Рефераты. Воспитание чуткости у детей через сказку

Её любили лесорубы, рыболовы. Получается, что сказки жили в мужской среде. А были ли женские сказки?

В.Я.Пропп указывает: «Особой областью женской сказки являются сказки нянек и бабушек для детей. Знание сказки и любовь к ней прививается с детства. Деревня прекрасно знает не только развлекательное, но и воспитательное значение сказки» [2. c.325].

Значит, если мужская сказка рассказывалась с целью развлечения, то женская сказка кроме развлечения, преследует воспитательную цель. В.П.Аникин считает так: « Что сказка имеет воспитательное значение - это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания - это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки» [1. c.39]. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

1.2 Сказка как воспитатель добрых чувств детей

Так что же такое чуткость, милосердие? Милосердие - понятие ёмкое, оно включает в себя: незлобивость, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность. Что же значит быть чутким?

Быть чутким - значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.

Быть чутким - значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желания других. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли. Быть чутким - значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.

Для чего нужна эта добродетель?

Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому. Если кто-то равнодушен к людям, то и они станут отвечать тем же этому человеку.

Если на Земле исчезнет чуткость, люди будут постоянно ссориться, так как никому ни до кого не будет дела. Если же чуткость станет основой отношений людей, все будут жить в мире и согласии.

Проявляя чуткость, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.

В чём она проявляется?

Чуткость проявляется тогда, когда мы задумываемся, как наши поступки отражаются на других. Если человеку присуща чуткость, чувства других людей также важны для него, как и его собственные. Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим. О чуткости можно говорить много. Очень важно понять, что в чуткости и любви к людям человек «возрастает духовно».

Чуткость - компонент милосердия. «Милосердие превосходит законы зла, оно вообще больше любых политических (юридических) законов. Оно не подвластно естественным, всемирным законам. К этому приходит каждый верующий человек, понимая, что Бог милосерден, ибо человек получает милосердие от Бога и отдаёт его, ничего не прося взамен, видя в этом смысл жизни, основу спасения».

Итак, чуткость - необходимое качество для настоящего Человека. Как же его привить?

Воспитание начинается с детства, поэтому воспитание таких качеств как чуткость, сострадание также надо начинать в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству.

Известный педагог В.А.Сухомлинский считает, что «воспитание чуткости, отзывчивости к горю и состраданиям других людей - важная задача школы» [4. c.88]. По его мнению, если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, родителей, родственников, если он не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, - он не станет настоящим человеком. «Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности чуткости, отзывчивости - это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека, тогда когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей» [4. c.88].

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться.

Сухомлинский отмечает, что чем старше ребёнок, тем «труднее учителю прикасаться к тем, образно говоря, тонким струнам человеческого сердца, звучание которых выливается в благородные чувства» [4. c.235].

Родители самые первые воспитатели ребёнка. В каждой нормальной семье, естественно, родители и дети любят друг друга. Но какая это любовь? Любовь ребенка к родителям может стать эгоистической, если она не одухотворена творением добра. Если для ребёнка родители являются только источником радостей, они нужны ему будут только для этого. Надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь. Ведь, чтобы жить в обществе, надо уметь поступиться своими радостями ради благополучия других людей.

Хороший совет даёт родителям В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», который заключается в том, что не следует уводить ребёнка от мрачных сторон жизни. Надо, чтобы ребёнок видел и хорошее, доброе и плохое, грустное. Ведь, если жить только в радости, ребёнок может стать эгоистом. Он не будет знать, что в жизни есть также и горе. Он не будет ценить свои радости и усилия родителей, которые прилагают для счастья своего ребёнка. Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в детстве.

«Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным» [4. c.233].

Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими. Как же этого добиться?

Вот что пишет Сухомлинский: «Источник детской совести, готовности делать добро для других - это сопереживание чувств тех людей, у которых на сердце горе и невзгоды. Чуткость к духовному миру человека, способность откликаться на чужое несчастье - с этого начинается высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота» [4. c.233].

«Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание - это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем» [4. c.236].

В «Школе радости» Сухомлинского воспитанники постигали азы большой науки человечности. Учитель учил их видеть глаза другого человека, где отражались горе, боль, печаль или радость, счастье.

Ведь, чтобы человек стал действительно чутким и в зрелые годы, чтобы это вошло его нравственный облик, необходимо, чтобы он всё детство думал и о других людях.

Чтобы научить детей чувствовать, педагогу нужно передавать им свою эмоционально-нравственную культуру, которая невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. Ребёнок сможет понять, что на душе у человека в том случае, если поставит себя на место переживающего печаль или тревогу.

Так же воспитателю необходимо уметь щадить чувства детей, понимать их горести. Ведь у малыша может быть своё горе (каждому кажется, что его беда важнее всего) и если он не дождётся помощи, ласки, понимания, так же станет относиться к чужой беде.

В.А.Сухомлинский большое значение придаёт воспитанию чуткости у детей. Он знает, что это очень важная способность для личности. Этому вопросу педагог много внимания уделяет в книге «Сердце отдаю детям».

«Я стремился к тому, чтобы все мои воспитанники делали благородные поступки - помогали товарищам или вообще другим людям из внутренних побуждений и переживали глубокое чувство удовлетворения. Наверное, это одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов: сделай вот так. Как же поступать в практике работы?

По-видимому, самое главное - развивать в ребёнке внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учить сопереживать. Но как это делать? Как добиться того, чтобы дети, увидев горе другого человека, мысленно ставили себя на его место, чтобы яркая мысль пробуждала яркое чувство, чтобы личность маленького ребёнка как бы сливалась с личностью человека, в жизни которого страдания, чтобы в человеке, переживающем горе, ребёнок видел и чувствовал самого себя» [4. c.238].

Действительно, как добиться этого учителям? Каким образом учить ребёнка сопереживать, сочувствовать, воспитывать в нём милосердие, чуткость?

У опытного педагога должно быть могучее средство воспитания чуткости - слово. Этому же должна учить и книга.

Чтение играет большую роль в воспитании детей. Вот как на это смотрит Сухомлинский: «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [4. c.189].

А.Солженицын в Нобелевской лекции назвал своё ощущение литературы как единого большого сердца, колотящегося о заботах и бедах нашего мира. Что, как, не литература, по его мнению, способна внушить человеку чужое горе и радость, никогда не пережитых им самим чувств.

Тихомирова И.И., учитель, считает, что «Художественная литература рассчитана на тех, кто опыт, пережитый другими, способен сделать своим.

«Сердечная литература» требует и сердечного читателя. Этот тип читателя хорошо обрисовал Лев Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного типа он назвал чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество - способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства, Названные писателем качества - предпосылка полноценного восприятия любого художественного произведения и, следовательно, эмоционального влияния книги на читателя. Без сопереживания чтение художественной литературы утрачивает свой смысл. Сопереживание - единственный способ обогатить свой жизненный путь болью, радостью и страданиями других» [5. с.10].

Таким образом, мы видим, что литература играет большую роль в воспитании чувств. Её также можно назвать источником воспитания чувств, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.

Но чтобы читатель пережил во всём богатстве эмоциональных состояний чужую жизнь, он должен владеть языком чувств, уметь прочесть их в душах персонажей. В этом случае эмоциональная культура должна органично сливаться с читательской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.