Рефераты. Воспитание чуткости у детей через сказку

Так как нужно читать, как должен читать ребёнок?

Чернявская И.С. приходит к выводу, что ребёнку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, вследствие чего ребёнок будет эмоционально реагировать на прочитанное.

Советские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух - это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное.

Следует также отметить, что эмоциональное переживание у ребёнка младшего школьного возраста предваряет работу мысли. Отсюда следует, что установку надо давать, прежде всего, на эмоциональное восприятие. Нельзя сразу же извлекать поучение, логическое заключение, педагогическую пользу, так как это пагубно воздействует на ребёнка, разочаровывает его, лишает эмоциональной реакции.

Значит, литература оказывает сильное влияние на воспитание чувств ребёнка. Но какие жанры литературы имеют большее действие? В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, - то он сам станет их выдумывать» [6. с.158].

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А.. Этого же мнения придерживается и В.Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [7. с.6].

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь - самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы - и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления» [8. с.10].

В.А. Сухомлинский использовал сказки в своём обучении в школе. Он обучал и воспитывал с помощью сказки. Каждый день приносил детям какое-то открытие. Открытие облекалось в сказку, которую делали сами дети.

Сухомлинский хорошо понимал души своих воспитанников. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить.

Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. «Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка; средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления.

Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени человеческого мышления и речи» [4. с.181].

Почему же дети так любят сказки и охотно их слушают?

Сухомлинский считает, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки - так, как через каналы связи-сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [4. с.30].

Теперь мы знаем, что сказка важна для развития мышления, воображения, помогает различать понятия добра и зла. Но воспитывает ли сказка такое качество как чуткость?

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В.А.Сухомлинский,- ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» [4. с.181].

Конечно, всем известен французский писатель и критик Шарль Перро. Его более всего занимало, какое влияние окажут пересказанные им сказки на детей. Он писал: «Трудно себе пред-ставить, с какой жадностью эти невинные души, еще не утратив-шие природной чистоты, воспринимают скрытые в сказках поучения. Они грустны и подавлены, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье». Из «се-мян», посеянных в детской душе, писатель чаял со временем уви-деть всходы «добрых наклонностей». И вот, на примере его знаменитой сказки «Золушка» мы попробуем проверить возможность вызывания различных эмоций и чувств у ребёнка.

Золушку загружали самой тяжелой работой по дому: ей приходилось мыть посуду и лестни-цы, убирать комнаты госпожи и ее дочерей-барышень. Спала Зо-лушка на чердаке на соломенной подстилке, а ее сестры -- в комна-тах, где паркетные полы, у стен стоят зеркала, в которых мож-но видеть себя с ног до головы... Всё это вызывает у ребёнка сильное негодование из-за такой несправедливости. Королевский сын устроил для знати бал... Золушка гладит сестрам белье, крахмалит им воротнички. Чтобы талия была тоньше, барышни приказывают затянуть себя -- слуги «больше дюжины шнурков разорвали». Золушка провожала уезжавших на бал барышень «так далеко, как только могла», а когда они скрылись из глаз, она заплакала от огорчения, что сама не попадет на этот бал. А вместе с ней и юный читатель переживает огорчение и обиду, он очень сочувствует трудолюбивой Золушке. Про-изошло чудо, появилась добрая фея, она помогла бедной девочке. Фея первая проявила к Золушке милосердие, это хороший пример для ребёнка. Девушка поехала на королевский бал. Танцы прекра-тились, а скрипки перестали играть, когда Золушка вошла во дворец, -- так поразила всех ее красота. Дамы с большим вниманием рассматривали прическу Зо-лушки и платье, «чтобы завтра же заказать себе такие же, только бы нашлись столь же красивые материи и столь же искусные мас-тера». Королевский сын влюбляется в Золушку. Они весело танцуют… Этот эпизод вызывает у ребёнка радость, вызывает желание хлопать в ладоши. 12 часов, бой курант, Золушка убегает, теряя туфельку… Принц примеряет девушке хрустальный башмачок и узнает в ней ту самую принцессу с бала… Золушка и принц женятся… А читатель счастлив, что всё закончилось так хорошо.

Как мы видим на примере, ребёнок, читая сказку, переживает целую бурю противоречивых эмоций и чувств. Ему полюбились герои, они стали ему родными, близкими, а значит, могут и станут примером для подражания.

Сказка -- источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки -- в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд-цу и уму ребенка могучий творческий дух трудового на-рода, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -- творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жиз-ни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка поса-дили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал со-ломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки -- как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе -- игра творческих сил народного духа. Сказка -- это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Таким образом, сказка - это благодатная и ничем не заменимая основа воспитания, развития не только мышления, творчества, но и такого качества как чуткость.

Но чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям. В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,-- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу -- опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» -- тетеревам без боязни гулять по лу-гам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления -- об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности-- ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.