкам К. И. Чуковского)

Цель: расширить, углубить и проверить знания уча-щихся по сказкам К. И. Чуковского; учить правильному, бег-лому, осознанному чтению; развивать познавательную активность; прививать интерес к творчеству К. И. Чуков-ского-сказочника; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг К. И. Чуковского, вы-ставка детских рисунков к его сказкам, портрет писателя.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Учитель сообщает тему урока, коротко рассказывает о творчестве К. И. Чуковского-сказочника.

II. ИГРА "УЗНАЙ СКАЗКУ".

В игре принимают участие все ученики класса. За пра-вильные ответы детям выдаются жетоны. Два игрока, на-бравшие наибольшее количество жетонов в отборочном ту-ре, продолжают борьбу в финале.

Задания отборочного тура

1. Кому из героев сказок К. И. Чуковского принадлежат эти слова?

1) Я злодея зарубил, Я тебя освободил.

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!

(Комару из сказки "Муха-Цокотуха".)

2) Ах ты гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

(Мойдодыру из сказки "Мойдодыр".)

3) О, если я не дойду, Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?

(Айболиту из сказки "Айболит".)

4) Я кровожадный, Я беспощадный,

Я злой разбойник!..

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только маленьких

(Да, очень маленьких!)

Детей!

(Бармалею из сказки "Бармалей".)

5) Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

(Федоре из сказки "Федорино горе".)

6) Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую.

(Таракану из сказки "Тараканище".)

7) Если только захочу,

И луну я проглочу!

(Крокодилу из сказки "Краденое солнце".)

2. По страницам одной сказки.

"Муха - Цокотуха ":

1) Что нашла Муха? (Денежку.)

2) Что купила Муха? (Самовар.)

3) На какой праздник Муха созвала гостей? (На свои именины.)

4) Кто хотел убить Муху? (Паук.)

5) Кто спас Муху? (Комар.)

6) Что было в руке у Комара? (Фонарик.)

7) Как Комар убил Паука? (Зарубил саблей.) Театральная пауза: ученики в костюмах инсценируют отрывок из сказки "Муха-Цокотуха".

"Бармалей":

1) Куда убежали Танечка и Ванечка? Африку.)

2) Кто позвал Бармалея? (Бегемот.)

3) На чем летел Айболит? (На аэроплане.)

4) Куда Бармалей бросил Айболита? (В костер.)

5) Кто проглотил Бармалея? (Крокодил.)

6) О чем дети попросили Крокодила? (Выпустить Бар-малея.)

7) Куда дети решили увезти Бармалея? (в Ленинград -- теперь Санкт-Петербург.)

Театральная пауза: ученики в костюмах инсценируют отрывок из сказки "Бармалей".

"Айболит":

1) Кто прислал телеграмму Айболиту? (Гиппопотам.)

2) Что случилось с детенышами животных? (Они заболели.)

3) Куда отправился Айболит? (В Африку.)

4) Кто помогал ему в пути? (Волки, кит, орлы.)

5) Чем Айболит угощал больных малышей? (Шоколад-ками и гоголем-моголем.)

6) Сколько времени Айболит лечил зверят? (10 дней и 10 ночей.)

Театральная пауза: ученики в костюмах инсценируют отрывок из сказки "Айболит".

Два ученика, набравшие наибольшее количество жето-нов, продолжают соревнование в аукционе сказок, где им необходимо будет угадать название сказки. Участники ве-дут торги за право назвать произведение без подсказки или с одной (двумя, тремя) подсказками. Если игрок после торга не называет произведение, очко зарабатывает про-тивник, а вопрос переадресуется классу. Всего финалисты должны назвать 5 сказок. Игрок, набравший наибольшее количество очков, объявляется победителем.

Задания финального тура

1. Назвать сказку о самопожертвовании, взаимопомо-щи, бескорыстии и великой силе медицины.

Подсказки:

1) "Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу".

2) "Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят".

3) "Слава добрым докторам!" ("Айболит".)

2. Назвать сказку, в которой во время именин чуть было не произошло убийство, но все закончилось свадьбой.

Подсказки:

1) "Дорогие гости, помогите!"

2) "И никто даже с места не сдвинется: Пропадай-погибай именинница!"

3) "Слава, слава Комару-победителю!" ("Муха-Цокотуха".)

3. Назвать сказку о непослушных детях, о том, как они были наказаны и о победе добра над злом.

Подсказки:

1) "Но папочка и мамочка уснули вечерком..."

2) "Мы от мамы убегать никогда не будем".

3) "Ой, я буду добрей, Полюблю я детей!" ("Бармалей".)

4. Назвать сказку о перевоспитании грязнули. Подсказки:

1) "Ты один не умывался И грязнулею остался".

2) "Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил".

3) "Мылом, мылом,

мылом, мылом,

Умывался без конца".

("Мойдодыр".)

5. Назвать сказку, в которой совершается кража.

Подсказки:

1) "Наступила темнота, Не ходи за ворота".

2) "Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите".

3) "Здравствуй, солнце золотое!"

("Краденое солнце".)

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

Победитель игры награждается большой медалью "Знаток сказок К. И. Чуковского" и книгой со сказками это-го писателя. Наиболее активные участники получают мале-нькие медали.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.