Такими источниками могут быть: грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.
Опираясь на труды классики педагогики, Ш.А. Амонашвили разработал систему основных установок учителя гуманного педагогического процесса.
Законы учителя.
Любить ребенка
Понимать ребенка
Восполняться оптимизмом к ребенку
Принцип очеловечивания
Принцип уважения личности ребенка
Принцип терпения в становлении ребенка
Заповеди учителю.
Верить в безграничность ребенка
Верить в свои педагогические способности
Верить в силу гуманного подхода к ребенку
Личностные качества учителя.
Стремление к развитию
Стремление к свободе
Доброта
Откровенность и искренность
Преданность
Свод правил для учителя.
Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему “со радость”, сочувствие.
Общайтесь с ребенком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
Говорите с детьми спокойным, располагающем к себе голосом и экспрессией.
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершит достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а так же объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание желания детей по содержанию урока.
Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
Поощряйте детей ставить вопросы, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснить ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решения задачи, как обсуждать, оценивать.
Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражении при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
Помогайте ребенку превзойти самого себя.
Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
Задавайте детям домашнее задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.
Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способом их решения.
Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные уроки”, помогайте им в проведении таких урок>в.
Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их автор.
Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведение интересного урока.
Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.
Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
Поощряйте само оценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.
Эти правила, отмечает Ш.А. Амонашвили, не исчерпывают всю гамму личностно-гуманного общения учителя с учениками и являются, скорее описанием приемов, однако следованием их может стать первыми шагами учителя по пути демократизации и гуманизации педагогического процесса
Одним из вариантов реализации гуманистического подхода в бучении, по мнению Ш.А. Амонашвили, является педагогика сотрудничества, идею которой в том, чтобы “сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты”.
III. Интегральная модель, обоснованная М.Н. Берулаевой, помогает найти компромисс между традиционной моделью, приоритетом которой является прочное усвоение знаний, умений и навыков, и личностным подходом. Она предполагает, что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуально-пихических и личностных свойствах.
Реализация интегральной модели исключает изолирование или выпячивание роли какого-либо одного из аспектов в обучении и в этом смысле противостоит его субъективной модели.
М.Н. Берулаева подчеркивает, что для успешной реализации, гуманистической парадигмы необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:
1. Нужен учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент. Создать такой корпус просветителей в одночасье невозможно, но поставить такую цель - чрезвычайно важно.
2. Нужно конструировать новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
3. Нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
В заключение необходимо кратко остановиться на сущностных чертах гуманистического подхода в обучении:
Гуманистический подход предполагает широкое понимание процесса учения как дела становления человека.
Он основан на допущении, что человек изначально свободен, и, следовательно, ответственен за свои действия и их последствия.
Признание самоценности каждой личности.
Практика гуманистической школы выработала конкретные формы и методы педагогической деятельности. Среди них:
1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16