9
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
Кафедра педагогики
начального обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
ВОСПИТАНИЕ ЧУТКОСТИ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Выполнила
Губова Евгения Олеговна
студентка 3 курса, психолого-
педагогического факультета
Научный руководитель:
Панасевич Зоя Михайловна
ст. преподаватель
Брест 2007
Введение
Прежде чем начать написание своей курсовой работы я обратилась к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, чтобы проверить правильно ли я понимаю значение слов ЧУТКОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ. И вот как великий русский филолог объясняет их: милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким - это значит быть отзывчивым и сочувственным.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так происходит?
Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение, Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?
В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение психологической основы человеческого бытия - борьбы за победу духовного начала над материальным. Каждый день в прессе встречаются сообщения, свидетельствующие о том, сколь часто в детях берёт верх низшая сторона их натуры - это проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости. Недавние исследования, проведенные в США, показали, что детская и подростковая преступность напрямую связана с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и отсутствием веры. «Помогать ребёнку видеть в себе всё лучшее и следовать своей высшей природе - значит препятствовать росту детской преступности»- так написано в пособии для родителей «Путешествие в страну добродетелей».
Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?
Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.
Родители ребёнка - первые и главные его учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.
Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель.
Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Учитель постоянно думает: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания исти-ны. Язык -- это материальное выражение мысли, и ребе-нок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому -- сказка. Сказки предназначены для детства.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства -- это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей - важная задача школы.
И, возможно, эта тема более актуальна чем, например, экологическое воспитание. Так как прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать.
Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка -- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка -- его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап -- инсценизация. Создание сказок -- один из самых интересных для де-тей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важ-ное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия -- животворный источник дет-ского мышления, благородных чувств и стремлений. Мно-голетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребен-ка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятель-ности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно ста-новится сферой духовной жизни ребенка, средством выра-жения мыслей и чувств -- живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными обра-зами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки -- живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребен-ка,-- невозможно представить детского мышления и дет-ской речи как определенной ступени человеческого мыш-ления и речи.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах -- первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке чер-паются первые представления о справедливости и неспра-ведливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Сказка -- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки -- в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд-цу и уму ребенка могучий творческий дух трудового на-рода, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -- творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жиз-ни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка поса-дили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал со-ломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки -- как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе -- игра творческих сил народного духа. Сказка -- это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» [4. c.29].
Цель этой работы - исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки.
Задачи исследования таковы:
- проанализировать учебники на предмет выявления воспитательного содержания сказок;
- использовать их в воспитании чуткости детей;
- определить уровень сформированности (наличия) чувства чуткости в исследуемой группе детей;
Методы исследования следующие:
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ творческой работы;
Методики можно применить такие:
1. «Оценка», цель которого - установить моральные представления детей о чуткости.
2. Сочинение сказки.
3. Сочинение- миниатюра «Если бы я был волшебником».
Экспериментальная работа проводилась в СШ № 27 города Бреста в 1 «Б» классе с учительницей Коцур Натальей Леонидовной.
I РОЛЬ СКАЗКИ В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
1.1 Сказка как жанр художественного творчества
«Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. c.5].
Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, -- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7