109
Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли
В Европе - древнегреческие философы Демокрит (460 - 370 г. до н.э.), Сократ (469 - 399 г. до н.э.), Платон (427 - 347 г. до н.э.), Аристотель (384 - 322 г. до н.э.) - о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман - “Образование оратора” - основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная педагогика - о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево - маслиновые рощи.
В период средневековья - господство церкви - все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуман (160 - 222), Августин (354 - 430), Аквипат (1225 - 1274) - создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения - педагоги гуманисты
В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку - с именем Я. А. Каменского (1592 - 1670) - “Великая дидактика” - 1654 г. (см. методичку, табл.).
Джон Локк (1632 - 1704) - теорию воспитания - “Мысли о воспитании” - взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).
учение о целях, принципах, сущности воспитания,
о руководящей роли школы, учителя,
о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,
пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности,
концепция развивающего обучения,
трудовое воспитание - полноценное воспитательное средство - труд.
В конце XIX - начале XX в. - центр педагогической мысли США Джон Дьюи (1859 - 1952), Эдвард Торндайк (1874 - 1949) - вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.
Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 - 1939) - проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 - 1939) - о детском коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) - исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.
Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства достижения).
Цели воспитания - провозглашаются обществом.
В нашей стране - “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое время.
Сейчас - прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая идеология - это подход тех или иных классов или групп к решению общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).
Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus - человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности.
Конечная цель воспитания с позиции гуманизма - человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:
ценности для всего общества, а не для группы людей, партии, государства.
Деидеологизация, т.е. отказ от установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно - правовое, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства человечества.
Общечеловеческие ценности - это трансцендентные (запредельные) ценности, т.е. ценности, которые носят абсолютный характер.
Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.
Они носят постоянный, непреходящий характер - образец “поведения” для всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и т.д. - это нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный кодекс строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей, к которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей Родине”, “борьба за победу”.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек - гражданин конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, но отвергает национализм.
Гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм - признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм, стремление к общности с другими народами. Особенно это свойственно нашему народу - идея соборности является ведущей идеей русского самосознания.
В связи с вышеизложенным скорректируем цели учебно-воспитательного процесса.
В нашей стране традиционно считалось в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса - подготовка высококвалифицированного специалиста, способного эффективно работать на производстве, на благо нашего государства - технократический подход.
Гуманистический подход - создание предпосылок для самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи подготовки высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой квалификации нельзя реализовать себя как личность. Но в гуманистическом подходе нет оценки студента, как только функционера общественного производства. Рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие условия, что его узкоспециализированные знания не позволят реализовать себя, а может и просто заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую систему обучения “которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности”.
А это возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки. Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства.
И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть реализована в гуманистической педагогике (высокая степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности - представлениям о совершенном человеке - герои сказок, песен, поговорок - смелость, честность, храбрость, справедливость.
Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал педагогов уже в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.
В средние века - идеал духовный, физические радости греховны. Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного развития в трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд, показали его как добродетель социалисты - утописты.
Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией.
В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала личности.
1. Высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Маяк! Ориентир! К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе.
2. Приземленный, реальный идеал - герой своего времени, тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу желают своим детям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16